Каннский кинофестиваль — это чуть ли не самое главное мероприятие в мире кино, которое задает тренды целой индустрии. В этом году одним из таких трендов можно назвать заметное присутствие режиссерок как в основном конкурсе, так и в альтернативных программах смотра. Зрители имели возможность услышать женские голоса со всех точек света, начиная от США, продолжая Францией и заканчивая Индией и Замбией. При этом, большая часть этих работ вызвала восторг как у простой публики, так и у именитых критиков. 

На фестивале побывал кинокритик Ораз Керейбаев, который посмотрел около десяти картин, срежиссированных женщинами. Теперь он делится своим списком самых запоминающихся работ.

Автор Oraz Kereibayev

 

Женский фестиваль

То, что на нынешнем фестивале главной темой стала борьба за права женщин, стало понятно еще во время церемонии открытия 77-го смотра, когда Жюльет Бинош вручила почетную Золотую пальмовую ветвь Мерил Стрип. В своей речи французская актриса говорила о роли Стрип в изменении женских образов на большом экране. 

«Ты изменила наш взгляд на женщин в мире кино» — заявила Бинош, не сдерживая слез. 

О том, что ситуация в мире кино меняется, говорит и тот факт, что главой членов жюри в этом году стала постановщица Грета Гервиг, чья лента «Барби» наделала немало шума в прошлом году. Естественно, за выбором Гервиг на столь почетную роль, вручением Стрип Золотой ветви и составлением списка фильмов на основной конкурс стоит президентка Каннского кинофестиваля Айрис Кноблох. В итоге, борьба за права женщин стала основным лейтмотивом смотра. Ведь даже фильмы, срежиссированные мужчинами, сфокусировались на женских персонажах. Тут можно выделить и конкурсные работы типа «Эмилии Перес» о главе мексиканской преступной группировки, который решил сменить пол и стать меценатом, и внеконкурсные, как «Фуриоса: Хроники безумного Макса», где главную роль исполнила Аня Тейлор-Джой.

 

Фото: Cannes Film Festival

 

«Субстанция», режиссерка Корали Форжеа

Начнем с главного открытия и самого зрительского проекта нынешнего смотра. Французская режиссерка Корали Форжеа не имеет за собой внушительного послужного списка, оттого ожидания у прессы от картины были минимальные. Но каково было удивление абсолютно всех критиков в зале, когда начался фильм и зрители погрузились на два с половиной часа в невероятно страшный и при этом глубокий боди-хоррор, поднимающий темы старения и роли женщин в индустрии кино. 

Сюжет развивается вокруг бывшей голливудской звезды Элизабет Спаркс. Девушка уже подошла к возрасту 50 лет, отчего ей становится все сложнее выбивать роли в мире, где все решения выносят продюсеры мужчины, которых заботит лишь конвенциональная красота. Главная героиня работает ведущей утреннего фитнес-шоу. Но даже оттуда ее планируют уволить. Чтобы не остаться на обочине, Спаркс обращается в экспериментальную клинику, где получает специальный препарат, который должен «создать лучшую версию» ее самой. Как выяснилось, лучшая версия — это новая, более молодая и привлекательная девушка, вылезшая из хребта Элизабет и проделавшая в ее спине огромную дыру. Эта сцена задает тон всему визуальному ужасу, который ожидает зрителей.

Стоит отметить, что Форжеа не просто пытается напугать публику. Через телесный хоррор постановщица говорит со зрителями о проблемах нынешней системы, где на девушек до сих пор смотрят как на «мясо», которое следует выбрасывать по истечению срока годности. Для такой метафоры режиссерка берет на роль Элизабет Деми Мур, которая также когда-то была секс-символом поколения, а теперь активно борется за место в индустрии. Ее усовершенствованную версию играет Маргарет Куолли, которая сейчас стала чуть ли не главной молодой актрисой Голливуда. Так, сценарий дополняет аура исполнительниц главных ролей.

Картина Форжеа получила приз в Каннах за лучший сценарий и теперь имеет все шансы стать одним из главных хорроров этого года.

 

Фото: Cannes Film Festival

 

«Птица», режиссерка Андреа Арнольд

Еще одно неожиданное открытие этого фестиваля — работа Андреа Арнольд «Птица». Хотя постановщица уже давно приезжает в Канны со своими фильмами, критики, как правило, встречают ее картины без лишнего энтузиазма. Ожиданий от «Птицы» также было мало, и большинство шло на фильм ради актеров Барри Кеогана («Салтберн») и Франца Роговский («Пассажи»). Однако новая работа авторки из Англии удивила сильным сюжетом и мягкой постановкой. 

Сюжет построен вокруг школьницы Бейли, которая живет со своим молодым отцом Багом в бедном английском районе. В самом начале главная героиня узнает, что папа собирается жениться на своей девушке уже в ближайшую субботу. Естественно, она не рада этой новости, но голоса в этом вопросе у подростка нет. Поэтому Бейли пытается сбежать из дома, проводя время то со старшим братом, то с мамой, которая оказывается занята своим токсичным молодым человеком. Оставшись практически никому не нужной, Бейли встречает оторванного от мира мужчину по имени Птица, который не знает ни о существовании телефонов, ни о том, что происходит в стране. Он давно исчез из города, но вернулся сейчас, чтобы отыскать своих родителей. В итоге, Бейли и Птица пытаются помочь друг другу разобраться с семейными проблемами. 

К сожалению, жюри обделило ленту вниманием, но любителям coming-of-age драм картину Арнольд определенно нельзя пропустить.

 

Фото: Cannes Film Festival

 

«Женщины на балконе», режиссерка Ноэми Мерлан

Помимо основного конкурса хотелось бы выделить фильм из программы «Полуночные показы». Работа французской постановщицы, сценаристки и актрисы Ноэми Мерлан («Портрет девушки в огне») покорила зрителей на премьерном показе. Многие гости фестиваля искренне аплодировали и скандировали имя режиссерки прямо во время сеанса. А ее сумасшедший комедийный хоррор не столько пугает, сколько веселит. 

По сюжету три странные подружки проводят время вместе в одной квартире, попутно подглядывая за соседями во время посиделок на балконе. Среди них — привлекательный фотограф, живущий прямо напротив. Они знакомятся с загадочным мужчиной, и одна из девушек решает поучаствовать в фотосессии. Как можно догадаться, парень пытается ею воспользоваться, но героиня убивает обидчика. Дальше три подруги пытаются понять, как избавиться от тела и избежать тюрьмы. 

Картина берет не столько сюжетом, сколько атмосферой. Диалоги главных героинь звучат аутентично и напоминают дурашливые беседы близких друзей. За их совместным времяпрепровождением наблюдать также приятно, как и за отдельными историями каждой героини. Пусть «Женщины на балконе» — не шедевр на все времена, но это отличный фильм для вечернего просмотра с друзьями и подругами.

 

Фото: Cannes Film Festival

 

«Хорошенькая», режиссерка Индиа Дональдсон 

Завершаем список примечательной работой из программы «Двухнедельника режиссеров». Американская инди-картина «Хорошенькая» была впервые представлена на фестивале Sundance в начале этого года, где неожиданно возымела зрительское внимание. Поэтому европейская публика уже была готова к сильной картине о девочке, которая отправляется в поход со своим папой и его лучшим другом. 

В течение полутора часов троица ходит по лесам, выбирается на холмы и отдыхает у озер, попутно разговаривая о жизни и делясь сокровенным. Главная героиня Сэм изредка переписывается со своей лучшей подругой, когда у нее появляется мобильная сеть, а двое мужчин рефлексируют на ошибки прошлого. Сэм иногда подливает масло в огонь, напоминая отцу, что тот ушел из семьи и теперь живет с молодой девушкой. Вместе с этим друг ее папы вечно сравнивает Сэм со своим сыном, который напрочь не переносит своего отца. 

Эта милая история способна не только растрогать, но и перемолоть чувства зрителей. Происходит это за счет сильных диалогов и одного важного сюжетного поворота. По итогу, «Хорошенькую» стоит ждать всем любителям фильмов о взрослении.

 

 

Другие женские картины

Список примечательных женских работ Канн этого года не ограничивается четырьмя картинами. Просто другие работы имеют меньшие шансы на зрительский успех и являются скорее интересными проектами для критиков. Среди них следует выделить медитативный «Все, что мы представляем как свет» Паял Кападии, магический «Как стать морской птицей» Рунгано Ниони и сюрреалистичный «Сентябрь говорит» Арианы Лабед.

 

   \

Обложка: Cannes Film Festival