В конце 2024 года вышла книга «91–23: О популярной музыке независимого Казахстана». Это исследование, которое выпустил Фонд Батырхана Шукенова, посвящено музыкальной культуре страны с 1991 по 2023 год. 

Команда проекта отобрала более 400 исполнителей и хронологически поделила их на пять условных разделов: рок-музыку, поп-группы, поп-звезд, хип-хоп индустрию и независимую сцену. По мнению авторов, именно эти музыкальные направления оказали и оказывают наибольшее влияние на культуру Казахстана. На деле, конечно, нюансов больше: каждый раздел также делится на жанры и не является концептуально единым течением. 

Мы решили выбрать по одному интересному исполнителю из каждого раздела книги, и поделиться их биографиями, собранными в книге и сторонних источниках.

Текст Жангир Джангильдин

Иллюстрации Айдана Самай

 

Музыка молодых: три поколения казахстанского рока

В первом разделе книги «Музыка молодых» рассказывается о трех поколениях казахстанских рок-групп. Мы решили ознакомить вас с нойз-панк группой, основной тематикой которой является протест против власти Нурсултана Назарбаева и, помимо прочего, кровавого подавления протестов в Жанаозене.  

 

Фото: Фестиваль Форма 2019

 

Назарбаев Террор Машин

Об основании группы и ее участниках известно не так много. Они остаются анонимными и ходят в балаклавах. Известно, что группа жила в Москве и записывала свои альбомы там же. Согласно легенде, приведенной в книге, «Назарбаев Террор Машин» основана в 2011 в Жанаозене. Их творчеству характерны высказывания о социально-политической обстановке в Казахстане, экспериментальное панк-звучание и лирика на казахском языке.

Например, их первый альбом 2015 года«Жаңаөзен» как раз отсылает к кровавым событиям, произошедшим после забастовки нефтяников, которые требовали повышения зарплаты и улучшения условий труда. А ПЕРВЫЕ ШЕСТЬ КОМПОЗИЦИЙ АЛЬБОМА НАЗВАНЫ В ЧЕСТЬ АКТИВИСТОВ, КОТОРЫЕ ПОЛУЧИЛИ НАИБОЛЬШИЙ СРОК ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ЗА «БЕСПОРЯДКИ». В интервью 2016 года для портала Sadwave барабанщик группы рассказал, что он прослушал самые яростные выступления забастовщиков и членов их семей еще до расстрела силовиками Назарбаева и нарезал их на вокальные семплы, позже наложив на них гитарные риффы. Так получился первый альбом. 

Согласно известным данным, группа разъехалась по разным странам после начала войны в Украине. В книге рекомендуют ознакомиться с первым альбомом «ЖАҢАӨЗЕН» и последним ŪLY JÜT.

 

 

Изобретая поп-группу

Во втором разделе книги — «Изобретая поп-группу» — рассказывается о поп-коллективах страны, многие из которых зародились из советских вокально-инструментальных ансамблей или даже рок-групп. Поэтому от протестного жанаозенского панка мы плавно (не совсем) переходим к уже кажущимся солнечными 2000-м и вспоминаем крайне популярную в те годы алматинскую группу JCS.

 

Фото: jcs-group.kz

 

JCS

Группа под руководством Казбека Спанова образовалась на рубеже тысячелетий из музыкантов-инструменталистов и вокалистов, которые преимущественно выступали в ресторанах. Помимо Казбека, в первом составе JCS играл и знаменитый джазовый пианист Виктор Хоменков. Он привел в коллектив бас-гитариста Валерия Насибуллина. Затем к трио присоединились Абай Рахышев, Ермек Дияров и солист Данияр Макашев. Этот состав принято называть золотым. Считается, что название группы — это аббревиатура слов Jazz China's Specification (джаз с китайской спецификой). Вторая версия: «Специфика у джаза чайная». Дело в том, что джаз символизирует запад, чай — восток, а группа находится на перекрестке культур.

В книге говорится, что стилистически музыка JCS — это смешение джаза, соула, фанка, попа, рока и этнической музыки, что является неким «алматинским изобретением». Их первый альбом показал себя эталоном поп-музыки и одним из самых успешных релизов в истории казахстанской сцены. 

В 2004 году, после крупного успеха, в автокатастрофе погиб солист группы Данияр Макашев. После этого в группе начали происходить кадровые перестановки. Сейчас новый состав группы часто выступает в алматинском клубе MuzCafe. В книге рекомендуют ознакомиться с альбомами LIGHT и «СҰЛУЛЫҚ».

 

 

В свете софитов

В третьем разделе, «В свете софитов», книга повествует о популярных звездах разных жанров, которые собирали и продолжают собирать людей на крупных концертах и перед экранами. Мы решили вспомнить жизненный и творческий путь итальянца Паскаля Каприно, который нашел в Казахстане второй дом.

 

Фото: Son Pascal / Instagram

 

Son Pascal

Итальянский певец Паскаль Каприно приехал в Казахстан в 2011 году на музыкальный конкурс. В 2012 Паскаля снова пригласили в Казахстан, и он решил переехать сюда. На тот момент у исполнителя уже было пару альбомов и опыт работы в Англии. В 2020 году певец женился на местной девушке и продолжил свою музыкальную деятельность. 

Он дебютировал в казахстанском шоу-бизнесе видеоклипом на песню Englishman in Shymkent — адаптацией композиции Стинга Englishman in New York. Песня стала популярной, и Паскаль быстро влился в индустрию, начав исполнять песни на казахском языке. ПЕВЕЦ ТАКЖЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАЛ С КАЗАХСТАНСКИМ МУЗЫКАЛЬНЫМ НАСЛЕДИЕМ, ПЕРЕОСМЫСЛИВ ПЕСНЮ АБАЯ КУНАНБАЕВА «КӨЗІМНІҢ ҚАРАСЫ». Плюс он сотрудничал с такими артистами, как Moldanazar и Asiya. 

Последний релиз исполнителя Sui Meni вышел в феврале 2023 года. Им Son Pascal обозначил возвращение на сцену и позже дал большой сольный концерт в Астане. В книге рекомендуют ознакомиться с его альбомом YURT, а также песнями ZHANYM SOL и «МЕН СЕНІ СҮЙЕМІН». 

 

 

Многоликий и живой: путь казахстанского хип-хопа

Четвертый раздел книги посвящен самому популярному среди молодого поколения жанру и его тернистому пути к пьедесталу музыкальной сцены. В этой части мы возвращаемся в 2007 год и рассказываем об андеграундном проекте «Пост Мортем».

 

Фото: Пост Мортем / Youtube

 

Пост Мортем

Группу сформировали рэпер Алибек Жусип из Житикара и битмейкер Максат Бекес из Каскелена. Позже к проекту присоединился Евгений Постебайло, который отвечал за визуальное оформление музыки. «Направление творчества группы можно охарактеризовать как macabre rap — смесь социального рэпа и хорроркора, а основным мотивом произведений стало наблюдение за жизнью обывателя в условиях нестабильного мира через призму размышлений о неминуемой смерти», — говорится о музыке «Пост Мортем» в исследовании. 

Запись первого альбома Macabre проходила в июне 2007 года на домашней студии Алибека. К тому моменту было готово лишь два трека, основной материал пришлось записывать за сутки. Помимо самой обложки альбома, Евгений визуализировал каждую песню с релиза. Это стало уникальным кейсом для музыкальной индустрии тех лет. Уникальным также стало музыкальное разнообразие альбома и сторителлинг, рассказывающий мрачные истории в поэтической рэп-форме. Группа желала сделать все на высочайшем уровне, чтобы «установить золотой кирпич в фундамент казахстанского рэпа». Затем альбом выложили в интернет для свободного скачивания, и он получил восторженные отзывы слушателей. В 2008 году коллектив выпустил второй полноформатный релиз Infandum Renovare Dolorem. 

Группа оставалась более-менее активной до 2013 года. В 2016 «Пост Мортем» заявили, что закрывают проект. Редакция книги советует ознакомиться с дебютным альбомом группы 2007 года Macabre.

 

Фото: 0piaband / Instagram

 

Независимые артисты независимой страны

В последнем разделе книги говорится об артистах и коллективах, которые записывают и продвигают себя самостоятельно: без помощи крупных лейблов или дистрибьюторских компаний. Здесь очень много разноплановых исполнителей, которые работают и экспериментируют со всевозможными жанрами. В данной категории есть такие артисты, как Moldanazar, M’Dee, ZOLOTO, Darkhan Juzz, SAMRATTAMA и Imanbek. Мы решили рассказать об алматинских пост-панк и дрим-поп группах «Опиа» и «Киса в колесе».

 

Фото: kisa_v_kolese / Instagram

 

Опиа х Киса в Колесе

Инди-рок-группу «Опиа» основали брат с сестрой Илья Меньшиков и Екатерина Загоровская в 2019 году. Сейчас они работают под двумя отдельными лейблами. За братом осталась группа «Опиа», а сестра создала группу «Киса в колесе». Однако на большинстве фестивалей они все еще выступают совместно. 

Группа стала известной на фоне отставки Назарбаева с поста президента и незаконных задержаний активистов весной 2019 года. Тогда они записали ироничную песню «Я умираю в Нур-Султане». Это стало эмоциональной реакцией на происходящее в стране. Трек начал жить своей жизнью и стал популярным в России, Беларуси и Украине. В 2021 году похожим ироническим социальным высказыванием группы стала песня «Семейное рабство». 

С тех пор обе группы продолжают писать песни и вести активную концертную жизнь. Помимо их главного хита, команда Batyr Foundation также рекомендует послушать альбом «Тернии терпи».