На 81 международном Венецианском кинофестивале состоялась премьера самого ожидаемого фильма смотра — «Джокер: Любовь на двоих». Первая лента в 2019 году забрала главную награду Венеции и принесла статуэтку «Оскар» Хоакину Фениксу. Спустя пять лет режиссер Тодд Филлипс готов снова побороться за заветного «Золотого льва», продолжив историю грустного клоуна Артура Флека. 

Кинокритик Ораз Керейбаев, находящийся в эти дни на фестивале, уже посмотрел фильм и теперь рассказывает, почему «Джокер: Любовь на двоих» — это интересный, но провалившийся эксперимент в жанре кинокомиксов. 

Осторожно! В рецензии присутствуют спойлеры!

Текст Oraz Kereibayev

 

 

 

Сюжет

Америка 1980-х. С событий первой части, когда Артур Флек в исполнении Хоакина Феникса убил пятерых человек и начал массовые беспорядки в Готэме, прошло два года. Артур продолжает находиться в лечебнице Аркхэм, находя общий язык с сокамерниками и охраной, а также попутно готовясь к суду. 

Нашему герою грозит смертная казнь. Единственный шанс выйти сухим из воды — спихнуть убийства на раздвоение личности, сделав Джокера единственным виновным во всех грехах Флека. Однако когда протагонист готов забыть о своем альтер-эго и начать путь к лечению, он знакомится с Харлин Квинзель (коротко — Ли), еще одной постоялицей лечебницы. В итоге он не оставляет образ клоуна в прошлом, а лишь срастается с ним еще больше. 

 

Фото: Warner Bros.

 

Мюзикл, судебная драма, любовная история

Описывая нового «Джокера», хочется перефразировать слова Артура Флека из первой части: Тодд Филлипс думал, что его фильм — это социальная драма, но теперь понял — это мюзикл. 

Сиквел ушел от оригинальной ленты максимально далеко. Если в первой картине постановщик заигрывал с политическими темами, проводя параллели между Готэмом 1980-х и Америкой времен Дональда Трампа, то новая часть полностью уходит от социальных тем, вместо этого концентрируясь на личной истории Артура Флека. Такой сдвиг виден не только по фокусу истории, но и по жанру, выбранному для «Любви на двоих». Здесь Филлипс комбинирует элементы классических мюзиклов с динамичной судебной драмой. 

Герой Феникса постоянно поет, чтобы выразить свои эмоции. Все это, естественно, происходит только у него в голове, что позволяет авторам объяснять неожиданные музыкальные вставки. Аккомпанирует актеру великолепная Леди Гага.

 

Фото: Warner Bros.

 

Однако большая часть перформансов выглядит вполне скромно, не дотягивая до уровня сумасшествия, которого ожидаешь от больной фантазии Джокера. Поэтому почти все партии, а также декорации и танцы, забываются практически сразу после просмотра фильма. Помимо этого, с какого-то момента Филлипс не может предложить ничего нового в музыкальном плане, отчего каждый номер начинает тяготить, и в конце уже даже самим героям наскучивает пропевать свои переживания.

Если говорить об отрезке в суде, то тут тоже хвалить нечего. Во-первых, он забирает на себя добрую половину фильма, что замедляет темпоритм картины без видимой на то причины. Каждый поворот оказывается предсказуемым, а кривляния Джокера, не ведущие ни к чему, выглядят вымученными. Во время просмотра ленты так и хочется перемотать эти сцены, чтобы наконец дойти до главного элемента фильма — отношений между Харлин и Артуром.

Феникс и Гага — это возможно лучшее экранное воплощение любовной пары Джокера и Харли Квин. В их дуэте опасность исходит от обоих, и подчас Гага легко перетягивает одеяло на свою сторону. В отличие от Артура, Ли обладает острым и не затуманенным умом, что позволяет ей манипулировать Джокером. Ранее в лайв-экшен экранизациях динамика между героями была прямо противоположная: Харли постоянно бегала за безумным клоуном, угождая его прихотям. Здесь же именно она строит нарратив, выводя Артура из нормального состояния и превращая его в сумасшедшего клоуна.

 

Фото: Warner Bros. 

 

Фантазиям приходит конец 

Новый фильм Филлипса углубляется в исследование Джокера и его влияния на массы. Но если первая часть говорила о безумии, которое может зародить появление одного запоминающегося образа, то во второй постановщик показывает, как тяжело бывает поддерживать сложившийся образ. Никому не нужен Артур Флек. Зато всем нужен безумный клоун. В том числе и самому Артуру, ведь без него он все тот же неудачливый стендап комик, неспособный постоять за себя. 

А что если всеми полюбившийся герой — это просто фантазия, созданная чуть-ли не случайно? Что если все убийства Артура — это не протест против прогнившей системы, а беспомощный крик о помощи? Что произойдет с обществом, да и с самим Артуром в таком случае? Именно этими вопросами задается Тодд Филлипс, предлагая вполне нестандартный ответ. 

Так, Харли Квин то и дело говорит, что они с Флеком «построят гору». Что это значит, мы не узнаем, да нам и не нужно. Ведь построить гору — это фантазия, которую можно воплотить в жизнь только с оторванным от реального мира клоуном. Но стоит всем понять, что никакого Джокера не существует, как несуществующая гора рушится, а всем фантазиям приходит конец. И тут же заканчиваются музыкальные вставки, а Артур Флек превращается из необъятного символа в смертного человека.  

 

Фото: Warner Bros. 

 

Как изменится супергеройское кино

Еще одна проблема «Джокера» связана с тем, что фильм полностью отстраняется от жанра супергероики. Если другие ревизионистские тайтлы, вроде «Пацанов» и «Неуязвимого», высмеивают или идут против сложившихся канонов, то Филлипс просто не замечает их. Поэтому вместо имен Джокера и Харли зритель может подставить любые другие имена и за секунду картина превратится в очередной малоинтересный драматический фильм. А значит, если интерес к ленте рождает только наличие известного бренда, то такой продукт скорее всего никак не повлияет на постоянно развивающийся жанр супергероики. 

Наверное единственное интересное жанровое решение «Любови на двоих» — это смешивание супергеройского кино с мюзиклом. В остальном, фильм не дает ничего кардинально нового ни жанру в общем, ни Джокеру в частности. Любой фанат DC, читавший комиксы и смотревший сериалы, сможет предсказать большую часть сюжетных поворотов картины. Здесь не происходит работы с устоявшимися канонами супергероики, которую мы могли наблюдать в первом фильме. Нет здесь и социальных высказываний из оригинального «Джокера» или же недавнего «Бэтмена». 

Тем не менее финал ленты, который мы оставим в тайне, потенциально может дать свободу Тодду Филлипсу в будущих проектах о персонаже, если он все-таки решится продолжить историю. Поэтому «Любовь на двоих» скорее всего не сможет возыметь того же влияния на супергеройское кино, которое мы наблюдали в 2019 году.

 

Фото: Warner Bros.

 

Вывод

Несмотря на все старания, сиквел «Джокера» — это интересный эксперимент, который проваливается почти по всем параметрам. Он может развлечь в начале, но ближе к середине картина начинает провисать. Связано это с тем, что фильм не справляется с раскрытием жанров, за которые он берется. «Любовь на двоих» — это средний мюзикл и слабая судебная драма. Ну и к сегодняшнему дню это вполне обычное ревизионистское супергеройское кино.

Вместе с этим, картину можно похвалить за раскрытие Артура Флека и необычный взгляд на Харли Квин. Тут же стоит отметить тонкую критику лидеров культов, которые чаще всего сами не понимают, против чего они выступают. Из-за этого в «Джокере» определенно есть хорошие элементы, но огромное количество шероховатостей не позволяет сиквелу достичь желаемых высот.

 

   

Обложка: Warner Bros.