СериалыПочему все любят и ненавидят «Игру в кальмара»?
И чего ждать в новом сезоне
26 декабря на стриминговой платформе Netflix выходит долгожданный второй сезон южнокорейского сериала «Игра в кальмара». Первый сезон вышел в 2021 году и сразу стал хитом не только в Южной Корее, но и по всему миру. Даже сейчас, три года спустя, сериал занимает первое место в рейтинге Netflix среди неанглоязычных шоу, а на Rotten Tomatoes ему присвоили рейтинг свежести 85%.
После выхода первого сезона «Игра в кальмара» была номинирована на Золотой глобус и выиграла в категории «Лучший актер второго плана сериала, мини-сериала или фильма на ТВ» в 2022 году. Награду забрал актер О Ён-су (играл О Иль-Нэма), которого позже обвинили в домогательствах. Кроме того, по данным аналитических агентств, Netflix заработал на сериале около 1 миллиарда долларов, при производстве всего в 21 миллион.
Первый сезон принес «Игре в кальмара» оглушительный успех в мире: локальные и мировые бренды стали запускать с ней коллаборации, популярность изучения корейского языка выросла на 40%, а также появились различные рекламные кампании, продажи мерча и так далее. Чуть позже Netflix запустил настоящее реалити-шоу, основанное на сюжете сериала.
9 декабря в Сеуле состоялась премьера второго сезона, на которой шоураннер сериала объявил, что третий сезон выйдет на стриминге в 2025 году. А актеры, играющие главные роли, пообещали, что финал второго части превзойдет все ожидания. В ожидании мировой премьеры рассказываем, за что все так полюбили «Игру в кальмара» — и за что некоторые этот сериал не любят.
Текст Мария Трапезникова
Критика капитализма и социального неравенства
Основная мысль сериала ясна даже при прочтении сюжета: 456 человек, испытывающих большие финансовые трудности, решаются сыграть в игру с выигрышным призом в 45,6 миллиарда вон (около 38 миллионов долларов). Однако есть нюанс — победитель может быть только один, а за проигрыш человека убивают. Все игроки — бедный, уязвимый класс населения, погрязший в долгах. Они рискуют своей жизнью для того, чтобы выбраться из долговой ямы.
Режиссер и шоураннер «Игры в кальмара» Хван Дон-хёк в 2021 году в интервью изданию IndieWire объяснил, что хотел создать историю, которая стала бы аллегорией на современное капиталистическое общество с экстремальной конкуренцией. Он также рассказал, что вынашивал идею около 10 лет.
«Я придумал теорию этого шоу в 2008 году. В то время случился кризис Lehman Brothers (финансовый конгломерат, занимающийся выдачей ипотечных кредитов; его банкротство принято считать отправной точкой мирового финансового кризиса в 2008 году — прим. ред.), корейская экономика сильно пострадала, и я тоже испытывал экономические трудности. За последние 10 лет было много проблем: криптовалютный бум, подъем IT-гигантов, таких как Facebook, Google, а в Корее — Naver. Это инновационно, но эти IT-гиганты очень разбогатели. А потом президентом США стал Дональд Трамп, и я думаю, что он напоминает одну из VIP-персон в “Игре в кальмара”. Как будто он управляет не страной, а игровым шоу, наводя на людей ужас. После того как все эти события произошли, я подумал, что настало время, чтобы это шоу вышло в мир», — рассказывал в интервью IndieWire Хван Дон-хёк.
По словам режиссера, он не ожидал, что его сериал станет таким популярным, поскольку изначальная идея была причудливой. Однако с годами экономическое неравенство в Корее только усугубилось, и концепция перестала казаться невероятной и отталкивающей.
«Я хотел показать иронию, потому что в большинстве произведений на тему игр на выживание сами игры очень сложные, в них все серьезно и нужно быть очень умным. Вы понимаете, почему [игроки] ставят на карту свою жизнь. Я же хотел пойти другим путем — сделать все проще и заставить людей задуматься, почему герои ставят на карту свои жизни ради этих [детских] игр», — пояснил Хван Дон-хёк.
Этические вопросы и насилие
Можно ли сохранить человечность в нечеловеческих условиях? Оправдывает ли цель средства? Чего в человеке больше — садизма или сочувствия, эгоизма или самопожертвования, ненависти или любви? Все эти вопросы поднимаются в сериале, но на них не дают точного ответа.
Главный герой сериала, Сон Ги-хун (Ли Джон-джэ), на протяжении всего сюжета остается моральным камертоном для остальных игроков, стараясь по мере возможностей помогать окружающим. Благодаря этому создатели «Игры в кальмара» пытаются донести до зрителя, что даже в таком жестоком мире, полном несправедливости и насилия, можно сохранить себя.
Насилие в сериале показано максимально буднично — смерть эпизодических персонажей появляется всегда общими или средними статичными планами. Чем больше в «Игре в кальмара» крови и насилия, тем ценнее короткие эпизодические сцены, где герои просто говорят по душам.
«Ночи в общежитиях, где завязываются и разрушаются отношения, создают спокойную драму, часто более шокирующую, чем сам игровой зал», — писал в своем ревью в 2021 году журнал The Guardian.
Такой контраст подчеркивает борьбу духовного и телесного в человеке. С этой же целью в сериале можно услышать произведения композиторов Йозефа Гайдна и Иоганна Штрауса. Классическая музыка необходима не для эстетизации насилия, а чтобы на контрасте оно выглядело еще ужаснее. Кроме того, в «Игре в кальмара» можно услышать различные джазовые композиции — например, Барта Ховарда, которые привносят в сцены убийств элемент злого сарказма.
Создатели сериала скорее констатируют, что миром часто правят сила и несправедливость, чем поддерживают и поощряют такое положение вещей.
Критика реалити-шоу «Игра в кальмара»
Иронично, что сериал, построенный на резкой критике капитализма и его жестких механизмов, сам стал продуктом, активно эксплуатирующим эту капиталистическую модель. За это «Игру в кальмара» столь же часто критикуют, сколько и хвалят.
В конце ноября 2023 года на Netflix вышло реалити-шоу, основанное на сюжете сериала «Игры в кальмара», — Squid Game: The Challenge. Сам факт существования этого шоу неоднократно подвергался критике как среди англоязычных СМИ, так и рядовых пользователей.
Реалити-шоу повторяет основную конструкцию сериала: 456 игроков соревнуются в антиутопических играх для детей за рекордный приз в размере 4,56 миллиона долларов. Шоу выглядит в точности как в оригинальном сериале.
В своем обзоре The Hollywood Reporter пишет, что создатели реалити-шоу неправильно поняли суть оригинального сериала: «В то время как цель “Игры в кальмара” заключалась в том, чтобы показать нам человеческие души, раздавленные этой бесчеловечной иерархией имущих и неимущих, шоу, похоже, только хочет подтвердить, что, да, люди могут быть настоящими придурками».
Автор обзора вспоминает, что за время съемок реалити-шоу стало известно о бесчеловечном обращении с его участниками. Отмечается, что они столкнулись с низкими температурами во время съемок, изнурительными часами работы, а также фальсифицированным игровым процессом. Netflix, впрочем, отрицает, что на съемочной площадке были серьезные травмы.
«Короче говоря, их использовали для того, чтобы какая-нибудь миллиардная корпорация могла выжать из них несколько лишних долларов, продавая их страдания как развлечение», — заключает The Hollywood Reporter.
Жанр «Королевская битва» — как сатира на капитализм
«Игра в кальмара» — далеко не первая работа, критикующая капитализм и классовое неравенство. Эта идея уже звучала в таких фильмах, как «Побег из Нью-Йорка» (1981), «Бегущий человек» (1987) и в южнокорейской «Королевской битве» (2000). Последний фильм, к слову, и дал название целому жанру и стал прямым прототипом «Игры в кальмара». События в нем разворачиваются на необитаемом острове, а главные герои — группа школьников, истребляющих друг друга под угрозой уничтожения.
В «Королевской битве», как и в последующей популярной франшизе «Голодные игры», правительство устраивает кровожадную игру, заставляющую бедные слои населения уничтожать друг друга ради награды. Единственное, что отличает эти фильмы от «Игры в кальмара», — то, что в сериале лежит современное, вполне реальное неравенство в благосостоянии в Южной Корее.
«Игру в кальмара» также сравнивают с другой южнокорейской драмой, прогремевшей на весь мир двумя годами ранее, — «Паразитами». В 2019 году этот фильм взял премию «Оскар». Он показывал, как классовые разногласия в стране привели к кровавой развязке.
Чего ждать в новом сезоне
События второго сезона разворачиваются сразу после финала первого. Сон Ги-хун, ставший победителем и выигравший почти 38 миллионов долларов, решает сломать систему игры изнутри и отомстить. Для этого он снова звонит по номеру на карточке и становится участником номер 456.
В новом сезоне ожидается большое количество новых персонажей, чьи роли исполнили: солистка группы IZ*ONE Чо Ю-ри, T.О.Р. (бывший солист кей-поп-группы BIGBANG), Ли Дэвид («Итэвон Класс») и другие. Кроме того, в сериале появится трансгендерная персонажка Хён Джу, которая участвует в игре ради операции. Это кастинговое решение вызвало волну критики, поскольку актер, который исполнил эту роль, — цисгендерный мужчина.
В 2022 году режиссер «Игры в кальмара» упомянул в интервью Deadline, что не против вернуть во второй сезон актрису Чон Хо-ён. Хван Дон-хёк намекнул, что у ее героини есть сестра-близнец.
Зрителям пообещали новые игры. Так, например, в трейлере были представлены вращающаяся карусель и игра, напоминающая классические крестики-нолики. Кроме того, среди «аттракционов» появится новая кукла с датчиком движения — Чхоль-су, парень гигантской куклы из первого сезона из игры «Тише едешь, дальше будешь». Интересно, что обе игры вдохновлены рисунками из корейских учебников 1970-1980-х годов.
Кроме того, второй сезон глубже раскроет предысторию Фронтмена, в том числе его прошлое, когда он работал полицейским. Хван Дон-хёк отмечал, что проблема действий правоохранительных органов, их нерасторопность и безответственность — болезненный вопрос не только для Южной Кореи.
«Я вижу в мировых новостях, что полиция может сильно опаздывать с действиями — жертв становится больше или ситуация ухудшается из-за того, что они не действуют достаточно быстро. Это вопрос, который бы я хотел поднять», — заявил режиссер.
Второй сезон выйдет на стриминге Netflix уже 26 декабря.
Фото: Netflix
Комментарии
Подписаться