На прошлой неделе состоялась премьера многомиллионного анимационного фильма «Головоломка 2» от студии Pixar. Сиквел оригинальной ленты, вышедшей девять лет назад, углубляется в жизнь девочки Райли и различных эмоций, обитающих в ее голове. Ожиданий от второй части было много как у зрителей, так и у самой студии, поскольку все последние проекты Pixar либо проваливались в прокате, либо вовсе выходили на стриминге Disney+, не получая полноценного релиза в кинотеатрах. 

О том, почему «Головоломка 2» оправдала ожидания студии, но при этом является средним сиквелом, рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев.

Автор Oraz Kereibayev  

 

Сюжет

С событий предыдущего фильма прошло два года. Райли — это уже не 11-летний ребенок, а 13-летняя девочка-подросток. Конечно же, как и у любого человека в этом возрасте, ее организм меняется, а эмоции становятся все более сложными. В фильме сложные эмоции получают физическую форму в виде четырех новых персонажей: Тревожности, Зависти, Стыда и Хандры. Все они переезжают в головной центр Райли, потихоньку вытесняя основные эмоции из первой части. 

Главное противостояние в фильме завязывается между вечно позитивной Радостью и взбалмошной Тревожностью. Когда Радость оказывается некомпетентна в вопросах жизни повзрослевшей Райли, новые жители головного центра отправляют прежние эмоции на задворки сознания девочки. Нашим героям придется вернуться домой, чтобы помочь Райли справиться с более сложными и не всегда приятными чувствами. 

Помимо сюжета в голове героини, зрителям также в деталях показывают новую жизнь девочки-подростка, приехавшей на тренировочные сборы школьной хоккейной команды. Райли проводит несколько дней в компании старшеклассниц, отчего постоянно пытается соответствовать их уровню. Конечно же, такое давление вызывает у нее чувства зависти, хандры, стыда и тревожности.

 

 

Мы это уже видели

«Головоломка 2» практически полностью повторяет сюжет первой части, хоть и дает больше времени на раскрытие героини Райли. В оригинальном фильме конфликт строился вокруг противостояния двух противоположных эмоций: Радости и Печали. Радость маниакально пыталась уменьшить влияние Печали на Райли, но в финале картины она осознавала, что все эмоции одинаково важны. 

В сиквеле мы вновь наблюдаем за таким противостоянием, но на сей раз уже Тревожность пытается избавиться от Радости. В очередной раз наши герои покидают головной центр и отправляются в приключение, где познают себя и осознают, что все эмоции важны. К этому добавляется мысль, что плохие воспоминания тоже должны оставаться в сознании человека, а не забываться в отдаленных районах сознания. Поэтому на уровне посылов и сценария две части «Головоломки» ничем не отличаются друг от друга: мы должны одинаково принимать радость, тревожность, гнев, печаль и так далее. Более того, нас определяет не одна эмоция, а сочетание их всех. Конечно, это красивая метафора, но в рамках франшизы она ощущается вторично.

Что касается исполнения, то и тут «Головоломка 2» проигрывает первой картине. Хотя в течение фильма есть целый ряд запоминающихся эмоциональных (в прямом и переносном смысле) сцен, создатели не дают зрителю вдоволь прочувствовать их. Там, где в оригинале мы получили трагическую историю Бинго-Бонго, новая картина отделывается коротким монологом Радости о том, как тяжело всегда оставаться позитивной. Проблема в том, что ее проблема решается почти сразу же, когда Ярость протягивает эмоции руку помощи. Столь суматошное повествование не позволяет публике насладиться моментом, а скорее заставляет бежать от одной сцены к другой. 

 

 

Тренд на панические атаки и девочек-подростков 

«Головоломка 2» не только оказывается вторичной в сравнении с первой частью, но и не дает ничего нового в контексте популярных анимационных фильмов. По всем ощущениям проект был сделан с оглядкой на все главные тренды последних лет. 

Так, одна из самых запоминающихся сцен сиквела — это панический приступ Райли, вызванный действиями Тревоги у нее в голове. Казалось бы, неплохой эмоциональный эпизод, в котором многие узнают себя. Однако тут на ум приходит схожая сцена из второго «Кота в сапогах», взорвавшего индустрию анимации пару лет назад. Этот эпизод тогда разлетелся в соцсетях и многие студии с тех пор начали добавлять похожие сюжетные линии в свои картины. 

Точно также в последние годы получил популярность троп о девочке подростке, которая пытается справиться с пубертатом. Тут можно вспомнить и прошлогодние релизы «Руби Гильман: Приключения кракена-подростка» с «Нимоной», и более ранний проект Pixar «Я краснею». Помимо этого хочется указать на тренд совмещать несколько анимационных стилей в одном кадре, который был задан еще «Человеком-пауком» в 2018 году. 

Все эти схожести с другими фильмами создают ощущение, что «Головоломка 2» соткана из популярных тем и повторений, в надежде создать безопасный зрительский продукт, способный развлечь и растрогать, но неспособный дать чего-то кардинально нового, как это было в золотые годы Pixar. 

 

 

Кризис студии Pixar

Для людей, не вовлеченных в тонкости индустрии, «Головоломка 2» может показаться очередным сиквелом любимого фильма детства. Однако для Pixar нынешняя картина может стать судьбоносной. С началом пандемии студия оказалась в крайне невыгодной для себя позиции. 

Так как кинотеатры долгое время были закрыты, а на тот момент еще новая и многообещающая платформа Disney+ яро нуждалась в контенте, Pixar был вынужден выпустить три своих полнометражных фильма («Душа», «Лука», и «Я краснею») на стриминг, минуя кинотеатры. И хотя оценки зрителей были высоки, ленты ничего не заработали в прокате, при этом приучив свою аудиторию к просмотру анимационных мультфильмов в домашнем комфорте. В итоге, последовавшие кинотеатральные релизы «Базза Лайтера» и «Элементарно» показали крайне слабые результаты в прокате, лишь усугубив положение Pixar. Отзывы критиков касательно этих двух лент также оставляли желать лучшего.

В попытках решить развившуюся проблему, главы Pixar начали активно менять стратегию позиционирования своих проектов. К примеру, в недавнем интервью Bloomberg Пит Доктер, главный креативный директор студии и режиссер оригинальной «Головоломки», сказал, что новая цель Pixar — это уйти от создания уникальных персональных проектов, а вместо этого выпускать универсальные истории, понятные всем. Конечно же, такой подход звучит больше как бизнес, нежели как часть креативного мышления. 

Согласно новому плану, в ближайшие годы студия намерена сосредоточиться на сиквелах и спин-оффах, чтобы хоть как-то вернуть зрителей к просмотру своих фильмов в кино. Поэтому среди будущих проектов уже заявлена пятая часть «Истории игрушек», а также ведутся работы над третьей «Суперсемейкой» и продолжением «В поисках Немо». Помимо этого, для Disney+ уже вовсю готовятся сериалы и спин-оффы, среди которых будет и проект по вселенной «Головоломки». 

Все эти заявления показывают, насколько студия Pixar превращается из самой смелой компании Голливуда в очередное конвейерное подразделение Disney, наряду с франшизами «Звездных Войн» и Marvel. А выход «Головоломки 2» выглядит не как творческая потребность студии, а как спасательный круг для Pixar.

 

 

Есть ли что-то хорошее в «Головоломке 2»?

Конечно же есть. Абсолютное большинство критиков и зрителей довольно финальным продуктом. Картина говорит на важные темы и копает вглубь, пытаясь показать как надобность разных эмоций, так и то, что отдельные чувства не должны полностью заполнять нашу личность. В персонаже Райли многие узнают свой подростковый опыт, а сцена во время хоккейного матча вполне достоверно передает то, как выглядят панические атаки. 

«Головоломка 2» скорее всего понравится и детям, и взрослым. А с учетом того, что проект получил казахский дубляж в Казахстане, выход этого фильма и вовсе является важным (и скорее всего успешным) прецедентом для нашей страны.

 

 

Вывод

«Головоломка 2» — это неплохой зрительский фильм. Картина способна вызвать разные чувства, но в большинстве своем это вторичный продукт, созданный с четкой целью: вернуть Pixar на радары после серии недавних провалов. 

Каждый персонаж и каждый сюжетный поворот являются продуманными корпоративными решениями, призванными удержать внимание молодой публики. В этом практически полностью отсутствует творчество, зато есть рабочая бизнес-модель, вбирающая в себя лучшие практики из других проектов. Поэтому в «Головоломке 2» определенно есть эмоции, но нет души.

 

   

Обложка: Disney