Этой осенью на Netflix состоялась премьера второго сезона «Монстров» — антологии дуэта Райана Мерфи и Иэна Бреннана («Хор», «Американская история ужасов», «Королевы крика» и «Наблюдатель») про маньяков в истории США. Новая часть носит название «История братьев Менендес» и рассказывает о братьях Лайле и Эрике Менендес, которые в 1989 году убили своих родителей. 

Первый сезон сериала, посвященный истории маньяка Джеффри Дамера, вышел в 2022 году и в первую неделю занял первое место на Netflix. При этом картина наделала много шума и была принята неоднозначно: многие журналисты обвинили сериал в романтизации насилия, а родственники убитых Дамером людей высказались об отсутствии уважения к погибшим. 

Второй сезон стал прямым продолжением первого, и уже получил схожую реакцию: создателей обвинили в том, что они «с особым удовольствием» смакуют все подробности скандального дела. На Rotten Tomatoes у сериала средний рейтинг — 45%, на «Кинопоиске» — 7.3, а в рейтинге от Netflix сериал быстро попал в первую тройку по просмотрам, где держится до сих пор. 

Называем пять причин, почему сериал заслуживает просмотра, даже несмотря на неоднозначную реакцию критиков и СМИ.

Текст Мария Трапезникова

Фото: Netflix

 

Сериал привел к тому, что дело 35-летней давности пересмотрят  

Лайл и Эрик Менендес — сыновья кубинского эмигранта Хосе Менендеса. Тот переехал в 16 лет в США и хотел жить американской мечтой — стать успешным, богатым, иметь большую семью. Со временем Хосе встретил Китти, вместе с которой завел двух сыновей. Старший Лайл — студент Принстона, а младший Эрик — подающий надежды теннисист с амбициями олимпийского чемпиона. Семья жила в Беверли-Хиллз и не нуждалась в деньгах. 

Однако кажущуюся идиллию разрушило преступление — в октябре 1989 года Лайл и Эрик убили родителей из дробовиков в собственном доме. Они уничтожили все улики, а потом разыграли спектакль перед полицией: правоохранители поверили братьям и отпустили их. Несколько месяцев Эрик и Лайл тратили отцовские деньги на брендовые вещи и отели премиум-класса. В итоге один из братьев, устав от кошмаров и чувства вины, рассказал историю своему психотерапевту. 

Записанный диалог между врачом и пациентом оказался у полиции, братьев арестовали. Лайл и Эрик публично признались в убийстве, но попросили о снисхождении — они заявили, что причиной преступления стало многолетнее психологическое, физическое и сексуализированное насилие со стороны родителей. 

Судебный процесс над братьями Менендес шел несколько лет. Он стал одним из самых обсуждаемых в США, а Лайл и Эрик — одними из самых известных заключенных в стране. В 1996 году братьев приговорили к пожизненному лишению свободы без права на освобождение. Старшему тогда был 21 год, а младшему — 18 лет. Сейчас, спустя 35 лет, Менендесы не теряют популярности: они активно общаются с прессой и настаивают на своей версии произошедшего. 

С момента вынесения приговора про братьев Менендес вышло несколько документальных фильмов (один из них — The Menendez Brothers на Netflix, вышедший незадолго до сериала), а также книга. Кроме того, у них существует фан-сайт, а в 2021 году в TikTok и Instagram пользователи развернули масштабную кампанию в поддержку осужденных преступников. 

Сезон «Монстров», посвященный братьям, вышел в сентябре 2024 года. Уже через несколько недель после премьеры  прокурор округа Лос-Анджелес Джордж Гаскон заявил, что дело Лайла и Эрика будет пересмотрено из-за всплывших в сериале новых подробностей. 

Как сообщают американские СМИ, в числе новых свидетельств, которые будут рассмотрены, оказалось письмо, написанное Эриком Менендесом своему брату за год до убийства. В нем, как утверждается, Эрик упоминает физическое и сексуализированное насилие со стороны отца. Во время вынесения приговора мотив о мести за причиненное насилия не был ключевым в принятии решения. 

При этом прокурор Гаскон заявил, что пока никакие из свидетельств не получили подтверждения. По его словам, пересмотр дела 35-летней давности потенциально может привести к изменению приговора или даже новому суду. Слушания назначены на 24 ноября.

 

Фото: Netflix

 

Из сериала невозможно понять, какая точка зрения правдива

«История братьев Менендес» — это тру-крайм из зала суда, в котором Райан Мерфи и Иэн Бреннан жонглируют сразу несколькими временными линиями и намеренно вводят зрителя в заблуждение. Нам показывают само убийство и его последствия, эпизоды из детства Лайла и Эрика и знакомства Хосе и Китти, а также флешбэки из недавнего (на момент совершения преступления) прошлого.  

Каждый из героев рассказывает свою версию событий, максимально запутывая зрителя. Поэтому понять, кто действительно говорит правду, очень сложно — нас убеждают в том, что верить нельзя никому, а все сказанное не стоит воспринимать за истину. Зрителя подталкивают к тому, чтобы он сформировал собственное мнение. 

При этом сформировать свое мнение очень сложно: даже простой гуглинг истории не сильно поможет. Да, вердикт суда известен — однако до сих пор непонятно, учитывались ли в нем все обстоятельства. В конце концов, братья Менендес до сих пор настаивают на истории с сексуализированным насилием в семье, а дело будет пересмотрено в конце ноября.

 

Фото: Netflix

 

В сериале есть серия, снятая одним кадром

Пятый эпизод сериала («Раненый человек») выбивается из общего повествования интонацией — вместо уже привычного микса ужасающих кадров и комедийных вставок (вот Лайл и Эрик стреляют в упор из дробовика в щеку своей матери, а вот Эрик во время судебного заседания играет в «Виселицу») нам предлагают практически исповедь младшего Менендеса. Предположительно, серия снята одним кадром — на протяжении 35 минут статичная камера следит за разговором Эрика Менендеса и его адвокатки Лесли Абрамсон в комнате для допросов. 

Вот как об этом эпизоде в своей рецензии пишет журнал Variety: «Хотя сексуализированное насилие не показано в чистом виде, Эрик долго и подробно рассказывает своей адвокатке об изнасилованиях и насилии, которым он подвергался всю жизнь от рук своего отца. Эпизод ловко снят одним длинным дублем, то приближаясь, то отдаляясь от лица Эрика». 

При этом даже после просмотра «Раненого человека» непонятно, действительно ли Эрик говорит правду: события до и после пятого эпизода нивелируют его слова.

 

Фото: Netflix

 

Сериал заставляет задуматься о цикличности насилия

Сериал рассуждает о том, откуда вообще берется насилие. Мерфи и Браннан предлагают очевидный, на их взгляд, ответ — насилие циклично. Поэтому шестой эпизод сериала («Не мечтайте, что все кончено») целиком посвящен отношениям Хосе и Китти — начиная с их знакомства и заканчивая жизнью в браке. В этой же серии зритель видит маленького Хосе, который сам в детстве подвергался сексуализированному насилию со стороны матери. 

После шестой серии становятся понятны истоки поведения Хосе, который, как утверждают осужденные братья, подвергал насилию сначала маленького Лайла, а затем и подросшего Эрика. Более того, жестокое отношение и эмоциональные качели Хосе Менендеса распространялись не только на детей, но и на жену Китти. Он мог ударить супругу, запретить ей делать что-либо или вовсе утром заявить, что не любит ее и хочет развестись, а вечером снова признаться в любви. 

Если верить истории осужденных братьев, то их отец много лет подвергал членов семьи физическому и сексуализированному насилию. В то же время маленький Лайл, беря пример с Хосе, подвергал сексуализированному насилию младшего брата: он думал, что «это нормально и так надо». 

Сериал рисует картину замкнутого круга: мать подвергала насилию сына Хосе Менендеса, он — своих жену и детей, его старший ребенок — младшего. А кончилось все тем, что сыновья застрелили отца из дробовика.

 

Фото: Netflix

 

В сериале отличный саундтрек 

Райан Мерфи известен тем, что всегда точно подбирает музыкальное сопровождение для своих работ. Так, в «Истории братьев Менендес» появляются треки, отражающие атмосферу Лос-Анджелеса 80-90-х годов. Чаще всего в плейлисте сериала встречаются композиции немецкой поп-группы Milli Vanilli, популярной как раз в ту эпоху. Песни играют решающую роль в усилении эмоционального резонанса многих ключевых сцен в эпизодах и резко контрастируют с мрачными темами в сериале, которые зачастую идут вообще без музыкального сопровождения. 

Например, песня Girl I’m Gonna Miss You играет в первом эпизоде, где мы впервые видим братьев — они приехали на похороны своих родителей. Лайл просит включить именно эту песню во время панихиды, тогда как все окружающие не совсем понимают уместность композиции. Этот трек закрывает сериал, звуча в последнем эпизоде в моменты, когда братьев после оглашения приговора переводят в разные исправительные учреждения. 

А трек Ice Ice Baby легендарного Vanilla Ice играет на заднем плане во втором эпизоде, в котором братья тратят отцовское богатство после убийства родителей. 

В свою очередь, трек Santa Baby певицы Эрты Кит звучит в шестом эпизоде сериала, в котором Китти Менендес делает подтяжку лица, чтобы произвести впечатление на своего мужа. В этой же серии Хосе на Рождество притворяется Санта Клаусом. Этот трек кажется идеальным выбором для музыкальной темы Китти.

 

   

Обложка: Netflix