На прошлой неделе состоялась премьера фильма «Крейвен-охотник», рассказывающего историю становления одного из главных врагов Человека-паука. Картину не ждали даже преданные фанаты Marvel, о чем говорят плачевные сборы в 26 миллионов долларов за первые выходные при бюджете в 110 миллионов. При этом рейтинг критиков на Rotten Tomatoes составил всего 15%, а сразу после выхода фильма компания Sony поспешно начала делать заявления о будущем своей киновселенной, чтобы хоть как-то сохранить лицо перед публикой. 

Кинокритик Ораз Керейбаев в своей рецензии рассказывает о том, чем закончилась многострадальная «паучья» франшиза, в которой так и не появился Питер Паркер.

Текст Oraz Kereibayev

 

 

 

Сюжет

Картина начинается с продолжительной экшен-сцены в российской тюрьме, куда Крейвен-охотник попадает в качестве заключенного, чтобы расправиться с преступником. Эпизод состоит из хлестких шуток и неплохих по меркам Sony боевых трюков. Исполнив миссию и вычеркнув очередное имя из своего списка, Крейвен выбирается из охраняемого объекта, попутно вспоминая, как он обрел силу и встал на путь правосудия. 

В продолжительном флэшбеке, занимающем чуть ли не половину фильма, зрители наблюдают за юношескими годами Крейвена, когда того еще звали Сергей Кравинов. Наш герой рос со сводным братом Дмитрием в элитной школе. После смерти матери их нечистый на руку отец Николай забрал детей к себе. Вместе они улетели на охоту в Африку, чтобы мальчики могли «стать мужчинами». Однако во время столкновения со львом Сергей оказался ранен. От смерти его спасла девушка Калипсо, которая использовала сыворотку для спасения молодого парня. Далее, обретя способности, Сергей решил уйти из семьи и начать бороться с преступниками.

 

 

Безыдейный проект 

«Крейвен-охотник» выглядит как супергеройский фильм из начала 2000-х, когда режиссеры все еще пытались нащупать ту самую формулу блокбастера и в половине случаев выпускали провальные картины. Лента с Аароном-Тейлором Джонсоном в главной роли по духу оказывается ближе к «Фантастической четверке» (2005), «Женщине-кошке» (2004) и «Электре» (2005). Это такой же в меру глупый, во многом недоработанный и абсолютно не запоминающийся проект. Но проблема здесь в том, что в 2024 году все ошибки жанра уже были допущены и поэтому каждый недочет «Крейвена» ощущается в разы острее. 

Сюжет фильма оказывается вторичным для жанра, а ориджин Сергея и вовсе дублирует «Морбиуса». Здесь зрители точно также наблюдают за дружбой двух подростков, которые во взрослой жизни потихоньку превращаются в заклятых врагов. Разница лишь в том, что прежде чем столкнуться с родным братом, Крейвену предстоит разобраться с плеядой едва запоминающихся и подчас бессмысленных злодеев. Среди них и плохо анимированный Носорог, и вечно пьяный отец Николай, и совершенно ненужный для повествования Иностранец. Все это идет в совокупности с крайне некачественным CGI и излишне пафосными диалогами.

 

 

Производственный ад и конец киновселенной

Сегодня мало кто вспомнит, но «Крейвен-охотник» должен был выйти почти два года назад. Изначальной датой релиза был январь 2023 года. После фильм переносили несколько раз. Сначала это объясняли досъемками, а после — забастовкой голливудских актеров. В итоге поклонники о существовании картины успели забыть, вспомнить, а затем снова забыть. 

Одновременно с изменением даты релиза Sony успела столкнуться с рядом проблем. Компания несколько раз перенесла выход третьей мультипликационной ленты о Человеке-пауке Майлза Моралеса, а также отменила проекты про злодеев Эль-Муэрте и Гипно-Хастлере с Дональдом Гловером. Студия также думала о последующем кроссовере всех ранее представленных персонажей в «Зловещей шестерке». Ради этого в сцене после титров «Морбиуса» даже засветился Стервятник в исполнении Майкла Китона. Но и это масштабное событие было решено отложить на полку до лучших времен.

 

 

В итоге, к выходу «Крейвена-охотника» студия заморозила или же отменила все полнометражные лайв-экшн фильмы. Единственный проект, который находится в активной разработке сейчас — это сериал с Николасом Кейджем про нуарного паука детектива. ПРИ ЭТОМ, СРАЗУ ЖЕ ПОСЛЕ ВЫХОДА «КРЕЙВЕНА» ФАНАТЫ СУПЕРГЕРОЙСКОГО КИНО НАЧАЛИ С ЛИКОВАНИЕМ ПРАЗДНОВАТЬ КОНЕЦ КИНОВСЕЛЕННОЙ SONY. Такая реакция зрителей выглядит логичной, ведь уже несколько лет к проектам компании относятся больше как к шутке, нежели как к реальному кино. Здесь сразу же вспоминаются мемы про «morbing time» и «морбиллиард долларов», которые завирусились в интернете после провала «Морбиуса». 

Чтобы хоть как-то сохранить лицо, представители Sony поспешили дать интервью в различные американские издания. В них они утверждали, что никакой киновселенной никогда и не было, а все увиденные ранее фильмы — это ничем не связанные проекты. Далее шли заявления о том, что компания планирует сосредоточить усилия на разработке третьего «Человека-паука» про Майлза Моралеса. После продюсеры вспомнили о финансовых успехах трилогии «Венома» и даже посетовали на неплохой бокс-офис «Морбиуса». Наконец, студия объявила о планах на перезапуск своей киновселенной. Все эти заявления были сделаны в течение последних нескольких дней, когда финансовый провал «Крейвена-охотника» стал очевидным абсолютно всем, а Sony понадобилось срочно сохранить свой публичный имидж для инвесторов и потенциальной публики.

 

 

Стагнация жанра

Несмотря на все проблемы со сценарием и визуальным исполнением, «Крейвен-охотник» — это не случайный провал. Скорее фильм Sony в очередной раз подтверждает кризис супергеройского жанра, который тянется уже почти пять лет. Засилье однотипных, снятых наспех проектов убило всяческий интерес массовой публики к фильмам о героях в масках. Вместе с этим авторы подчас не знают в какую сторону следует развивать жанр на больших экранах. Именно поэтому за последний год успела умереть киновселенная DC Зака Снайдера и теперь к своему завершению подошли все ранее анонсированные фильмы Sony. Та же Marvel Cinematic Universe решила взять перерыв в 2024 году, выпустив только «Дэдпула и Росомаху», в финансовом успехе которого были уверены все аналитики. 

Будущее супергероики остается под вопросом. Готовящихся «Громовержцев*» и продолжение «Капитана Америки» постоянно отправляют на досъемки, а новой франшизе DC под руководством Джеймса Ганна только предстоит показать себя в следующем году с выходом «Супермена». 

Единственные хоть сколько-нибудь интересные жанровые работы сейчас перешли на малые экраны. Там супергероика чувствует себя вполне комфортно, выпуская постмодерновых «Пацанов» и революционного «Неуязвимого». Даже за последние месяцы в сериальном мире появился приземленный «Пингвин» с Колином Фарреллом и совершенно неожиданно притягательный проект «Это все Агата». 

Поэтому, подводя итог, «Крейвен-охотник» — это продукт своего времени, который идеально демонстрирует сегодняшнюю неспособность жанра сказать хоть что-то новое в рамках полнометражного кино. Зрителям же остается следить за жанром в сериальном мире.

 

   

Обложка: Sony Pictures Entertainment