Иммерсивность в переводе с английского означает «создающий эффект присутствия». Театры такой эффект используют, чтобы максимально включить зрителя в процесс. Спектакль становится экскурсией, квестом или маленьким путешествием. Это тренд зародился в Нью-Йорке и Лондоне, постепенно его переняли в России и Казахстане.

Рассказываем, что казахстанскому зрителю может предложить такая альтернативная театральная сцена. Или ее отсутствие, как в этом случае.

текст: АЛЕКСАНДРА ГРАНИНА

Ольга Малышева

драматург, автор иммерсивного спектакля «Дилфизо и Донада»

Особенность иммерсивных постановок в том, что зритель становится наблюдателем внутри самой истории. Такие спектакли происходят вне традиционных театральных площадок. Когда, условно говоря, можно «потрогать» все, что происходит вокруг тебя, рассмотреть с разных сторон. Нет классической сцены и рассадки.

Существует интерактивный, иммерсивный и партисипаторный театр. Они различаются по степени вовлеченности зрителя. Интерактивный театр предполагает некий диалог. При этом зритель может находиться в зале, а артист стоять на сцене.

Иммерсивный театр предполагает не театральную площадку, либо нестандартную рассадку, либо движение зрителя. Это может быть даже классическая драматургия, но при этом у зрителя, например, есть возможность передвигаться между артистами. Это тоже пример иммерсивного театра.

Современный театр многообразный и разнообразный. Основной критерий, по которому можно узнать современную драматургию, новую драму — что в ней практически отсутствуют всякие правила.

За последний год у меня был крайне разнообразный опыт работы с современной драматургией. Например, мы с Катей Двозник поставили интерактивный спектакль «Дипфейк». Драматургия основывалась на публикациях паблика, посвященных критическому мышлению. Я собрала драматургию, по сути, из постов в инстаграме. У нас была традиционная рассадка, на сцене работала актриса. Но, вместе с тем, постоянно шел диалог со зрителем. В том числе через чат в Telegram, который был активен в течение всего спектакля. Сообщения оттуда проецировались на большой экран, который был установлен на сцене. Также были условные «иммерсивные включения» — мы разыгрывали лотерею и раздавали шапочки из фольги.

Также вместе с лабораторией «Действие буквально» мы поставили инклюзивный спектакль «Той». Несмотря на то, что я драматург спектакля, для этой постановки не написала ни одного слова: создавала только структуру спектакля. Все остальное — импровизация.

Главное, чтобы современный театр поднимал какие-то сложные, важные и актуальные вопросы. И при этом какой формой это достигается — довольно вторично. Важно, чтобы театр был актуальный, все время находился в поиске новых форм и не застывал в этих формах после.

Есть еще такое понятие как «перформанс». Оно возникло как течение в современном искусстве и на сегодняшний день очень часто возникает путаница между тем, что такое перфоманс и что такое спектакль. Между тем, есть доступные способы объяснить, в чем разница между перформансом и спектаклем. В перфомансе главный — перформер, а в спектакле главный — актер. Перформер — человек, который выходит на сцену в образе самого себя И он ничего не играет.

И перформанс, и спектакль — это формы театра. В том числе и современного театра. Но могу сказать, что гораздо важнее ощущения и опыт, который получает зритель, а как в итоге он для себя назовет то, что он посмотрел — это уже другое дело.

В партисипаторном театре зритель становится не зрителем, а полноправным участником театрального процесса, в руках которого все возможности повлиять на то, куда повернет ход действия.

Пример такой постановки — проект «Что произошло в Трансформе, останется в Трансформе». За его основу я взяла так называемую «социальную хореографию» — физические паттерны, которые человек каждый день делает регулярно– умыться, одеться и т.д. Мы ведем очень честный разговор на самые разнообразные темы, в том числе очень личные. Когда перформанс начинается, то этот диалог провоцирую я, как ведущая перформанса. И в итоге я подключаю участников к такой беседе, и уже сами участники влияют на то, куда повернет диалог в следующий раз.

Создание нового спектакля «Дилфизо и Донада» связано с тем, что «Трансформа» осталась без площадки. Началось существование в формате кочевого pop-up театра. В арт-резиденции ALA поулучился сайт-специфический театр.

Показы прошли на площадке арт-резиденции ALA. Так как пространство закрывается на реконструкцию, нам предоставили время всего на два показа. Спектакль был создан специально по маршруту этой резиденции. Получился сайт-специфический театр.

У меня в пьесе всего четыре персонажа, но заняты фактически 12 артистов. Также в спектакле задействованы ребята из проекта «Действие буквально». Один из этих артистов с ментальными особенностями. Захотелось объединить сразу все. С одной стороны получилась «бродилка», где зритель может передвигаться между разными комнатами. Но в какой-то мере это и партисипаторный театр тоже, потому что я, как режиссер спектакля, никак не влияю на маршрут.

Я предоставлю семь комнат и человек сам выбирает порядок, в котором он может пройти эти комнаты. Это дает ему возможность сформировать свою собственную историю. Жанр мы определили так: «спектакль-пазл». Спектакль создали без бюджета, вся команда работает на волонтерских началах. Такой у нас получился «театр горожан».

Современный театр — это повод поговорить о важных вещах, о которых не представиться возможности поговорить в другой ситуации. Когда это происходит в театре, здесь есть определенные рамки, которые задают интенсивность мыслям. В этом интерес и большой плюс театра.

Виктор Немченко

режиссер иммерсивного спектакля «Куда дальше?»

Спектакль предполагает передвижение по определенным локациям. Помимо того, что происходит знакомство с местом, зритель знакомится с драматургическим материалом. Виртуальные персонажи идут вместе с группой. По сути мы создали сюжет, который очень напоминает «Волшебника изумрудного города», в котором очень странные, интересные персонажи следуют за своей мечтой. Заводят нашу группу, которая направлялась на экскурсию, своим маршрутом и открывают Алматы с другой стороны.

Представьте, что вы пришли на экскурсию по городу. Месту, где был рай. Яблоня Сиверса отсюда родом. Вас ведут по экскурсии, и вдруг в эфир начинают вмешиваться какие-то голоса. Например, открываются ворота археологического музея, и мы слышим голос, который прогоняет Адам и Еву. Им некуда деваться, и они присоединяются к нашей группе. Через этих персонажей мы заново оцениваем какие-то вещи. Помимо того, что есть аудиальное путешествие, мы проиллюстрировали его с лучшими граффитистами Алматы. В знаковых местах Алматы появились иллюстрации — муралы. Также подключили сценариста — достаточно известного прозаика Михаила Земского.

Стартуем мы на пересечении улиц Курмангазы и Пушкина (фонтан «Восточный календарь»). Дальше маршрут мы не раскрываем. Проходим и общественные туристические места, и заходим в такие уголки города, которые откроются по-новому даже для коренного алматинца. Аудиопроменад рассчитан на 100 минут.

Все эти 100 минут — это еще и аудиальный перфоманс. Представьте себе фильм в формате Dolby 5.1, когда все двигается, звуки живые и объемные. Естественно, важнейшая задача — правильно сделать это музыкально. Мы пригласили ансамбль «Омнибус» — одни из лучших музыкальных теоретиков из Узбекистана. Записали с огромным ансамблем музыкальное сопровождение.

Затем треки, написанные достаточно в классическом ключе, были переработаны крутыми алматинскими диджеями.

В аудиоперфомансе задействованы актеры Государственного академического театра имени Лермонтова и Государственного академического театра для детей и юношества имени Наталии Сац.

Формат иммерсивного театра будет востребован в современных обстоятельствах, особенно с учетом карантина. Прогулка на улице — история про то, что мы можем реализовать идею театра в новом формате. Также такой формат может привлечь в город туристов.

Надеемся, что сможем удивить своим маршрутом и новым взглядом на город. В конце мы хотим оставить ощущение вдохновения, некой мотивации и влюбленности в город.