На прошлой неделе в Японии состоялась мировая премьера полнометражной картины Айжан Касымбек «Мадина». Фильм был показан на Tokyo International Film Festival в рамках программы Asian Future. «Мадина» стала одной из двух казахстанских лент фестиваля, наряду с «Бауырына Салу» Асхата Кучинчерекова, о котором мы писали ранее

Новое творение режиссерки с восторгом встретили в Токио, а Касымбек уже готовится к показам на других международных фестивалях. Тем не менее точной даты премьеры в Казахстане сейчас нет. В ожидании ленты в отечественном прокате наш кинокритик Ораз Керейбаев рассказывает о всех достоинствах новой работы Айжан Касымбек.

Автор Oraz Kereibayev

 

Сюжет

Как можно понять из названия, события фильма крутятся вокруг девушки Мадины. Главная героиня — молодая мать-одиночка, воспитывающая маленькую дочь и приглядывающая за младшим братом и собственной мамой. Живут они на западе Казахстана, где холодная зима сочетается с бушующими волнами Каспийского моря. Ландшафт фильма дополняет мир Мадины, привыкшей выживать в суровых условиях. Днем девушка преподает танцы детям и взрослым, а вечером работает танцовщицей на мероприятиях. Перерывы между сменами она проводит с семьей, взваливая на себя проблемы близких.

 

 

Поднятые темы

Картина Айжан Касымбек частично основана на реальной истории актрисы Мадины Акылбек, сыгравшей главную роль в ленте. В течение фильма зрителям показывают различные травмы ее персонажа, в которых зрительницы смогут найти что-то близкое. Тут и последствия токсичных отношений, и непринятие обществом, и постоянное, всепоглощающее одиночество. Корень этих проблем кроется в мужчинах, желающих использовать героиню, а позже исчезнуть без следа. Как показывает сюжет, им это чаще всего удается. Касымбек умело встраивает такие эпизоды в контекст казахстанских реалий, в которых общество готово встать на сторону мужского пола вне зависимости от того, кто на самом деле прав. Чтобы подчеркнуть контраст между человеком и обществом, ключевые моменты ленты происходят на семейных праздниках или стереотипных казахстанских корпоративах. 

Во многом «Мадина» напоминает нашумевший в этом году фильм «Бакыт» Аскара Узабаева. Обе ленты рассказаны с точки зрения женщины, живущей в Казахстане и борющейся с установившейся стигмой. Тем не менее между картинами есть много важных отличий как в сюжете, так и в стилистике. В то время как работа Узабаева концентрируется на супружеской жизни и сопровождающихся невзгодах, творение Касымбек фокусируется на том, что бывает с женщинами, оставшимися без так называемой мужской опоры. 

Помимо этого, тон «Мадины» куда более холодный и выдержанный. Поэтому от картины не стоит ожидать визуально шокирующих сцен, которые зрители наблюдали в «Бакыт». Тем не менее пугающих элементов в ленте Касымбек все же хватает. Разница в том, что постановщица решила оставить самые ужасные моменты за кадром, предпочитая лишь проговаривать их. Этим девушка напоминает многих европейских режиссерок, которые с трепетом относятся к женским страданиям и демонстрации их на экране.

 

 

Авторский стиль

Во всех своих работах Айжан Касымбек так или иначе говорит об отношениях в семье. Эта тенденция была заметна и в ее короткометражных «Воздухе» и «Воде», и в полнометражной ленте «Огонь». Семьи в ее фильмах часто неполные, а родственники вынуждены примерять на себя роли жертвы и спасителя. «Мадина» не стала исключением, ведь по сюжету картины девушка должна заботиться обо всей семье как с финансовой точки зрения, так и с моральной. Поэтому внешняя хрупкость девушки элегантно контрастирует с ее стойким характером.

При том, что героиня всегда находится среди людей, публика ощущает ее внутреннее одиночество. Касымбек добилась такого результата через холодную цветовую палитру, идеально вписывающуюся в окружающий Мадину зимний ландшафт. Помимо этого, постановщица обращается к образу воды. Так, в открывающей сцене протагонистка стоит на фоне Каспийского моря, пока волны ударяются о скалы.

 

 

Новое казахстанское кино

За последние годы Айжан Касымбек стала яркой представительницей нового авторского кино в Казахстане. Ее ленты все чаще попадают на международные кинофестивали, а личностью постановщицы интересуются мировые СМИ. В работе Касымбек хочется выделить ее творческую команду, состоящую практически полностью из женщин. Такой подход к работе придает фильмам режиссерки особый взгляд, который редко встретишь в нашей индустрии. Из интервью Касымбек можно понять, что их команда часто встречается с различного рода сексизмом, что лишь усложняет съемочный процесс и дальнейшее продвижение ее картин. В этом смысле постановщица оказывается похожа на героиню «Мадины», ведь обеим приходится бороться с установившейся стигмой.

 

 

Вывод

«Мадина» — это очень личное и маленькое кино, которое тем не менее сможет найти отражение в историях большого числа женщин в Казахстане и в мире. Выверенная постановка и приглушенные тона запоминаются зрителю и остаются с ним после просмотра, в то время как некоторые сцены пугают своей близостью к реальности. Остается надеяться, что в ближайшие годы Айжан Касымбек сможет выпустить еще множество лент на схожие темы, а количество режиссерок в стране продолжит расти.