9 августа отмечается Всемирный день книголюба. В честь этого мы составили подборку из семи малоизвестных современных авторов, которые пишут и публикуются сегодня.

Текст Султан Темирхан

 

Амангельды Рахметов

Однажды один из наших редакторов случайно попал на поэтический вечер Амангельды и высказался о нем так: «Я вообще терпеть не могу поэзию, но этот чувак интересный».

Поэзия Амангельды примечательна по нескольким пунктам. Во-первых, у него классная игра слов. Например, в одном из стихотворений он сравнивает луну с «лункой рыбака», в другом — свист чайника с «легким криком кипятка».

Во-вторых, хоть это и не самое важное, но у Амангельды крутые рифмы. Он умудряется ритмически приравнять слова «намастэ» и «степь», «апреля» и «деревья», «младенца» и «детство», «волшебство» и «произошло». Согласитесь, неочевидный подбор. При этом видно, что он подбирает слова не ради рифмы, а именно для передачи смысла.

Ну и третье — это проза Амангельды. Ее у него немного, но в ней он выворачивает понятие потока сознания на максимум. Например, в рассказе «Литературное преступление» нет ни одной точки, запятой и любых других знаков препинания. Ощущение, будто у автора началась паническая атака, и он не может заткнуться, пока не расскажет историю до конца.

 

 

Камила Ковязина

Есть мнение, что хорошая литература должна соответствовать трем критериям. Первое — отражать эпоху, в которую она написана, второе — вызывать эмоцию, третье — быть честной. Проза Ковязиной выполняет все три.

Как правило, ее сюжеты построены вокруг казахстанских женщин. Например, в книге «5 лет» речь идет о трех роженицах из разных социальных слоев: прогрессивной и эмансипированной Мадине, матери-одиночке из Жезказгана Алие и келинке из патриархальной традиционной семьи Акерке. В ходе повествования взаимоотношения между тремя героинями развиваются, что круто отражает казахстанский контекст.

В другой работе под названием «Женщины-улитки» речь идет о 40-летней банкирше Айгуль, «у которой мокнет в трусиках при виде учителя по робототехнике ее сына». Ковязина с первых абзацев дает пощечину читателю и говорит: «Сейчас будет много откровений, о которых думают все, но боятся озвучить».

 

 

Евгений Алехин

Евгений Алехин — писатель, поэт и репер (именно через «е» — прим. ред.). Известен авторством текстов таких групп, как «Ночные грузчики», «Макулатура» и «Шляпа Шаляпина». Возможно, главный представитель абстрактного хип-хопа — жанра, который характеризуется бытовыми текстами поверх нарочито лоу-файных битов.

Однако Алехин не был бы в этом списке, если б его творчество ограничивалось только музыкой. Проза Евгения также любопытна. Она камерная и обыденная, повествует о потерянных людях в повседневных обстоятельствах. Его персонажи, которые чаще всего списаны с него самого, занимаются вещами, знакомыми любому человеку: подрабатывают на стройке, пытаются бросить пить, снимают любительское кино, фристайлят, стесняются говорить по-английски.

Не зря, наверно, книги Алехина так и называются: «Рутина», «Календарь», «Камерная музыка». Скоро, кстати, выйдет фильм о поэте Борисе Рыжем, где Алехин сыграл главную роль.

 

 

Кирилл Рябов

О Рябове мы узнали через Алехина. Дело в том, что они дружат и сотрудничают уже много лет. Но, в отличие от Алехина, Рябов не занимается музыкой и в кино не снимается. От того и известно о нем гораздо меньше. Человек он интровертивный и не эпатажный. Впрочем, как и его персонажи.

Обычно это робкие молодые люди, которых поневоле заносит в череду непонятных событий. Так, в одном из рассказов главный герой в поисках наркотиков натыкается на одинокую женщину, которая помогает ему найти вещества, а позже приглашает к себе домой.

В другом — маленький мальчик, от лица которого ведется повествование, вытаскивает отца из белой горячки. В третьем рассказе молодая девушка узнает, что ее муж своровал новорожденного ребенка, потому что у них не получается зачать собственного.

При этом стиль у Кирилла выдержанный. Чем-то напоминает минималистичного Довлатова, позднего Хэмингуэя или журналистский репортаж. Предложения простые, ясные, но в то же время информативные.

 

 

Максим Тесли

Максима Тесли вы можете знать по группе «Щенки». Это авторы таких треков как «Уходи, если хочешь», «Шрамы» и «Ненависть». Некоторые из них даже вирусятся в Tik-Tok’е, что для панк-группы с грязным звучанием — редкость.

Максим — поэт. Причем поэт такой несуразный, задиристый. «Матершинник!» — выразилась бы про него любая учительница литературы. Проза у него тоже есть. Это одноименная книга о зарождении группы «Щенки» и их первом туре.

Помимо этого, Максим написал цикл лекций о поэтах серебряного века: имаджинистах, футуристах и прочих бездельниках того времени. Доступны они на сайте литературного журнала «Дистопия». Там же — отрывки из сборника стихов «Истерический реализм».

Кстати, последний приезд Максима в Алматы закончился фингалом под глазом. В интервью для BALAMA он рассказал об этом так:

«Мы гуляли. Пели песни “АукцЫон”. К нам подбежали ребята, задали необязательные вопросы, начали драку. Я упал после первого удара и мог только барахтаться как черепашка. Но мне понравилось. Иногда полезно получать по лицу».

 

 

Павел Банников

Павел Банников — экс-главред Factcheck.kz, тренер по медиаграмотности и казахстанский поэт. В отличие от большинства современных авторов, Банников не пытается выдавливать из себя поэтичность и эпатаж. Его стихи звучат просто, будто слушаешь слегка подвыпившего приятеля в лагманке на окраине города.

На сайте «Полутона», редактором которого является Павел, есть несколько циклов его стихотворений. От себя рекомендуем «На языке шавермы» и «Пляж».

 

 

Алексей Понедельченко

Был такой самиздат раньше, назывался «Батенька, да вы трансформер». Там публиковались гонзо-материалы и журналистские циклы о наркомании, рабстве и тюрьмах. Во всем этом множестве талантливо написанных текстов выделялся один, на первый взгляд непримечательный, цикл — «Записки автослесаря». Его автор — писатель из Новосибирска Алексей Понедельченко. Он более пяти лет работал в разных сервисах по починке авто и написал об этом рассказы. Самиздату они понравились, их опубликовали.

«Записки автослесаря» уютные и живые, но в то же время полны нецензурной лексики и откровенной усталости от происходящего. Персонажи — выгоревшие мужчины среднего возраста, которым надоело начальство, оборзевшие клиенты и ленивые коллеги по цеху. Впрочем, наверное, с этим сталкивался каждый, верно?

В общем, рекомендуем к прочтению. Все они доступны на сайте «Батеньки».

 

   

Обложка: finance.digitalbusiness.kz