На этой неделе состоялась мировая премьера еще одного фильма про супергероев — «Флэш». Фанаты ожидали картину из-за ее значения для франшизы, ведь персонаж должен был перезапустить многострадальную киновселенную. С этой задачей герой в маске все-таки справился, но чтобы увидеть своими глазами новый дивный мир DC, зрителям придется вытерпеть более двух часов второсортного юмора, поднадоевшего фан-сервиса и неуклюжих драматических моментов.

Несмотря на все минусы, у «Флэша» был потенциал стать хорошим представителем жанра. Однако режиссер Энди Мускетти не смог довести свои идеи до ума. О всех проблемах картины и ее роли в будущем DC рассказывает наш кинокритик Ораз Керейбаев.

Автор Oraz Kereibayev

Сюжет

После очередной миссии по спасению человечества Барри Аллен (настоящая личность Флэша) обнаруживает у себя способность путешествовать во времени. Недолго думая, герой решает вернуться в прошлое, чтобы спасти свою маму от гибели. Персонаж без труда меняет ход событий, но это приводит к появлению альтернативной реальности, где есть несколько версий Барри и нет Супермена. Теперь уже два Флэша должны будут собрать свою Лигу справедливости, состоящую из местных супергероев, чтобы помешать генералу Зоду, появившемуся в «Человеке из Стали» (2013), разрушить Землю. Наш герой мог бы легко бросить планету, где нет Супермена, но он решает сражаться за нее, ведь здесь его мама все еще жива.

Фото: IMDb

Нелюбовь к персонажу

Барри Аллен в этой киновселенной — замкнутый молодой человек, не способный выстроить отношения с другими людьми. У него нет друзей, над ним потешаются коллеги на работе, главная цель его жизни — доказать невиновность отца, отбывающего тюремный срок за убийство жены. Смерть матери в детском возрасте и последующий арест отца оставили на Барри глубочайшие травмы, не позволив ему полноценно интегрироваться в общество. Если убрать всю супергеройскую мишуру, то наш герой ощущается как человек с многочисленными психологическими проблемами (что-то между обсессивно-компульсивным расстройством и СДВГ).

Аллена не воспринимают всерьез не только его знакомые, но и члены Лиги справедливости. Тот же Бэтмен вызывает Флэша разбирать завалы Готэма, вместо того, чтобы помогать ему бороться со злом. В открывающей экшн-сцене, к примеру, дворецкий Брюса Уэйна звонит Барри и просит эвакуировать людей из рушащегося госпиталя. При этом он уточняет, что сначала пробовал попросить помощи у Чудо-Женщины и Супермена и только потом обратился к самому быстрому человеку на Земле. Понятно, что значимость персонажа преуменьшают в первую очередь создатели картины, а уже потом его окружение.

Фото: IMDb

Узнав о новой миссии, герой, не раздумывая, мчится в Готэм. Из здания больницы в этот момент начинают выпадать новорожденные дети. Тут зрителей ждет кромешный ужас, вызванный больным чувством юмора авторов. Так, спасая младенцев, Флэш кладет в микроволновку одного ребенка, бросает медицинскую утку в сторону другого и выстраивает их всех в лесенку. При просмотре этой сцены складывается ощущение, что мы включили пародию на супергеройский фильм, а не многомиллионный блокбастер, созданный для перезапуска киновселенной. Более того, в картине есть еще несколько эпизодов, выполненных в таком ключе. В какой-то момент Барри Аллен и вовсе начинает восприниматься как Спиди Гонзалес из мультиков Looney Tunes (об этом говорит и сам персонаж), а вся картина выглядит как одна нелепая двухчасовая зарисовка оттуда.

Наблюдая фарс на экране, становится обидно за потенциал ленты. Ведь фильм мог стать метафорой на тяжелую жизнь людей с расстройствами личности. Две версии Барри могли бы показать контраст между человеком без психологической травмы и человеком с ней. Авторы могли бы пойти дальше и показать через персонажей аналогию на биполярное расстройство. На удивление, в картине были все вводные для столь неизведанных в супергеройском жанре тем. Однако авторы решают не рисковать, и вместо полноценной тяжести жизни Аллена мы наблюдаем за вполне избитой историей о желании сына вернуть родителя. Даже в той же киновселенной DC эту тему поднимали уже несколько раз.

Фото: IMDb

Эзра Миллер и Эзра Миллер

Отдельно хочется поговорить об исполнителе главной роли (а если точнее — ролей). Эзра Миллер в картине играет две версии Барри Аллена: забитого, но умного мужчину и беспечного подростка. Каким-то образом актеру удалось сделать обе версии невероятно раздражающими. Если первый не в состоянии нормально изъясняться с людьми, то второй не может заткнуться ни на минуту. Впрочем, стоит отдать должное этому аспекту: из-за такого контраста в поведении Флэшей разница между персонажами видна сразу. Тем не менее наблюдать за дуэтом на экране моментами становится невыносимо. Казалось бы, картина пытается донести мысль, что альтернативная версия Аллена — это счастливый человек, не знающий горя. Однако неспособность персонажа воспринимать ситуацию серьезно или хотя бы послушать свою взрослую версию наводит на мысль, что травма Барри послужила ему уроком, не превратив его в инфантильного глупца. К сожалению, авторы не развивают даже такую идею, пуская отношения двух героев на самотек и пытаясь выдавить из аудитории смех за счет нелепых шуток молодого Флэша.

Фото: IMDb

Надоевший фансервис

На заре фильмов Marvel упоминание других персонажей вызывало у зрителей безудержный восторг, а их дальнейшее появление на экране ознаменовало новый виток супергеройского кино. Со временем реакции фанатов утихли, и тогда студии принялись за развитие мультивселенных и вовлечение актеров, которые уже примеряли знакомые образы в прошлом. Всего два года назад публика ликовала, увидев три версии «Человека-паука» борющихся против Нормана Осборна в исполнении Уильяма Дефо. Однако в 2023 такой прием смотрится устаревшим. Связано это, скорее всего, с тем, что большинство камео не несут какой-либо смысловой нагрузки и нужны ради галочки. В случае с «Флэшем» привлечение Майкла Китона хоть и вызывает ностальгию, но оказывается бессмысленным. Его роль точно так же мог занять Бен Аффлек, и сюжет бы не изменился. В фильме мы мельком наблюдаем за несколькими версиями Супермена, сделанными ради фансервиса.

Фото: IMDb

Будущее киновселенной

По словам Джеймса Ганна, новая версия DC стартует уже этим летом с премьерой «Синего жука». Первым полноценным проектом перезапуска станет картина о Супермене. «Флэш» в данном уравнении — это, скорее, туннель, призванный мягко перенести зрителей из сломанной франшизы, начавшейся при Заке Снайдере, в обновленную вселенную. Работа Энди Мускетти справляется с задачей, но при этом страдает сюжет фильма. Стоит упомянуть, что судя по слухам, Мускетти срежиссирует предстоящий фильм о Бэтмене. У проекта может быть потенциал, ведь постановщик когда-то снял дилогию «Оно» и хороший инди-хоррор «Мама» (2013). Фанатам остается надеяться, что в будущем события «Флэша» станут важной точкой для огромного проекта Ганна. Однако на сейчас и персонаж Эзры Миллера, и сама картина выглядят в лучшем случае нелепо.


Обложка: IMDb