Музыкальная резиденция BATYR LAB — это образовательно-практическая платформа для современных музыкантов и композиторов из Центральной Азии. С 2021 года она помогает участникам воплощать проекты в жизнь через продюсерскую, менторскую и грантовую поддержку. В предыдущих мастерских принимали участие такие музыканты как SAMRATTAMA, dudeontheguitar, DAMU, k.o.k.o.n.j.a, nasiafromasia и Шырын Базаркулова.

BATYR LAB всегда открыты к экспериментальной музыке. В резиденцию можно попасть в любом возрасте, с любым бэкграундом и предпочтениями в жанрах музыки. Мероприятие организовывает «Общественный фонд имени Батырхана Шукенова», о деятельности которого мы уже рассказывали.

В июне этого года прошла четвертая резиденция BATYR LAB под менторством Ивана Дорна. По этому случаю мы поговорили с директоркой фонда Наргиз Шукеновой, проектной менеджеркой Камилой Нарышевой и специалистом по дистрибьюции Шоканом Нукушевым. Они рассказали о мастерской, Иване Дорне, процессе работы с резидентами и важности дистрибьюции в музыкальной среде.

Автор Жангир Джангильдин

Фото Chingiz Gumarov

 

 

Наргиз и Камила

О процессе подготовки и отборе резидентов 

В этом году нашей команде было интересно попробовать что-то новое, и мы пригласили международного эксперта, украинского артиста и продюсера Ивана Дорна. У него был похожий опыт с лейблом Masterskaya в Украине. Нам близко его стремление находить новые голоса и помогать им реализовываться. Плюс мы давно наблюдаем за Иваном и развитием его карьеры: он не раз переизобретал себя и не боится экспериментов.

Благодаря опыту прошлых мастерских мы смогли составить портрет нашего резидента или резидентки 2024 года — это начинающий либо находящийся в поворотном моменте своей карьеры музыкант, которому будут полезны новые знания и причастность к нашему сообществу.

 

 

Мы получили рекордное количество заявок: 346 заявок из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Туркменистана. Вместе с Иваном мы выбрали десять резидентов и резиденток этого года, исходя из их навыков, самобытности, опыта и мотивации. Текущий поток получился действительно разнообразным: от ребят с классическим академическим образованием до bedroom продюсеров и фронтменов рок-групп. Некоторые участники уже обладают опытом выступлений и релизов, а некоторые только начинают свой путь. 

Мы также рады, что в этом году нам удалось привлечь большее количество музыканток в проект. В этом году в мастерской шесть парней и четыре девушки. Понимаем, что есть еще куда расти — но рады видеть, как картина меняется с каждым годом, и заявок от женщин становится все больше.

Для нас каждый резидент уникален своим видением, и мы верим, что всех их ждет большое будущее. Мы лишь хотим быть помощниками и свидетелями в этом пути.

 

 

Как проходила мастерская

В этом году Иван решил отстраниться от городской суеты и вывезти свою мастерскую в горы. Отобранные резиденты в первые три дня отправились в музыкальный поход с Иваном Дорном, где их ждало погружение в совместную работу. Ребята писали звуки, собирали свой банк, который потом учились применять в практике. Полученные демо-записи мы прослушали перед публикой и разобрали их. Это был интересный и свежий опыт как для музыкантов, так и для аудитории. 

Вторая часть резиденции прошла в Алматы в разных локациях: студии звукозаписи, театре и фотомастерской. В городской части резиденции участники и участницы прожили весь цикл создания музыкального проекта — от погружения в правовые вопросы и самостоятельного менеджмента до создания обложек к релизам и взаимодействия с концертными площадками.

 

 

Мы стараемся рассказывать о разных этапах в создании музыкального проекта, [поэтому] говорим не только о том, что связано с музыкальным продакшеном, но и о правовых аспектах индустрии, менеджменте, способах продвижения и монетизации своего творчества. Мы также сохранили частично прошлогодний состав экспертов.

Еще в этом году мы сумели провести резиденцию не только благодаря поддержке наших попечителей, но и [благодаря] работе с коммерческими брендами — Visa и Tic Tac. Это новый опыт, и мы надеемся, что BATYR LAB станет классным кейсом, в котором объединяются бренды, культурные институции и профессиональные сообщества. Каждый из брендов выделяет гранты: это тоже важная часть обучения для наших резидентов. Для многих это первый опыт коллаборации и получения финансовой поддержки для своего творчества.

 

 

 

Шокан

Об обучении резидентов и важности музыкальной дистрибьюции

Обучение проходило в офлайн-формате в качестве лекций. Я рассказывал про концептуальный подход материала. Важной задачей для музыканта сегодня является обеспечение максимальной заметности своих релизов среди миллионов других треков на стриминговых сервисах. Для этого необходимо уделить особое внимание не только музыкальной составляющей, но и визуальному оформлению, а также текстовому контенту, сопровождающему релиз. Любое взаимодействие с музыкальной аудиторией должно нести четкий посыл и быть скомпоновано в рамках общей стратегии.

 

 

Дистрибьюция — необходимая часть для распространения собственной музыки и возможности зарабатывать. Соответственно, если речь идет о распространении и о заработке, есть определенные правила, которые желательно соблюдать: например, авторские права. Также бывают случаи, когда лейбл (компания, занимающаяся производством, распространением и продвижением музыки — прим.ред.) и дистрибьютор (лицо, помогающее авторам распространить их треки на музыкальной платформе — прим.ред) на пару могут зарабатывать гораздо больше, чем сам артист. Важно учитывать нюансы: кто сколько тратит времени и сил на продвижение, какую долю готов предоставить артист как автор. Может, он занимался этим сам, а может, ему помогали несколько людей. Поэтому необходимо понимать, где ты, где лейбл, и что между вами. Эти договоренности нужно продумать заранее. Плюс есть правила, как лучше загружать музыку, чтобы у нее было больше потенциала стать известной. 

Как правило, в нашем регионе дистрибьютор забирает себе до 30 % комиссионных от заработка артиста. Но с лейблами бывает по-разному. Если мы берем какой-нибудь британский лейбл, то там комиссионные могут превышать 50 %. 

 

 

Чего не хватает казахстанской музыкальной индустрии 

Сейчас я вижу, как сильно развивается качество музыкального продукта и сообщество в Казахстане. Вместе с этим развивается и музыкальный менеджмент. Хотелось бы, чтобы эта тенденция продолжалась. Казахстан уникален огромным количеством самородков. Они обретают мировую известность стихийно, но пока что не системно. Железнодорожник получает грэмми, учитель физики пишет музыку для Dua Lipa, какой-нибудь трек сильно вирусится в тиктоке по всему миру. С одной стороны, это кажется случайностью, но с другой стороны, это какие-то закономерные случайности, потому что это происходит достаточно часто. Уровень творческого потенциала в Казахстане очень высокий. Теперь это осталось систематизировать.

Думаю, в первую очередь важно внутреннее ощущение артистом взаимосвязи с мировым музыкальным сообществом. Ощущение, что мы не изолированы и являемся его частью. Имея это понимание в голове, мы можем выстраивать новые связи с разными странами и участвовать в интересных коллаборациях. Далее важны технические аспекты. Продюсеры могут работать сообща и делать четкую, продуманную музыку мирового масштаба. 

На самом деле мы уже есть на мировой арене. Просто нужно понимать, в каком жанре. Наш фолк довольно неплохо развивается. Пока что это небольшой масштаб, но тем не менее, если говорить о музыке, которая экспортируется, то это в первую очередь фолковая музыка. Это, наверное, единственная музыка, которая стабильно экспортируется с гастролирующими группами по миру.

 

 

Наргиз и Камила

Что ждет резидентов дальше

Сейчас мы преодолели два этапа проекта и находимся в условной середине, когда присуждаем гранты. Далее обладатели и обладательницы грантов будут работать над своими проектами, а наши команды вместе с Иваном и партнерами будут оказывать менторскую поддержку в этом пути. Для нас всегда важно сохранить всех резидентов в проекте — но пока мы не знаем, кто останется. Это волнительное время, как для резидентов, так и для нас, поскольку мы очень привязываемся друг к другу.

 

 

Программа BATYR LAB построена таким образом, чтобы любой из резидентов смог начать или улучшить свою текущую карьеру в музыке — стать увереннее и устойчивее, а также получить больше признания и видимости. Мы верим, что помимо возможности получить грант на создание работы, ключевая ценность программы заключается в передаваемых экспертами знаниях и в сообществе, которое формируется вокруг нас. Мы надеемся, что созданные связи и полученные знания помогут резидентам на их пути.

Некоторые наши резиденты уже выпускали какой-либо материал на различных стримингах. Найти их можно через наши социальные сети. 10 июля BATYR LAB объявил список резидентов, получивших гранты. После они расскажут подробнее об их проектах. Традиционно премьерные релизы вместе с шоукейсом резидентов мы планируем на середину сентября.