КиноПочему «Дикий робот» — важное высказывание о гуманизме и принятии себя
И при чем тут Хаяо Миядзаки, AI и материнство
В конце сентября в кинотеатрах вышел мультфильм «Дикий робот» от студии DreamWorks. Его режиссером и сценаристом выступил Крис Сандерс, создавший мультфильмы «Лило и Стич», «Как приручить дракона» и «Семейка Крудс».
«Дикий робот» основан на одноименной детской книге Питера Брауна 2016 года и рассказывает историю брошенного робота-помощника и осиротевшего гусенка, чьи пути пересекаются при трагических обстоятельствах на необитаемом острове, населенном только дикими животными.
Недавно «Дикий робот» получил приз зрительных симпатий на кинофестивале SCAD в Саванне. Также он может оказаться в числе номинантов на премию Оскар — как минимум в разделе «Анимационный фильм», где скорее всего поборется за награду с другим нашумевшим мультфильмом этого года, «Головоломкой 2».
«Дикий робот» был принят очень тепло как пользователями, так и кинокритиками — на Rotten Tomatoes его рейтинг составил 98%, а кассовые сборы уже превысили отметку в 300 миллионов долларов по всему миру. В мультфильме переплетено множество важных тем, которые завернуты в оболочку детской сказки. Разбираемся, чем выделяется «Дикий робот», о котором мало было известно до премьеры.
Текст Мария Трапезникова
Инаковость — не баг, а фича
Пожалуй, одна из главных тем мультфильма — осознание и принятие собственной инаковости, а также проблема несоответствия того, как тебя воспринимает общество, и того, кем ты являешься на самом деле.
Вопросом «кто я?» сначала задается гусенок Яркоклювик (Кит Коннор). Он не похож ни на своих сородичей, хоть и выглядит почти также (разве что чуть меньше в размерах), ни на роботессу Роз, которая его воспитывает. Он издает странные механические звуки, копируя свою приемную маму, не умеет летать и плавать. Он не такой, как другие гуси — и они дают ему это понять в весьма неприятной форме, высмеивая и оскорбляя.
Чуть позже вопросом «кто я?» начинает задаваться роботесса Роз (Люпита Нього). Чтобы выполнить свою задачу — научить Яркоклювика есть, плавать и летать — она самостоятельно переписала свой программный код и стала куда больше похожа на человека, чем на машину. Поэтому, когда Роз находит и оживляет другого робота из ее серии, робот говорит ей, что Роз дефектная и ее срочно нужно перепрошить. После этого Роз остро осознает свою инаковость.
Кинокритики отмечают, что тема инаковости на сегодняшний день очень важна, особенно когда речь идет о меньшинствах. Самый яркий пример — ЛГБТ-персоны, которым зачастую непросто не только принять себя, но и рассказать о себе окружающим. Они отличаются от «традиционного» общества, хоть и выглядят также.
Проблема несоответствия того, как тебя воспринимает общество, и того, кем ты являешься на самом деле, остро стоит и перед транс-персонами. Ведь многие из них ощущают себя не так, как их видит «традиционное» общество. Эта же тема раскрывается и в вопросе национальной идентичности — когда человек одной национальности рождается или вырастает совершенно в другом культурном и национальном контексте.
Материнство и сепарация
Другой ведущей линией «Дикого робота» стала тема материнства и сепарации. Некоторые русскоязычные критики замечают, что это первый за много лет мультфильм о «здоровом» материнстве. По сюжету Роз не запрограммирована быть матерью. Она об этом вообще ничего не знает, на что опоссумиха Розохвостик, многодетная мать, говорит ей: «Как и все мы».
В самом начале мультфильма Роз получает задачу, которую долго искала — вырастить гусенка (накормить, научить плавать и летать). Она совсем ничего в этом не понимает, но, чтобы выполнить поставленную задачу, переписывает свой код — меняется сама и меняет мир вокруг себя. Становясь все более похожей на живое существо, она крепче привязывается к Яркоклювику.
Как любящая мать, Роз идет на жертвы, чтобы ее ребенок был счастлив. Вспомним сцену, где роботесса заменяет часть своей механической ноги на деревянный протез, чтобы помочь Яркоклювику научиться летать и придать ему ускорение. Позже нам как бы невзначай показывают жидкость, вытекающую из-под протеза Роз — очевидно, что ей больно или как минимум дискомфортно, но она не обращает на это внимания, помогая гусенку.
Затем, когда для Яроклювика настает время улетать со своей стаей в теплые края, Роз не хочет отпускать его, говоря: «Пусть зимует в тепле, но где-нибудь поближе ко мне». Родители, которые уже прошли путь сепарации со своим ребенком, легко смогут понять все трудности, через которые в этот момент проходит Роз — всегда хочется, чтобы ребенок был где-то поближе.
Тревога в связи с усилением AI-технологий
Западные критики отмечают, что Роз (Люпита Нього) очень напоминает голосовых помощников Alexa и Siri. «Дикий робот», как пишет The Guardian, отражает нарастающую тревогу по поводу разумных, говорящих компьютеров — технологий, «призванных, по сомнительным обещаниям компаний вроде OpenAI, все больше и больше походить на человека».
«Дикий робот» — далеко не первая картина на тему искусственного интеллекта. Можно вспомнить фильм «Она» с Хоакином Фениксом в главной роли, в котором мужчина начинает встречаться с разумной операционной системой по имени Саманта (Скарлетт Йоханссон). Саманта — умная технология, способная самообразовываться и мимикрировать под человека.
Вот только если в фильме «Она» Саманта лишь копирует человеческое поведение, то «Дикий робот» пошел дальше и показал зрителям робота, способного стать человеком. «Стать больше, чем мы запрограммированы быть», — говорит Роз.
«Бэмби» и фильмы Хаяо Миядзаки
«Дикий робот» совмещает в себе 2D и 3D рисовку: сами персонажи выполнены в 3D, однако мельчайшие детали на них (царапины на теле роботессы Роз, шерсть лиса Финка) и фоны вокруг них выполнены в 2D и нарисованы от руки. Благодаря этому зритель видит мир, в котором хорошо сочетаются натуралистическое и сюрреалистическое.
Художником-постановщиком выступил Рэймонд Зибах, работавший над такими мультфильмами как «Кунг Фу Панда», «Синбад» и «Босс-молокос». По его словам, прототипом «Дикого робота» стал «Бэмби» — из этой картины художник взял акварельные и пастельные пейзажи, которые отлично передавали суть природы.
«Мы хотели, чтобы суровая окружающая среда всегда была еще одним персонажем, который будет влиять на Роз с самого начала», — рассказывал Рэймонд Зибах в интервью изданию Deadline.
Режиссер мультфильма Крис Сандерс в интервью изданию Variety рассказал, что созданный практически вручную мягкий и органичный вид фильма идеально подходит для лесной среды, в которой и разворачивается действие.
Некоторые кинокритики даже сравнивают пейзажи в «Диком роботе» с фильмами Хаяо Миядзаки, где также много акварельных элементов.
«В нем сохранены прямые призывы DreamWorks к сентиментальности, но в то же время добавлено больше тематической зрелости и утонченности, которые вы могли бы увидеть в Ghibli или ирландском Cartoon Saloon», — пишет Independent.
Универсальный мультфильм для всех возрастов
«Дикий робот» — универсальный мультфильм, который понравится зрителям всех возрастов. В нем напрямую проговариваются простые истины, которые будут понятны даже самым маленьким зрителям. Однако именно такие идеи никогда не выходят из моды.
«Умный, проникновенный и часто потрясающий, “Дикий робот” предлагает тот тип анимационного развлечения для всех возрастов, который порадует детей и оставит комок в горле у взрослых. И он становится действительно великим мультфильмом, выражая универсальные истины — любовь, не поддающаяся логике, чувства, которые идут от сердца, горько-сладкая сделка — отпустить близкого, чтобы он мог расцвести», — пишет в своей рецензии The Guardian.
Взрослые же могут отправиться на полтора часа в доброе путешествие, где главенствует любовь и дружба: эскапизм, позволяющий отвлечься от тяжелой реальности, в которой все больше насилия и ненависти.
Фото: universalpictures.com
Комментарии
Подписаться