В начале октября на стриминге Apple TV+ вышел мини-сериал мексиканского режиссера Альфонсо Куарона «Все совпадения неслучайны» — Disclaimer в оригинальном варианте. Каст сериала впечатляет: помимо знаменитого режиссера, в нем играют Кейт Бланшетт, Саша Барон Коэн и Кевин Клайн. А над визуальной составляющей работали операторы Эммануэль Любецки («Выживший», «Знакомьтесь, Джо Блэк», «Дитя человеческое») и Брюно Дельбоннель («Амели», «Гарри Поттер и Принц-полукровка»). 

В прессе мнения критиков разделились: кто-то назвал сериал сильным высказываем о виктимблейминге и слатшейминге, кто-то — провалившейся попыткой сделать феминистский триллер с затянутым сюжетом.

Разбираемся, что же все-таки представляет собой сериал с Кейт Бланшетт и почему его стоит посмотреть несмотря на негативные отзывы критиков. 

Осторожно, в тексте есть спойлеры!

Текст Мария Трапезникова

 

Немного о сюжете 

Мастистая документалистка Кэтрин Рэйвенскрофт (Кейт Бланшетт) получает самиздатовскую книжку, принимается ее читать и совсем скоро понимает, что главная героиня в ней — она сама. В мельчайших деталях автор описывает события, которые произошли с Кэтрин 20 лет назад на юге Италии. Журналистка начинает поиски автора книги. 

Параллельно с сюжетной линией Кэтрин Рэйвенскрофт нам показывают другую — историю автора романа Стивена Бригстока (Кевин Клайн). Или, как зритель позже выясняет, ее мужа, ведь настоящая авторка книги — погибшая супруга Стивена, которая не смогла пережить смерть сына Джонатана. 

Так что же это за роман? Действие книги разворачивается 20 лет назад в Тоскане. Молодая Кэтрин — на отдыхе с супругом и пятилетним сыном, но ее мужу нужно срочно вернуться в Лондон по работе, так что Кэтрин остается с сыном одна. Тем же вечером она знакомится с 19-летним Джонатаном — пареньком, который путешествует по Италии с новым фотоаппаратом, подаренным родителями. Джонатан замечает Кэтрин на пляже, делает несколько снимков, между ними завязывается диалог — и следующую ночь они проводят вместе. Днем позже случается трагедия — Джонатан погибает в море, спасая сына Кэтрин. 

Книга с пометкой «всякое сходство с живыми и мертвыми людьми неслучайно» вместе с эротическими снимками, сделанными Джонатаном в ту ночь, попадает в руки мужу Кэтрин (Саша Барон Коэн), который не знал об интрижке супруги; к 25-летнему сыну (Коди Смит-Макфи / «Власть пса»), который не помнил о событиях того дня; и к коллегам Кэтрин, которые меняют свое мнение о ней. Карьера и личная жизнь известной журналистки катится в трубу. 

 

 

Правда — не то, чем кажется

Сериал Disclaimer снят по роману британской писательницы Рени Найт, написанному в 2015 году. Найт — сама в прошлом была журналисткой, снимала неигровое кино и писала сценарии для BBC и Channel Four. Поэтому совсем неудивительно, что главная героиня ее романа — документалистка, которая посвятила жизнь поиску правды. 

В романе «Дисклеймер» Рене Найт исследует тему субъективности рассказанного. Она настаивает, что при освещении тех или иных событий необходимо показывать разные точки зрения. При этом сама суть правды может меняться — каждый трактует произошедшее событие так, как ему удобно. Некоторые русскоязычные критики называют выход книги предвестником движения #MeToo, поскольку Найт говорит в книге об опасности слатшейминга и стереотипного восприятия женщин. 

В книге читателю нужно было дойти до самого конца, чтобы посмотреть на историю героини другими глазами. В сериале же мы узнаем обо всем, что произошло на самом деле, от самой Кэтрин Рэйвенскрофт, которую буквально вынуждают признаться в том, что же произошло той ночью в Тоскане. Но перед тем, как она это сделает, зритель успеет поверить в то, что Кэтрин — изменщица, плохая жена и ужасная мать. Ведь мы видим то, что хотим видеть, в силу своих предрассудков. 

«Disclaimer использует нашу собственную кровожадную натуру для вынесения суждений. Очень многие персонажи, прочитавшие книгу Нэнси, сразу же говорят: “Я рад, что эта сучка получила по заслугам”. Но, несмотря на всю жестокость сериала, он осторожен, даже тактичен, в распределении возмездия», — пишет в своем ревью журнал IndiWire.

 

 

Художественные приемы

Основная мысль сериала перекликается со сценарием, целиком написаным и срежиссированным Альфонсо Куароном, и стилем повествования. Три сюжетных линии показывают зрителю три разных точки зрения на одну истину: мнение потерявшей сына Нэнси (и, следовательно, ее мужа Стивена); мнение Кэтрин, пытающейся объясниться перед мужем, который и слышать ее не хочет; а также экранизацию книги (которая, опять же, написана Нэнси). 

«Балансирование между этими тремя историями — один из многих мастерских приемов, который сохраняет напряжение таким же натянутым, как корешок нераскрытой книги», — пишет IndiWire.

В одной из первых сцен Кэтрин Рэйвенскрофт вручают награду за документальный фильм. В торжественной церемонии участвует реальная журналистка Кристиан Аманпур, которая прямо со сцены намекает зрителям, что им стоит быть более бдительными по отношению к тому, что они видят на экране. 

 

 

Однако вряд ли зритель воспримет сказанное в начале сериала всерьез — этим и воспользуется Куарон, который будет обманывать на протяжении шести серий, запутывая три сюжетные линии. 

Отдельно нужно сказать про сцены секса, которых в сериале достаточно — серии буквально наполнены похотливым флиртом, граничащим с жестокостью. Кинокритики отмечают, что «каждый выразительный взгляд, каждое властное направление, каждый вскрик, вздох и стон сообщают зрителю о чем-то жизненно важном». ВСЕ ЭТИ ЭЛЕМЕНТЫ ЗАИГРАЮТ ДРУГИМИ КРАСКАМИ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ПРАВДА БУДЕТ РАСКРЫТА. 

Теплая арка событий в Италии перекликается с тревожными, холодными сценами того, как рушится брак Кэтрин. Эпизоды семейной жизни сняты в сине-серых оттенках; приключения Джонатана, наоборот, наполнены солнечным светом. Такой контраст подталкивает читателя к мысли, которую через свою книгу доносит Нэнси, — весь мир Кэтрин, как и она сама, — пустой, холодный, безжизненный. И только финальный твист переворачивает картину.

 

 

Жертвенность и материнская любовь

Важно отметить взаимосвязь двух последних работ Альфонсо Куарона — фильма «Рома» (2018), рассказывающую историю домработницы Клео, и сериала «Все совпадения неслучайны». Премьера второго состоялась на Венецианском кинофестивале — спустя шесть лет после того, как на нем же награду взял «Рома». Обе картины, как и предыдущие работы Куарона, исследуют темы искупления, жертвы, горевания, материнской любви, отвержения и того, как секс соотносится с властью. 

Перекликается между картинами и ключевая сцена: в «Рома» не умеющая плавать домработница Клео входит в бушующий океан, чтобы спасти детей из семьи своих нанимателей, а в новом сериале Кэтрин не спасает своего ребенка, который оказался в открытом море. И такой поступок стоит ей трагедии. 

Осторожно, дальше спойлеры!

 

 

Высказывание о слатшейминге и виктимблейминге 

Вплоть до последнего эпизода сериала нам показывают ту правду, которую хочет видеть авторка книги — покойная мать мертвого подростка. 

Убитая горем женщина узнает через третьих лиц о том, что взрослая замужняя женщина закрутила курортный роман с ее сыном, в результате которого он умер. Все, что у нее есть — рассказы свидетелей, карабиньеров [итальянская полиция — прим. ред.] и эротические снимки той самой женщины, сделанные Джонатаном. И Нэнси (Лесли Мэнвилл) придумывает свою правду, обвиняя в смерти сына лживую, порочную, холодную, по ее мнению, женщину. После смерти Нэнси рукописи находит ее муж Стивен и издает под псевдонимом — с этого и начинается сюжет сериала. 

После того, как несколько экземпляров попадают в руки мужа Кэтрин и ее сына, те меняют свое мнение на ее счет. Именно об этом и говорит Кэтрин в финале сериала, обращаясь к супругу: «Ты легче принял новость о том, что меня изнасиловали, чем то, что я тебе изменила»

Фактически Кэтрин вынуждают признаться в совершенном над ней секусализированном насилии 20 лет назад — моменте ее жизни, который она пыталась всеми силами забыть. Отвергнутая мужем и сыном, заклейменная «шлюхой», она, наконец, сдается и рассказывает всю правду: «Пришло время услышать мой голос». И ей невозможно не сочувствовать. 

 

 

За что сериал критикуют

Среди англоязычных критиков одна из частых претензий к сериалу — слишком медленное развитие событий и топорно прописанные персонажи. Например, издание The Guardian в своем ревью сравнивает сценарий Disclaimer с пюре, в котором измельчили актерскую игру, и заявляет, что все эпизоды с закадровым голосом (Индира Варма) только мешают развитию событий. При этом The Guardian все же выделяет выдающуюся игру Кейт Бланшет и других актеров первого плана. 

«Только она и другие настоящие профессионалы могут справиться с диалогом. В нем нет ни одной подлинной ноты. “Давай я сегодня приготовлю ужин»”, — говорит Кэтрин. “Это так мило с твоей стороны”, — отвечает Роберт, ее муж, с которым она прожила не менее 20 лет. Большинство из нас в этот момент предположили бы, что ее мужем управляет бот», — пишет The Guardian. 

Издание Variety критикует сериал за чрезмерное повествование, которое лучше было бы оставить на страницах книги: «Сериал — не первый проект “из книги в телевизор”, который цепляется за такие приемы, как чрезмерное повествование, которое лучше оставить на странице, и не единственное шоу, в котором задействованы известные киноталанты, такие как звезды Кейт Бланшетт и Кевин Клайн, и которое борется с эпизодическим темпом и структурой». Кроме того, критики сетуют на то, что финал сериала лишает весь сюжет смысла. 

 

 

Критики отмечают, что композиционно сериал, который состоит из семи серий, гармоничнее бы выглядел в формате полнометражного фильма. 

«В другой экономической реальности “Все совпадения неслучайны”, конечно, были бы полнометражным фильмом, а не телешоу из семи серий. Но реальность не выбирают — и сюжетные перипетии одноименного романа-бестселлера Рене Найт, на котором основан сценарий, Куарону приходится расходовать экономно. Так экономно, что ДАЖЕ ЭФФЕКТ ОТ ФИНАЛЬНОГО БОДРЯЩЕГО ТВИСТА ПОЧТИ ПОЛНОСТЬЮ ГАСИТСЯ ПРЕДШЕСТВУЮЩИМИ ЧАСАМИ МОНОТОННОГО СТОРИТЕЛЛИНГА», — пишет Meduza.

Еще одна претензия критиков — НЕУДАЧНОЕ ФЕМИНИСТСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ. Variety пишет, что героине Кейт Бланшетт не хватает достоверности, из-за чего ее линия выглядит скорее сюрреалистично: «Сериал кажется просто недостоверным — как с точки зрения поведения его персонажей, так и, к сожалению, с точки зрения реальных предубеждений, которые он пытается подчеркнуть».

Впрочем, полярные мнения критиков ироничным образом перекликаются с основной мыслью сюжета — что правда у каждого человека своя. Понять, насколько удачным вышел сериал, и сформировать свою правду, каждый зритель сможет только сам. 

 

   

Фото: Apple Tv+