Гид The VillageПисатели, поэты, панк. Часть 1
Пять писателей и поэтов, которые рушили общественные устои
Панк — субкультура, возникшая в США и Великобритании в конце 60-х годов прошлого века. Его идея выражается в протесте в сторону общественных норм и канонов. Несмотря на то что большая часть писателей и поэтов, о которых сегодня речь, жили задолго до формирования панка, не называть их таковыми было бы ошибкой.
В сегодняшней подборке мы собрали пять деятелей, которые строили новые литературные каноны посредством разрушения старых. Материал состоит из двух частей, вторая выйдет немного позже.
Авторы Султан Темирхан и Жангир Джангильдин
Шарль Бодлер (1821 — 1867)
Французский поэт Шарль Бодлер родился 9 апреля 1821 года в Париже. Его отец был художником, поэтому любовь к искусству росла в мальчике с юного возраста. Шарля водили по галереям, музеям и мастерским художников. К учебе у Бодлера было индифферентное отношение. Карьере юриста или дипломата Шарль предпочел увеселительные заведения, женщин и литературу. Но колледж все-таки окончил. Его отправляли в путешествие в Индию, чтобы он взялся за ум. Но так и не доплыв туда, Шарль вернулся с еще более сильным творческим порывом.
После смерти отца юный поэт получил наследство и тратил его на беспорядочную жизнь, завоевав в богемных кругах славу денди. В какой-то период красил волосы в зеленый цвет. Нищету и тяготы жизни он познал лишь после постановления суда о передаче управления наследством его матери.
Уже подросший Бодлер стал одним из основоположников декаданса и символизма, тем самым сильно повлияв на вектор развития поэзии и литературы 19 и 20 века.
Декаданс или декадентство, что с французского языка означает «упадок» — это деконструкция искусства от старых академических форм времен романтизма. Декаденству характерны эстетизм, индивидуальность, имморализм и преобладание формы над искусством. Символизм — течение в поэзии и искусстве, для которого характерны эксперименты над формой и использование символов, недосказанности и взятие за основу таинственных образов.
Самой успешной работой Бодлера стал сборник стихов «Цветы зла». Первое издание привело к судебному процессу, при котором Бодлер был оштрафован за нарушение норм общественной морали. Он был вынужден убрать из сборника шесть наиболее «непристойных» стихотворений. Главными темами сборника, что характерно для декадентства, были стихи про скуку, уныние, меланхолию, упадничество и сладострастие. Книга повлияла на творчество последующих поэтов-символистов Артюра Рембо и Поля Верлена.
Также Бодлер писал о воздействии гашиша на человека. Стихи стали эталонными статьями о влиянии психотропных веществ на организм. Позже поэт пристрастился к опиуму, но смог преодолеть зависимость и написал сборник о своем психоделическом опыте «Искусственный рай». В него входили произведения «Вино и гашиш», «Поэма и гашиш» и «Опиоман».
Отрывок из стиха «Самобичевание»
Я — нож, проливший кровь, и рана,
Удар в лицо и боль щеки,
Орудье пытки, тел куски;
Я — жертвы стон и смех тирана!
Отвергнут всеми навсегда,
Я стал души своей вампиром,
Всегда смеясь над целым миром,
Не улыбаясь никогда!
Артюр Рембо (1854 — 1891)
Рембо начал писать в 15 лет, а закончил в 19. За четыре года он успел сочинить стихи, которые закрепили его в классической литературе на многие годы вперед.
Когда ему было 16, его пригласил в Париж поэт Поль Верлен. Они посещали литературные вечера, пили и много скандалили. В богемной среде молодой Рембо был известен как нахальный юноша, который в опьяненном от алкоголя или опиума состоянии с руганью и кулаками набрасывался на всех, кто ему не по нраву. После очередного подобного инцидента, когда 16-летний Артур ранит шпагой фотографа Каржа, его изгоняют из кружка.
Верлен, чтобы поддержать поэта, снимает ему небольшую комнату в Париже. Вскоре между ними завязываются не только литературные, но и любовные отношения. В 1972 году 28-летний Поль Верлен бросает свою семью и уезжает с Артюром в Лондон. В один из дней, когда они оба напиваются и ссорятся, Верлен в опьяненном от абсента состоянии дважды стреляет в сторону Рембо. Первая пуля попадает в печь и рикошетит в стену, вторая попадает Артюру в запястье.
После этого Верлена садят в тюрьму на два года, а 19-летний Рембо возвращается в родную деревню и навсегда бросает поэзию. Он начинает путешествие по Африке, где его настигает сильная боль в колене. В 1891 году из-за неверно поставленного диагноза ему ампутируют ногу. 10 ноября того же года Рембо умирает в возрасте 37 лет.
Несмотря на то, что в первых работах поэта ощущается сильное влияние Бодлера, он быстро оттачивает собственный стиль. Его стихи наполнены революционным духом, отказом от моральных устоев, нецензурной бранью, пошлостью и черным юмором. Рембо — один из первых в мировой литературе, кто отказался от рифмы и ритма в своих стихах.
Отрывок из стиха «Парижская оргия»
Пей – до бесчувствия! Когда взойдет нагая
И сумасшедшая рассветная заря,
Вы будете ль сидеть, над рюмками рыгая,
Бездумно в белизну слепящую смотря?
Во здравье Женщины, чей зад многоэтажен!
Фонтан блевотины пусть брызжет до утра –
Любуйтесь! Прыгают, визжа, из дыр и скважин
Шуты, венерики, лакеи, шулера!
Жан-Поль Сартр (1905 — 1980)
Французский философ-экзистенциалист, писатель и драматург родился 21 июня 1905 года в семье офицера военно-морских сил Франции. Его отец умер, когда ему было 15 месяцев. Сартр окончил лицей, затем отправился продолжать обучение в Высшей нормальной школе (это считалось высшим образованием).
В ней он приобрел славу одного из самых заядлых шутников. В 1927 году совместно с Жоржем Кангильемом написал антимилитаристскую сатирическую карикатуру, которая прошлась по репутации директора школы и была опубликована в местной газете.
Сартр продолжал развивать свой талант шутника и устроил крупный розыгрыш в СМИ. Его встречали аплодисментами в столовой школы. Его слава подкреплялась активностью в различных интеллектуальных кругах. Сартр читал более 300 книг в год, писал песни и рассказы.
В 1929 году он познакомился с Симоной де Бовуар, ставшей его спутницей по жизни. Он был сторонником свободных отношений. В этом же году окончил высшее образование, написав диссертацию по философии, а затем преподавал в университетах.
В 1939 году Сартра призвали во французскую армию, где он служил метеорологом. В этот период он много писал. В следующем году он был взят в плен немецкими войсками, был в плену девять месяцев, но не терял энтузиазма. Он рассказывал другим сокамерникам истории и анекдоты, участвовал в боксерских боях, написал и поставил рождественский спектакль. В 1941 году его отпустили по состоянию здоровья. В этот же год он прочитал книгу Мартина Хайдеггера «Бытие и время», которая оказала большое влияние на его собственное эссе о феноменологической онтологии.
Вернувшись в Париж после плена, он продолжал свою педагогическую деятельность. Также участвовал в подпольной антифашистском движении с Симоной де Бовуар и другими соратниками. Но группа просуществовала недолго и распалась. Он продолжил писать и вести активную политическую жизнь. Был сторонником пацифизма и Сопротивления немецкой оккупации.
В 1949 году он защищал СССР на процессе Кравченко в Париже. Считался ультрабольшевиком и правым, за что его квартира несколько раз подвергалась взрывам от французских националистов. Также боевики пять раз захватывали его редакцию «Новые времена». В 1964 стал лауреатом Нобелевской премии по литературе, от которой отказался. Одними из самых известных работ Сартра стали «Экзистенциализм — это гуманизм» и «Тошнота».
Отрывок из книги «Возраст зрелости»
Он никогда не мог полностью отдаться любви, удовольствию, он никогда не был по-настоящему несчастлив, ему всегда казалось, что он где-то в другом месте, что он еще не полностью родился. Он ждал. А за это время тихо, исподтишка подкрались годы и схватили его за шиворот.
Генри Миллер (1891 — 1980)
Американский писатель и художник Генри Миллер родился в 1891 году в Нью-Йорке в семье немецких иммигрантов. Его отец был владельцем ателье, поэтому Генри рос в достатке. Окончив школу, он не смог поступить в университет и прошел неполный курс по истории искусств в Нью-Йоркском колледже.
Вместо учебы в университете Миллер посвятил себя изучению женщин и литературы. В его душу запали идеологии Петра Кропоткина и Ницше, а также литературный стиль Марселя Пруста и Томаса Элиота.
В свой первый брак писатель входит в 25 лет с Беатрисой Сильвас Уикенз. У них рождается первая дочь. Но вскоре Миллер знакомится с Джун Эдит Смит. Они завязывают отношения на почве интереса к психоанализу и сексуальной свободе, а позже вступают в брак. Джун заставляет Миллера бросить работу и полностью уйти в писательство, но их отношения тоже не были идеальными. На стороне Джун заводила лесбийские отношения и даже сбегала с любовницей в Париж. Девушка Джун Мара обучала Миллера живописи. Первая книга Миллера «Молох» вышла в соавторстве с Джун, потому что она нашла богатого попечителя, который согласился финансировать издательство, думая, что книгу пишет сама Джун.
В этот время Джун живет то в Нью-Йорке, то в Париже. Миллер живет только во Франции, обрастая новыми полезными знакомствами и зарисовками для будущих романов, ведя богемный и беспечный образ жизни.
В Париже писатель знакомится и с Анаис Нин. Они сходятся на почве общего интереса к духовному эксгибиционизму. Он бросает Джун и входит в свой третий брак с Анаис. На тот момент писателю было около сорока лет. Материальное состояние новой жены позволяло Миллеру заниматься исключительно писательством, не перебиваясь на разных работах. В это время выходит одна из самых значимых работ писателя «Тропик рака». Она печатается в большом тираже, но запрещается в США и Великобритании за непристойность. Несмотря на это роман пользуется большим успехом.
Миллер умер от осложнений болезни органов кровообращения в своем доме в Пасифик Палисейдс в 88 лет. Его прах был разделен между его дочкой и сыном. За свою жизнь писатель вошел еще в два брака и обрел культовый образ скандального автора, который описывает свою жизнь и сексуальные опыты в максимальных подробностях.
Миллер стал столпом интеллектуально-эротических романов, косвенно повлияв на бит-поколение и писателей грязного реализма. Его главными трудами считаются трилогия «Благостное распятие», куда входили романы «Сексус», «Плексус» и «Нексус», а также автобиографическая трилогия «Тропик рака», «Черная весна» и «Тропик козерога».
Отрывок из книги «Тропик рака»
Люди как вши – они забираются под кожу и остаются там. Вы чешетесь и чешетесь – до крови, но вам никогда не избавиться от этих вшей. Куда бы я ни сунулся, везде люди, делающие ералаш из своей жизни. Несчастье, тоска, грусть, мысли о самоубийстве – это сейчас у всех в крови. Катастрофы, бессмыслица, неудовлетворенность носятся в воздухе. Чешись сколько хочешь, пока не сдерешь кожу. На меня это производит бодрящее впечатление. Ни подавленности, ни разочарования – напротив, даже некоторое удовольствие. Я жажду новых аварий, новых потрясающих несчастий и чудовищных неудач. Пусть мир катится в тартарары! Пусть человечество зачешется до смерти!
Уильям Берроуз (1914 — 1997)
Уильям Берроуз наряду с Джеком Керуаком и Алленом Гинзбергом — один из главных представителей разбитого поколения битников. Он родился в состоятельной семье, окончил Гарвард и много путешествовал. На первый взгляд, его жизнь — типичная биография сына интеллигенции, но это далеко не так.
Берроуз много лет страдал от наркозависимости. Его первый роман «Джанки», что в переводе с английского сленга означает «наркоман/торчок», как раз об этом. Второй его текст «Квир» повествует о сексуальной жизни автора, но ни первая, ни вторая книга не приносит ему заметного успеха.
Все меняется с выходом его третьего романа «Голый Завтрак», который создан с помощью метода сэмплирования. Он заключался в том, что Берроуз произвольно вырезал и склеивал друг с другом отрывки из разных произведений: неизданной прозы, писем Гинзбергу и прошлых романов. Сюжет предстает практически лишенным нити повествования, однако именно он принес автору всемирную известность.
Здесь стоит подчеркнуть, что этому способствовал эффект Стрейзанд, когда общественное внимание приковывается к предмету, который запрещен. Впервые роман «Голый завтрак» выпущен во Франции в 1959 году, однако в США — на родине писателя — он долгое время находился в списках запрещенной литературы. Причиной послужило то, что в книге множество раз описано применение всевозможных наркотиков, нецензурная лексика, детоубийство и педофилия. 7 июля 1966 года суд в США постановил, что «Голый завтрак» не является непристойным. С издателя были сняты все обвинения, и произведение стало свободно продаваться на территории США.
Отрывок из книги «Голый завтрак»
Болезнью является наркомания, и я был наркоманом пятнадцать лет. Под словом «наркомания» я имею в виду пристрастие к «джанку» (общее название опиума и/или его производных, включая и все синтетические – от демерола до палфиума). Джанк я употреблял в разных видах: морфий, героин, делаудид, юкодол, пантопон, диокодид, диосан, опиум, демерол, долофин, палфиум. Я курил джанк, ел его, нюхал, кололся им в вену-мышцу-кожу, вставлял свечи в прямую кишку. В игле нет ничего особенного. Нюхаете ли вы, курите или запихиваете джанк себе в задницу, результат один – привыкание.
Обложка: Paul Natkin / Getty
Комментарии
Подписаться