«Что для тебя означает слово “дом”?» Именно этой репликой начинается картина «Побег» (2021), представленная в программе Qara Fest в этом году. Тем же вопросом задаются и организаторы фестиваля, ведь все отобранные фильмы так или иначе стараются осмыслить столь простое, но одновременно с этим необъятное слово «дом». Для кого-то это спокойствие и уют, а для кого-то — потерянная родина. Одни пытаются изменить свой дом в лучшую сторону, пока другие надеются сохранить то, что от него осталось. Кто-то находит свой дом в повседневных радостях, а у кого-то дома никогда не было и не будет.

Все эти абсолютно непохожие интерпретации дома соберутся под одной крышей уже 5 июля на фестивале Qara Fest. Публике будут представлены 11 фильмов, рассказывающие о традициях, иммиграции и борьбе с режимом. Чтобы не запутаться в многообразии выбора, кинокритик Ораз Керейбаев делится своим списком наиболее запомнившихся работ фестиваля.

Автор Oraz Kereibayev

«Текст в огне» (2021)

За дом надо бороться

Хочется начать список с фильма о борьбе девушек с политическим режимом в Индии. В 2002 году представительницы низшей касты Далитов начали работу над независимым женским изданием «Хабар Лахария», поставив своей целью освещение локальных проблем в регионе Юттар Прадеш. Естественно, большинству людей данная затея казалась провальной. Однако женщины продолжали работу над газетой, несмотря на осуждение родных и неуважение со стороны коллег мужского пола, чаще всего принадлежащих к более высоким сословиям.

Зрители знакомятся с издательством в переходный для него период диджитализации и создания своих первых видео-репортажей. У большинства работниц прежде не было смартфонов, как и опыта в монтаже и видеосъемке. Поэтому героиням приходится адаптироваться к новым условиям, а у публики появляется возможность понаблюдать за ростом маленького издания в сравнительно большую медиа-компанию. Сюжеты «Хабар Лахарии» часто вертятся вокруг отсутствия дорог в регионе, проблем женщин в обществе и предстоящих выборах. Рассуждения девушек о свободе слова и роли журналистики срезонируют и с отечественной публикой, а поднятые проблемы местами напомнят сюжеты наших независимых СМИ.

Фильм напоминает зрителям, что страна — это и есть дом. И за него надо бороться, улучшая его, даже если ты принадлежишь к наименее уважаемой группе населения.

«Мы не погаснем» (2023)

Дом — это свобода

События фильма «Мы не погаснем» начинаются в 2019 году на востоке Украины, где жизнь навсегда изменилась после начала войны в 2014-м. За это время в регионе успело вырасти целое поколение, не знавшее мирной жизни. Именно с его представителями нас знакомит постановщица Алиса Коваленко. Зрителей ненадолго погружают в депрессивный мир подростков, которые, несмотря на серость вокруг, продолжают мечтать о лучшей жизни. В один день им наконец выпадает шанс вырваться из мрака войны и ненадолго покинуть свой дом. Так Лиза, Лера, Андрей, Илья и Руслан получают возможность бесплатно отправиться в путешествие к вершинам Гималаев. Для детей из прифронтового региона этот опыт должен стать первым шагом во взрослую и свободную жизнь.

За 100 минут хронометража и три года съемок герои проходят через весь процесс подготовки к экспедиции, а публика успевает породниться с ними. В итоге подростки успешно добираются до Гималаев и возвращаются на родину. Однако зрители, смотрящие картину в 2023 году, понимают, что для героев поездка в горы станет последним счастливым событием перед началом полномасштабной войны. По изначальной задумке постановщицы, фильм должен был говорить о надежде и свободе. Тем не менее, ужасающая реальность, с которой столкнулся весь мир прошлым февралем превратил вдохновляющую картину в историю о разрушенных детских судьбах. В конце мы видим лица спящих детей, которые еще не подозревают, что их ждет в будущем. Финальные титры с описанием дальнейших судеб персонажей мало кого оставят равнодушным.

«Побег» (2021)

Дома больше нет

Продолжая тему войны, хочется поговорить о «Побеге» — анимированном фильме об афганском беженце, уже много лет проживающем в Дании. Но как он добрался до самого центра Европы? Где его родители? И самое главное, смог ли он обрести дом в чужой стране? Ответы на эти вопросы мы получим к концу фильма, пройдя с героем весь путь от Кабула до Копенгагена.

В конце 1980-х мальчик по имени Амин бежит от надвигавшейся войны. В попытках получить хоть какую-то визу, главный герой и его семья оказываются в Москве времен ельцинского правления. В стране царят нищета и беспорядки. Единственные, кому есть хоть какое-то дело до афганских мигрантов — это милиция, то и дело отнимающая деньги у семьи Амина. Каждая попытка вырваться в Европу может окончиться для молодого человека арестом, депортацией и даже смертью. В самом начале нам заявляют, что Амин все-таки добрался до свободного мира, однако, как мы узнаем позже, за это ему пришлось заплатить огромную цену.

Отдельно хочется поговорить об авторском видении режиссера Йонаса Поэра Расмуссена. Анимированный стиль «Побега» сильно выделяется на фоне работ остальных участников фестиваля, во многом напоминая другого известного представителя документального кино — «Вальса с Баширом» (2008). В обоих случаях создатели использовали серии интервью с протагонистом и далее отрисовывали на их основе фильм, чтобы более детально передать описанные события. Если в случае с «Вальсом с Баширом» данный прием был использован для демонстрации Ливанской войны 1982 года, то в «Побеге» нам показывают всю жизнь Амина. Таким образом анимация позволяет режиссеру визуализировать травмы героя, придав им физический облик.

«Ритмы утраченного времени» (2021)

Дом заключается в традициях

Фильм Анисы Сабири рассказывает о практически полностью забытой в Таджикистане ритуальной музыке Маддо. Во времена советских репрессий всяческие обряды были под запретом. Как итог, их могли практиковать только в отдаленных горных регионах, куда рука закона попросту не дотягивалась. С развалом Союза, как поясняется в фильме, многие традиции были забыты. Среди них и священный похоронный процесс, сопровождаемый ни на что не похожей мелодией и танцем. Через картину постановщица хотела показать красоту национального быта, музыки и традиций всему миру и, прежде всего, своим соотечественникам. Как итог, зрители могут насладиться невероятными пейзажами страны и узнать о древнем таджикском обряде. Помимо этого «Ритмы утраченного времени» позволят нашей аудитории вспомнить о собственной культуре и подумать о ее месте в современном казахстанском обществе.

Итог

Мы посоветовали вам четыре замечательные работы, участвующие в фестивале Qara Fest в этом году. Однако это не значит, что остальные фильмы программы оказались менее интересными и запоминающимися. Напротив, мы уверены, что зритель найдет что-то для себя в каждой представленной картине, будь то история воспитанников детского приюта в «Доме из щепок» (2022) или же сюжет о невероятной жизни французской художницы в фильме «Аполлония, Аполлония» (2022). Мы искренне рекомендуем вам посмотреть как можно больше документальных картин, чтобы узнать, как видят дом режиссеры из Украины, Дании, Таджикистана, Швеции, Нидерландов, Кыргызстана, Венгрии, Армении, Финляндии, Индии и Франции.