Новая музыка Ne prosto orchestra: «Мы первый оркестр в Казахстане, который исполняет музыку из фильмов»
Как работают 65 профессионалов, которые собираются, чтобы играть любимую музыку
Ne prosto orchestra — симфонический оркестр из Алматы. В коллективе 65 человек, первое выступление состоялось в ноябре прошлого года. На счету Ne prosto orchestra уже шесть крупных концертов, один из которых состоялся в концертном зале «Астана». Это первый масштабный оркестр в Казахстане, который исполняет саундтреки из «Властелина колец», «Звездных войн», «Игры престолов», «Гарри Поттера» и других культовых фильмов. Их первое выступление настолько понравилось зрителям, что они поставили его три раза, и в итоге его посетили 1 700 человек. Мы поговорили с участниками команды и узнали, каково играть на двух инструментах сразу, как выживать без спонсоров и продавать все билеты за несколько дней до концерта.
Текст
Мадияр Тойболды
дирижер
24 года
История Ne prosto orchestra началась в ноябре 2017 года. До этого я работал в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы дирижером симфонического оркестра. Бакалавр консерватории окончил еще в 2016, а магистратуру — в 2018. Там мы ставили успешные проекты, которые консерватория использовала в рамках фестивалей November Music Fest, выездных концертов в сотрудничестве с акиматом Павлодара и «Soundtrack Hits» в сотрудничестве с акиматом Алматы. После этого мы решили отдельно создать оркестр и выступать уже со своей программой. Консерватория — учебное заведение, и упор она делает именно на академическую музыку, а мы хотели исполнять музыку из фильмов, потому что это интересно людям.
Меня еще в школе сильно захватывали саундтреки, но нельзя сказать, что идея играть их принадлежит полностью мне — песни из фильмов любят по всему миру. Выходя из кинотеатров, люди отдельно скачивают и слушают саундтреки, а фанаты тем более. В Казахстане такой спрос тоже был, поэтому и появился Ne prosto orchestra.
Мы — первый симфонический оркестр в Казахстане, который исполняет музыку из фильмов. Есть и другие небольшие коллективы — квартеты, секстеты, септеты, — которые играют музыку не в оригинальном формате. Но когда люди приходят на наш концерт, они получают именно то, что слышали в кинотеатре или в официальном саундтрек-альбоме.
Сначала мы репетировали в Казахконцерте, ставили «Властелина колец» и «Игру престолов». Для нас это была особая программа, потому что играть саундтреки из «Властелина колец» для меди (Прим. ред. — медные духовые инструменты), особенно казахстанской, очень тяжело. Но все взялись за дело с энтузиазмом и с успехом отыграли программу 17 и 19 ноября 2017 года.
МөлдIр Кулниязова
организационный директор
25 лет
В команде у каждого есть конкретная работа, но тем не менее мы универсальные люди. Я, например, являюсь организатором и отвечаю за хор. Иногда мы сотрудничаем с конкретным хором, а иногда делаем сборный. Также работаю в школе хоровиком-дирижером, поэтому бывают моменты, когда у нас поют маленькие солисты.
Я уже год веду инстаграм-страницу Ne prosto orchestra. За это время научилась быстро отвечать на все звонки и сообщения, писать посты и делать рекламу. Кстати, она играет большую роль, потому что люди при виде афиши не всегда понимают, что мы за оркестр. Также в команде продвижения есть организатор по развитию и графический дизайнер с блогером, с которыми мы недавно начали сотрудничать.
Нам всегда поступает огромное количество звонков и сообщений, даже когда не работаем. Когда мы поставили первый концерт, за два дня выступления посетили 900 человек, и после него мы отвечали почти на сто звонков в день. Нам очень приятно получать такой фидбек зрителей.
Максим Ван
видеорежиссер
26 лет
Я магистрант консерватории. Бакалавриат окончил по скрипке в 2016 году вместе с Мадияром (дирижером). После магистратуры буду оркестровым дирижером. В команде Ne prosto orchestra я видеорежиссер. Аранжировщики команды выбирают музыку, пишут ноты, потом это выводится в один аудиофайл, и под этот звук я начинаю подбирать видеоряд. Чтобы обеспечить качественное видеосопровождение во время концерта, я просматриваю тонны материала: фильмы, дополнительные ролики, вырезанные сцены. Прежде всего наши фильмы делаются для фанатов, а они очень скрупулезны в этом плане, их легко обидеть, и поэтому приходится читать форумы, следить за новостями, потому что в кино есть вещи, которые для обычного зрителя кажутся незначительными, но для поклонника играют важную роль. Обычно концерт длится от 1,5 до 2 часов чистого звучания, поэтому, можно сказать, что я создаю новый фильм.
Фишка нашего оркестра в том, что видеоматериал строго подотчетен звуку и во время репетиций и во время концерта. Если во время репетиций что-то меняется, то видеоряд тоже приходится переделывать. Помимо видеомонтажа, во время концертов я делаю подгон видеовоспроизведения под живой звук. Здесь проблема в том, что аудиозвук записан в определенном темпе и ритме, он всегда одинаков. На сцене же живые люди, у них свое ощущение времени, поэтому каждый раз идет подгон видеоматериалов, чтобы все совпадало сюжетно, эмоционально и эстетически. Мы стараемся, чтобы все происходило максимально идентично.
Эльдана Абдрахманова
концертмейстер
22 года
Я концертмейстер оркестра и первая скрипка. В мои обязанности входит курирование струнной группы, в которой 35 человек: десять первых скрипок, восемь вторых скрипок, шесть альтов, восемь виолончелей и три контрабаса.
Также в мои обязанности входят штрихи для струнников. Иногда в нотах могут стоять кое-какие пометки, которые можно трактовать неоднозначно, поэтому нужно задавать направление, как будут трактоваться эти значения и указания. Перед первой репетицией я просматриваю партии и выбираю основной вектор. Иногда мы репетируем отдельно, это входит в обязательную часть, чтобы музыканты разобрались со своими партиями, и мы привели все в определенную форму.
Ренат Кузекеев
аранжировщик
27 лет
Я аранжировщик, подготовка и адаптация музыки для оркестра — моя часть. Я магистр искусствоведения, работаю в консерватории, в музыкальном колледже, а также театре оперы и балета имени Абая. Все ноты, которые проходят через пульты музыкантов, готовим мы с Динарой (аранжировщик). Самое сложное в нашей работе — создавать на слух огромное количество партитур. Концерты Ne prosto orchestra проходят в разных залах, поэтому нужно всячески адаптировать музыку. Бывает даже так, что саундтреки изначально написаны для определенного состава исполнителей, но так как мы выступаем в больших залах, приходится расширять объем звучания и адаптировать ровно так, как должно быть.
Огромную роль в подготовке играет первоначальное звучание саундтрека. Композитор пишет музыку определенным образом, а потом она проходит цифровую обработку. Мы же исполняем все вживую. И нам нужно адаптировать все так, чтобы во время концерта вытащить все эти тембры, объемы и масштабы, которые были заложены при монтаже фильмов. Работа сложная: здесь требуется внимание, нужно слышать, думать и понимать, что композитор имел в виду, как он это адаптировал, какие использовал ходы и методы. Конечно, мы пытаемся достигнуть эффекта как в кино, поэтому начинаем работать за месяц-полтора до начала репетиций оркестра.
Динара Искакова
аранжировщик
25 лет
Я магистрант первого курса консерватории. Совместно с Ринатом готовлю аранжировку. Я перекладываю партии (Прим. ред. — составная часть оркестрового произведения, предназначенная для исполнения на определенном инструменте) для каждого инструмента, чтобы у всех музыкантов были ноты. Также являюсь пианистом оркестра. Часто у меня бывают специфические партии, потому что сложно найти людей, которые играют, например, на арфе, челесте, колокольчиках и других не очень популярных инструментах. Однако без них сложно добиться нужного звучания, поэтому я перекладываю эти партии для себя на фортепиано и иногда играю за одно произведение 3-4 сразу. Бывает, что и на двух инструментах одновременно приходится играть.
О команде
Всего в оркестре 65 человек. На первом концерте мы работали с музыкантами из консерватории, но сейчас в нашей команде много людей, работающих в театрах, филармонии и других местах. Некоторым участникам по 35, 45 и 50 лет, а когда мы играли «When the cold of winter comes» из «Властелина колец», в хоре пели 12-летние дети.
Бывает, что участники меняются. У каждого жизнь идет в своем темпе: у кого-то свадьбы, у кого-то поездки. В таких случаях мы набираем новых. Но основной состав, где-то процентов 70-80, не меняется. При отборе мы делаем акцент на желание человека играть саундтреки, ищем энтузиастов, которые действительно хотят работать. Музыкантам тоже интересен оркестр с профессиональной точки зрения. Саундтреки — специфичный жанр, придающий новое звучание инструменту; некоторые держат его уже 15-20 лет, но в жизни не исполняли таких необычных партий. Музыкантам интересно посмотреть, на что они способны.
Некоторым участникам по 35, 45 и 50 лет, а когда мы играли «When the cold of winter comes» из «Властелина колец», в хоре пели 12-летние дети
Уделять музыке целый день можно, но для этого нужно фанатеть. В нашем случае это больше творческий подход. Человек сюда приходит для души: в офисе он отработал, зарплату получил, на это и живет. Для многих это хобби.
Репетиции в основном проходят по вечерам, у нас есть чаты струнников, духовиков, и каждый раз перед репетицией мы пишем: «Дорогие друзья, у нас на такое время есть зал, вам удобно?». Если большинство соглашается, мы устраиваем репетицию. Когда близится дата концерта, все участники понимают, что должны поменять свои графики, выставить замены и оказаться с нами. Они согласны идти на такие жертвы.
О казахстанском зрителе и отсутствии спонсорства
Одна из главных проблем — опоздания наших зрителей, они могут прийти на 30 минут позже. Пришедшим вовремя, приходится ждать. Если вы, например, опоздаете на концерт в филармонию, вас запустят только после того, как закончится одно произведение, так же и у нас. Но мы хотим, чтобы все зрители сели на места и от начала до конца насладились шоу, которое мы приготовили, поэтому мы не начинаем, пока все не придут.
Также мы испытываем трудности с инструментами. Ударные инструменты стоят очень дорого, мы не можем их себе позволить. Приходится договариваться с филармониями, театром, консерваторией и другими государственными организациями, у которых есть парк инструментов. Часто бывает, что человеку за синтезатором приходится заменять колокол, колокольчики и многие другие экзотические инструменты, которыми пестрят саундтреки.
Сложность на репетициях — собрать нужное количество людей. Важно умудриться выставить расписание так, чтобы всем было удобно. Так как мы негосударственный проект — нет конкретной зарплаты. Если бы у нас был спонсор, мы бы в первую очередь закупили инструменты и нашли постоянную репетиционную базу. А пока приходится бегать и договариваться с разными местами. Игра стоит свеч. Мы горим этим: приходим не ради денег, а чтобы сыграть любимую музыку, и зритель это чувствует. Наверное, поэтому такой интерес и отклик.
Пока мы отбиваем деньги, которые тратим на аренду. К сожалению, хоть Алматы и считается культурной столицей, здесь нет хороших недорогих залов для живого звучания. Мы арендуем те, что подешевле и вместительнее. Благодаря этому ставим приемлемые цены на билеты (Прим. ред. — сейчас билеты стоят от 3 500 до 9 500 тенге).
Так как мы существуем только за счет продажи билетов, можем проводить концерты лишь в больших городах. Если мы поедем, например, в Павлодар, придется вести много техники: экран, аппаратуру, инструменты. Тогда билеты будут стоить от 15 тысяч и выше. Купит ли человек билет?
Иногда нам звонят из других городов и приглашают на День города или другие мероприятия, но конкретные предложения по оплате отсутствуют. Они хотят, чтобы мы приехали за свой счет и сыграли для них. Пишут зрители «Приезжайте в Павлодар, мы вам аншлаг обеспечим, приезжайте в Караганду, хорошо встретим», но для нас это пока сложно.
О концертах
Перед тем как провести первый концерт, мы репетировали почти два месяца. Первая программа прошла в «Казахконцерте» 17 и 19 ноября 2017 года. Мы сыграли «Властелина колец» и «Игру престолов», и зрителям настолько понравилось, что нам поступило большое количество сообщений и звонков с просьбой сыграть его еще раз. Поэтому решили рискнуть и поставить его в третий раз 9 декабря. Пока мы нашли новое место и договорились, прошло несколько дней, и когда мы пришли в «Тикетон» и сказали, что нужно продавать билеты, оставалось всего 12 дней до концерта. За три дня нужно было продать определенное количество билетов или отменять все. Но когда за один день у нас купили 150 билетов, а через неделю вообще все, менеджер «Тикетона» сказал, что мы рискнули и у нас получилось. В итоге программу «Властелин колец» и «Игра престолов» послушали 1 700 человек.
За три дня нужно было продать определенное количество билетов или отменять все
За год мы поставили шесть концертов, один из которых прошел в Астане. Сыграли саундтреки из «Звездных войн», «Игры престолов», «Властелина колец», фильмов Marvel и DC, а также из мультфильмов DreamWorks.
Однажды, когда мы играли концерт с саундтреками из «Звездных войн». На кульминационной части мы остановились, чтобы выдержать паузу по сюжету. Она была эмоциональной и долгой, поэтому зрители подумали, что мы закончили. Они встали, приготовились аплодировать и были готовы уйти. Пришлось объяснять: «Ребята, впереди программа еще круче».
О планах
В начале ноября у нас состоится новый концерт. На этот раз сыграем музыку из «Гарри Поттера» и «Пиратов Карибского моря». В декабре хотим устроить новогодний концерт. Музыка будет из зарубежного и советского кино: «Один дома», «Полярный экспресс», «Ирония судьбы». А дальше пойдем по проверенному пути — самые популярные, стоящие и захватывающие саундтреки мирового кинематографа.
Пока планируем играть только саундтреки. Оркестровой классической музыки достаточно много, а голливудской музыки для фильмов в разы больше. Поэтому проблем с тем, что саундтреков для концертов не останется, не будет. Здесь вопрос в другом: все ли будет интересно зрителю? Если мы завоюем доверие слушателей, то всегда будем предлагать, даже если не самое популярное, но лучшее. Будем соединять и миксовать что-то с образцами из классики. Наша задача — удивлять.
Фотографии: предоставлены героями
Комментарии
Подписаться