В казахстанский прокат вышел фильм бельгийского режиссера Тима Милантса «Мелочи жизни» (Small Little Things Like These), главную роль в котором исполнил Киллиан Мерфи — звезда «Оппенгеймера». Картина стала следующей для актера после работы с Кристофером Ноланом.

«Мелочи жизни» впервые показали на Берлинском кинофестивале в феврале прошлого года. Фильм произвел фурор, а Эмили Уотсон (сыграла роль монахини-настоятельницы) получила «Серебряного медведя» за лучшую роль второго плана.  

Драма снята по одноименному роману ирландской писательницы Клэр Киган. Он основан на жутких реальных событиях, происходивших за стенами «Приюта Магдалины» — сети исправительных учреждений для «падших женщин». 

Разбираемся, почему стоит посмотреть фильм с Киллианом Мерфи, чье действие происходит в Ирландии 1980-х.

Текст Мария Трапезникова 

 

 

 

«Прачечные Магдалины»

В основу романа Клэр Киган — и фильма Тима Милантса — легли реальные события, происходившие в Ирландии с 1922 по 1996 годы. В то время на территории Ирландского свободного государства существовали римско-католические приюты Магдалины — закрытые монастырские учреждения. Они управляли коммерческим и прибыльным бизнесом, в основном прачечными, услугами которых пользовались не только другие религиозные организации, но и правительственные департаменты, госбольницы, школы, тюрьмы, силы обороны и так далее. Прачечными руководило четыре католических ордена: Сестры милосердия, Сестры Богоматери милосердия, Сестры милосердия (в данном случае слова «mercy» и «charity» переводятся одинаково — прим.ред.) и Сестры доброго пастыря.  

Несмотря на благопристойный фасад, «Прачечные Магдалины» были тюремными и карательными учреждениями, куда насильно отправляли «падших женщин» — тех, кого считали «распутными»; незамужних матерей; дочерей незамужних матерей; тех, кого считали обузой для своих семей или государства; а также тех, кто подвергался сексуализированному насилию или вырос на попечении церкви и государства. 

Попавших в приюты девушек отрезали от внешнего мира и заставляли бесплатно работать с утра до вечера — стирать, гладить или упаковывать белье, шить, вышивать или выполнять другую ручную работу. Их имена часто меняли и присваивали им  идентификационный номер. Переписка с внешним миром прерывалась или запрещалась вовсе, а визиты друзей или семьи не поощрялись и контролировались монахинями, если они все-таки случались. За нарушение правил грозило одиночное заключение, физическое насилие, голодовка и различные унизительные ритуалы (например, бритье головы). 

По данным организации Justice for Magdalenes Research, жертвами приютов стали как минимум 10 тысяч женщин, однако исследователи сходятся во мнении, что их может быть гораздо больше. В финальных титрах фильма «Мелочи жизни» говорится, что девушек было более 56 тысяч.

Последний приют закрылся в 1996 году, однако многие выжившие или их родственники до сих пор ищут справедливости. Последующие расследования показали, что на протяжении 50 лет существования «Прачечных Магдалины» государственные органы были в курсе принудительного рабского труда за стенами католических приютов.

 

 

Маленький человек с большим сердцем

Фильм «Мелочи жизни» не исследует деятельность религиозной организации с исторической точностью. Он рассматривает, как общество вообще позволило этому случиться: как коррупция и власть католической церкви сумели заткнуть целую нацию, заставив думать, будто пленение и пытки женщин происходят в ее интересах. А еще фильм рассказывает о том, как один человек может попытаться исправить ситуацию. 

Главный герой фильма «Мелочи жизни» — среднестатистический ирландский рабочий Билл Ферлонг (Киллиан Мерфи). У него свой маленький бизнес по доставке угля, и он живет довольно скромно: ходит на работу, обедает в местном пабе, а вечером возвращается домой к любимой жене Эйлин (Эйлин Уолш) и пяти дочерям. Билл отличается большим сердцем — он дает сыну местного пьяницы мелочь, хотя деньги нужны ему самому, и считает, что каждый достоин второго шанса. 

В преддверии Рождества Билл отвозит уголь в местный монастырь и становится свидетелем того, как мать насильно отдает свою дочь, Сару, под опеку монахинь. С каждым новым посещением монастыря Билл продолжает видеть тревожные сцены, а Сара умоляет его помочь ей сбежать. Мужчина понимает, что в приюте с девушками обращаются жестоко, но сначала никак не вмешивается: попытка помочь  может навредить не только работе, но и будущей учебе дочерей, поскольку единственная школа в городке находится под контролем приюта. 

Билл встает перед тяжелой моральной дилеммой, а настоятельница монастыря, понимая это, пытается купить его молчание. Однако в конце концов, несмотря на страх и сложности, он поступает правильно.

 

 

Своих проблем хватает 

«Мелочи жизни» — фильм о моральном выборе, который делают простые люди со своими проблемами. Зрителю показывают мрачный быт ирландской сельской местности не для того, чтобы выбить слезу. Милантс объясняет — в мире, где каждый вынужден думать только о собственном выживании, у людей не хватает времени и сил заботиться еще о ком-то. 

Отличным примером служит жена Билла, Эйлин. Именно она произносит одну из ключевых фраз фильма: «Если хочешь преуспеть в этой жизни, есть вещи, которые нужно игнорировать». Это догма человека, понимающего, что есть вещи сильнее его самого. И это неудивительно: воспитывая пятерых дочерей, да еще и накануне праздников, нужно оставаться рациональной.  

При этом Билл, хоть он молчалив и суров на вид, является чуть ли не самым рефлексирующим персонажем фильма. Это связано с его детством: мужчина понимает, что если бы не удачное стечение обстоятельств и доброта окружающих, он сам мог оказаться в более страшных условиях, поскольку родился вне брака.

«“Мелочи жизни” разыгрываются как прерывистое исследование человеческой порядочности, выбирая большую дорогу и сталкивая робкого угольного торговца Мерфи с немигающей матерью-настоятельницей Эмили Уотсон. Билл не является очевидным героем; он несет в себе слабый оттенок поражения. Но он не может отвести взгляд и знает, что цена будет высока», — пишет в своем ревью издание The Guardian. 

Отдельно критики хвалят актерскую игру Эмили Уотсон, которая появилась в фильме всего в паре сцен. Она играет роль расчетливой настоятельницы, которая управляет приютом и чем-то напоминает мафиозного босса.

«Ее манипуляция пронизывает все, что она делает, от небрежного подсчета денег, чтобы купить молчание Билла, до расчетливого притворства, когда она беспокоится о девочках на глазах у публики. Это не карикатура: Уотсон показывает, насколько боязливой и коррумпированной была церковь», — пишет издание Collider.

 

 

Личная работа для Киллиана Мерфи 

Звезда «Оппенгеймера» выступил в данном случае одним из продюсеров, наравне с Мэттом Деймоном и Беном Аффлеком. Идею экранизировать книгу Мерфи подсказала его жена, а помог в адаптации Энда Уолш, автор пьесы «Дискосвиньи», с которой когда-то давно и началась карьера Киллиана Мерфи. Актер будто напоминает, что участие в крупнобюджетных голливудских фильмах не ставит крест на съемках в камерных кинокартинах. 

В «Мелочах жизни» у Мерфи очень мало реплик — большую часть экранного времени его герой молчит, вздыхает и передает всю тяжесть мира, в котором живет, через взгляды. Билл привык скрывать свои эмоции и проживать тревоги в тишине — как и все вокруг. 

«Мерфи способен показать, как мучительно для человека того времени было вести даже самый простой разговор о психическом здоровье или о чем-то экзистенциальном. Мерфи должен передать целую жизнь, полную страхов, тревог и негодования, с помощью крайне минимального количества диалогов», — отмечает Collider.

«Хотя новый герой Мерфи — скромняга и молчун, противоположность его же властному и одержимому Оппенгеймеру, артист вновь выбирает предельную сдержанность в выражении эмоций. Лишь слеза иногда, незаметно для окружающих, стекает по щеке его персонажа. Мрачный настрой и герметичная структура фильма отвечают закрытому характеру Ферлонга», — пишет издание Meduza.  

Как отмечает кинокритик Алексей Хромов, переживания Билла Мерфи передаются и через мытье рук. Раз за разом он до крови оттирает с них угольную сажу — то ли смывает с себя всю грязь общества, пытаясь очистить душу от соучастия в коллективном безразличии, то ли «умывает руки», словно Понтий Пилат. 

 

   

Обложка: Lionsgate