В мировом прокате состоялась премьера новой ленты о «Чужом» с подзаголовком «Ромул». К картине было приковано особое внимание критиков, ведь создатели фильма обещали вернуться к истокам, подарив публике дух первых двух частей серии. Получилось ли у «Ромула» достигнуть вершин оригинальных фильмов? Ответ на этот вопрос дает кинокритик Ораз Керейбаев. 

Осторожно! В рецензии присутствуют спойлеры!

Автор Oraz Kereibayev

 

 

 

Сюжет и таймлайн

События «Ромула» происходят между оригинальным «Чужим» и последовавшими за ним «Чужими». Корабль Ностромо уже потерпел бедствие, но пока никто из мира франшизы еще не знает ни об ужасах, случившихся на борту, ни о ксеноморфах. 

Главная героиня фильма — молодая девушка Рэйн Каррадайн. Много лет она работает на шахтах планеты Звезда Джексона и мечтает наконец выбраться оттуда. Но когда наша протагонистка думает, что расплатилась по всем долгам, выясняется, что сумма была увеличена в два раза и ей придется оставаться на шахтах еще минимум пять лет. 

Девушка является сиротой: вместо семьи у нее друзья, а также брат-андроид Энди (уменьшительно-ласкательное от кодового имени ND). Перед смертью отец Рэйн запрограммировал Энди оберегать и беспрекословно выполнять все просьбы девушки. Поэтому, когда ее друзья предлагают сбежать с шахт и отправиться жить на другую планету, героиня соглашается и берет робота с собой.

Они добираются до исследовательской станции Ромул, однако быстро понимают, что им не хватит топлива долететь до нужной планеты. Рядом как нельзя кстати обнаруживается заброшенный корабль, куда персонажи решают отправиться на поиски. К несчастью, это судно оказывается тем самым Ностромо из событий оригинального «Чужого». Героям предстоит выбраться из смертельной ловушки, попутно проверив свою дружбу на прочность.

 

Фото: 20th Century Studios

 

Плоские персонажи

В фильме фигурирует примерно шесть персонажей, но запоминаются и хоть чем-то выделяются в лучшем случае только главная героиня Рэйн и ее андроид. Остальные выглядят крайне пресно и состоят буквально из одной характеристики на весь фильм. Для чего же они нужны «Ромулу»? Банально для того, чтобы ксеноморфам было за кем охотиться и кого убивать. Если вы видели хоть одну часть «Чужого», то скорее всего догадываетесь, что абсолютное большинство персонажей не доживёт до конца фильма. Однако в предыдущих картинах серии хотя бы у парочки второстепенных героев были проработанные линии, поэтому их смерть что-то значила для зрителя. Здесь же сценаристы никак не смогли раскрыть космических колонистов.

Что касается Рэйн и Энди, то они оказались более проработанными, но за их отношениями также не хочется следить. Дилемма андроида касательно его инаковости среди людей уже не раз была раскрыта в предыдущих частях серии. Многие сюжетные повороты, связанные с Энди, не блещут оригинальностью, а скорее повторяют всем известные сюжетные ходы из других лент про искусственный интеллект. 

В свою очередь, актрису Кэйли Спэни следует похвалить за то, как она воплотила свой образ на экране: слегка напуганная, но самоотверженная девушка. В ее актерских способностях не было никаких сомнений и до просмотра фильма, ведь исполнительница уже успешно сыграла главную роль в «Присцилле» Софии Копполы — за эту роль она получила награду в Венеции — и военную журналистку в «Падении империи». Тем не менее, первую половину фильма Спэни нечего играть, ведь она теряется среди толпы непримечательных персонажей.

 

Фото: 20th Century Studios

 

Визуальные эффекты

«Чужой: Ромул» был снят всего лишь за 80 миллионов долларов. Хотя цифра может показаться внушительной, для космического блокбастера это буквально копейки. Снятые в 2012 и 2017 годах предыдущие части, для сравнения, стоили 120 и 110 миллионов соответственно — и это без учета инфляции. Поэтому постановщика Феде Альвареса стоит похвалить за грамотное использование бюджета, ведь визуально «Ромул» выглядит великолепно. 

Альварес достиг таких результатов в первую очередь благодаря решению полагаться на практические эффекты, нежели на VFX и CGI. Конечно, последние присутствуют в картине, но постановщик настоял на использовании реальных макетов корабля, аниматронных роботов и актеров, одетых в костюмы ксеноморфов. Все вместе это не только позволило добиться правдоподобной картинки на экране, но и вернуться к корням франшизы, где все опиралось исключительно на практические эффекты. 

При этом стоит отметить, что там, где Альварес обращался к VFX, он тоже умудрялся увлечь зрителя необычными решениями. К примеру, в одной из сцен Рэйн должна лететь в невесомости, обходя токсичную кровь ксеноморфов. Эпизод выглядит великолепно и оригинально, отчего останется надолго в памяти зрителей. 

 

Фото: 20th Century Studios

 

Пугает ли «Ромул»?

Феде Альварес уже давно работает в жанре ужасов. За это время он смог перезапустить франшизы «Зловещие мертвецы» и «Техасская резня бензопилой». Также постановщик уже остался в истории жанра благодаря дилогии «Не дыши», которая в свое время напугала множество фанатов хорроров. Поэтому в способностях Альвареса, когда речь касается ужасов, не стоит сомневаться. «Ромул» действительно пугает, хотя сюжетно это очень слабое кино. Наиболее эффектными можно назвать последние 15 минут фильма, которые могут поистине шокировать зрителей.

При этом в «Ромуле» виден бережный подход к первым частям франшизы. Многие ходы, в том числе хоррор элементы, были позаимствованы из предыдущих фильмов. Тут стоит отметить, что в большинстве своем это не отсылки ради отсылок (хотя такое тоже присутствует), а эпизоды, двигающие сюжет и встраивающие события седьмого фильма в общий таймлайн вселенной. Поэтому «Ромула» можно смело назвать лентой, которую сделал настоящий фанат. Хорошо это или плохо? Зависеть будет от зрителя, его понимания франшизы и желания смотреть что-то знакомое (а местами вторичное), но с внедрением новых элементов.

 

Фото: 20th Century Studios

 

Вывод

«Чужой: Ромул» не дотягивает до уровня первых двух фильмов. Более того, сюжет и главные герои картины — это самые слабые стороны ленты. Поэтому, если вы хотите посмотреть новую часть франшизы ради запоминающихся персонажей, то лучше пропустить «Ромула». 

Если же вам интересно увидеть громадные и завораживающие глаз конструкции, пугающих монстров и великолепную работу со светом в темных, замкнутых помещениях, то картину определенно стоит смотреть на большом экране, желательно в IMAX. «Ромул» — это не новое слово в жанре ужасов и не высказывание о роли женщин в современном обществе. Это красивое развлечение, за которым, может быть, будет приятно понаблюдать, но которое практически не захочется вспоминать.

 

   

Обложка: 20th Century Studios