На прошлой неделе известный российский журналист Юрий Дудь выпустил интервью с Алексеем Пажитновым — создателем всемирно известной игры Тетрис. За два часа они успели поговорить о войне в Украине, жизни в Америки и недавно вышедшем фильме «Тетрис». Именно на последней теме мы хотели бы остановиться поподробнее, обсудив картину в деталях.

Западные критики высоко оценили новую работу режиссера Джона С. Бейрда, в то время как журналисты из постсоветских стран обсуждали произведение с долей иронии и пренебрежения. Почему так получилось и стоит ли смотреть фильм, рассказывает наш кинокритик Ораз Керейбаев.

Автор Oraz Kereibayev

О чем «Тетрис»

Новый проект Apple TV+ фокусируется на истории продажи популярной советской игры заграницу. Зритель наблюдает за всеми событиями с точки зрения Хэнка Роджерса (Тэрон Эджертон) — датского бизнесмена и гейм-дизайнера, купившего права на Тетрис и сделавшего его мировым феноменом. Так, на очередной выставке видеоигр предприниматель знакомится и сразу же заинтересовывается игрой, разработанной программистом Алексеем Пажитновым (Никита Ефремов). В попытках получить разрешение на ее распространение главному герою предстоит приехать в СССР, скрываться от отрядов КГБ и даже потанцевать на подпольной вечеринке под западную музыку.

Фото: IMDb

Каким показали Советский Союз

Основная претензия российских и отечественных критиков к картине заключается в ужасно «клюквенном» виде СССР. Персонаж Эджертона попадает в Москву конца 1980-х, однако все внешние признаки выдают столицу времен сталинского террора. Повсюду царит бедность, цвета зданий от серых сменяются черными, а единственный лучик надежды в империи страданий — это бизнесмен Хэнк Роджерс.

Помимо нереалистично депрессивного города, зрителям было тяжело поверить в образы советских граждан. В картине каждый второй говорит на идеальном английском (с выраженным славянским говором), а каждый первый докладывает все события Комитету Государственной Безопасности. Члены КГБ 80-х годов тоже оказались далеки от реальности, напоминая скорее работников Гестапо времен Второй мировой войны. Однако не стоит отрицать, что все это действительно было в СССР, просто не в то время и не в том количестве.

Фото: IMDb

Чего в Союзе явно не было, так это близости чиновников средней руки с властью, показанной в «Тетрисе». К примеру, в ключевом эпизоде фильма рядовая сотрудница госорганов умудряется пробраться к Михаилу Горбачеву (Мэтью Марш) во время парада на Красной площади. В этот момент ее не задерживает милиция или армия, а выслушивает сам президент Верховного Совета. Естественно, эта сцена, как и множество других элементов картины, служит для продвижения сюжета и не претендует на достоверность. Пажитнов даже объяснял в интервью Дудю, что такие художественные решения были приняты, чтобы упростить историю для зрителей и не загружать их бюрократическими проволочками.

Фото: IMDb

Взгляд извне

Смотря «Тетрис» зритель наблюдает не за настоящим СССР (картина на самом деле была снята в Шотландии), а за восприятием Союза среднестатистическим американцем, которого мало интересуют отличия Москвы начала 1950-х от нее же в конце 80-х. Поэтому вечно серый город фильма — это не историческая оплошность авторов, а наследие советского режима.

Большая часть критики в адрес картины исходит от людей, живших в те времена или хотя бы слышавших о «перестройке» Горбачева. Понять недовольство несложно — обижают твое прошлое. Тут даже легко начать обвинять создателей в имперском восприятии мира и нежелании вдаваться в особенности другой страны. Однако в такие моменты не стоит забывать, что и российский кинематограф нередко грешит подобным (в голову сразу приходят комедия «Жених»). Поэтому смеяться над излишней «клюквой» проекта Apple TV+ никто не запрещает, но куда интереснее закрыть глаза на такие детали и обратить внимание на основную идею фильма о победе добра над злом.

Фото: IMDb

Советский чиновник

«Тетрис» полностью строится вокруг противостояния добрых изобретателей и злых бизнесменов. При чем позитивные и негативные персонажи есть в обеих странах. Среди целой плеяды антагонистов особый интерес вызывает глава советского министерства иностранных дел Валентин Трифонов (Игорь Гразубов), который пытается продать права на распространение игры владельцу американской компании «Миррорсофт» Роберту Максвеллу (Роджер Аллам). Делает он это из-за щедрой взятки, обещанной иностранными партнерами. Не имея прямого отношения к созданию Тетрису, Трифонов использует свое политическое влияние, чтобы натравить агентов КГБ на Хэнка и Алексея. При этом чиновник оправдывает свои поступки то служением Союзу, то страхом западного влияния на СССР.

Фото: IMDb

В фильме не раз подчеркивается, что главный антагонист — это продукт советской системы, использовавшей пропаганду социалистических ценностей для утоления собственных нужд. Так Трифонов становится живым воплощением коррупции, внедрившейся в государство. Для него развал СССР — это и не благо, и не трагедия, а лишь очередная возможность нажиться на проблемах страны. Естественно, в наивной картине «Тетрис» такой персонаж не может править вечно. Поэтому в конце произведения главные герои, объединившись с сотрудникам КГБ, все-таки умудряются арестовать чиновника, не дав ему продать игру Максвеллу и продвинуться выше по карьерной лестнице. К сожалению, реальная жизнь работает намного сложнее, чем сюжет легкого фильма на вечер.

Фото: IMDb

Вывод

«Тетрис» далек от идеала, но он продвигает простые и понятны ценности. В картине наивны и конфликты, и способы их решения. Однако во времена, где одни пытаются окрасить все стороны конфликта в серый цвет, фильмы с понятным добром и злом становятся более ценны, особенно когда эти произведения касаются России. В «Тетрисе» злой чиновник со связями в КГБ в итоге получить по заслугам. Случится ли что-то подобное за пределами экранов? Будем надеяться, но до тех пор зрителям в ближайшее время не стоит ожидать больших новых коллабораций американских студий и российских актеров.


Обложка: IMDb