Кино«Все страхи Бо»: Изнуряющее путешествие по детским травмам
Рассказываем о новой картине Ари Астера
В мире независимого кино состоялась новая громкая премьера — «Все страхи Бо». Очередная коллаборация режиссера возвышенных хорроров Ари Астера и студии А24 была ожидаема синефилами всего мира. Многочисленные интервью постановщика, где тот сравнивал свою картину то с трилогией «Властелина колец» то с наркотическим трипом ребенка, лишь подогревали интерес публики. Но вот фильм добрался до больших экранов, и вместо восторга зрителей ожидало чувство легкого недоумения.
Трехчасовая одиссея об испуганном мужчине средних лет не смогла достичь высот предыдущих работ Астера — «Солнцестояние» и «Реинкарнация». Почему третий полнометражный проект автора оказался слабее своих предшественников? Мы попытались разобраться в этом материале.
Автор Oraz Kereibayev
О чем «Все страхи Бо»
После очередного сеанса у психолога закомплексованный и несамостоятельный Бо Вассерман (Хоакин Феникс) готовится навестить свою маму в годовщину смерти отца. Однако неудачливый мужчина просыпает свой рейс, а также теряет чемодан и ключи от дома.
Смирившись с мыслью, что добраться до семейного очага ему не удастся, Бо сообщает об этом матери. Спустя сутки он узнает о ее внезапной кончине. Тут у героя не остается другого выбора, кроме как покинуть свое жилье, чтобы начать самое страшное приключение в своей жизни — путешествие в родительский дом.
За три часа хронометража Бо повстречает целую плеяду странных и опасных персонажей. Тут и молодая девушка-суицидница, залпом выпивающая ведро синей краски, и голый мужчина, безжалостно убивающий людей заточкой, и сумасшедший ветеран войны. Каким-то чудом наш бедолага сможет избежать попадания пуль, выжить после столкновения с фургоном и даже поучаствовать в самодельном спектакле. Пик безумства будет достигнут в финальной части картины, когда Бо, наконец, окажется у дверей дома покойной матери.
Чего боится Бо?
Главного героя стоит прежде всего воспринимать как напуганного мальчика, запертого в теле взрослого мужчины. Тогда его страхи начинают обретать смысл. Боязнь оставить квартиру незапертой, проспать свой рейс или быть похищенным — эти идеи время от времени посещают каждого человека. Однако ввиду возраста и опыта рациональное мышление чаще всего побеждает тревогу. Бо такой способностью похвастаться не может, а значит, фобии берут вверх над его ощущением реальности, создавая целый мир угроз и опасностей. Сцена возвращения домой после сеанса психолога прекрасно демонстрирует, насколько восприятие мужчины искажено. Он даже не идет, а бежит сломя голову по району, пытаясь добраться до своего подъезда, чтобы избежать встречи с очередным головорезом.
Анализируя произведение, можно предположить, что эпизод погони (как и все события фильма) был показан с точки зрения самого Бо. Возможно, персонаж на самом деле живет в обычном или даже хорошем квартале, но его мироощущение заставляет мужчину видеть угрозу в каждом встречном. Страхи не покидают нашего героя даже в стенах собственной квартиры. Тут и огромный ядовитый паук, и ночные угрозы от соседей, и нескончаемая громкая музыка, которая мешает герою уснуть. Скорее всего, режиссер таким образом показывает невозможность скрыться от своих фобий, которые, пусть и не в полной мере, остаются с человеком в любых обстоятельствах.
Если говорить о работе в более широком смысле, то Ари Астер воплощает и доводит до абсурда страхи современного общества, вызванные бесконечным потоком информации и жизнью в перегруженных городах. Если вы сейчас включите любой новостной канал, то увидите там мир Бо Вассермана, состоящего лишь из убийц и психопатов. Прогуляйтесь по улицам мегаполиса, и вы встретите группу бездомных, несколько потерянных наркоманов и даже местных сумасшедших, от которых наш персонаж столь активно убегает на протяжении фильма. Так чем наша реальность отличается от той, что выстроил режиссер? Наверное, в отличие от Бо, мы просто научились уживаться с ней и не обращать внимание.
Демонизация матери
Трехчасовая картина Астера проносит зрителей через всю жизнь Бо. В прологе мы буквально наблюдаем за сценой рождения с точки зрения ребенка. Через серию флэшбеков, разбросанных по фильму, мы также узнаем о юношестве героя и причинах, сделавших его столь несамостоятельным. Если говорить коротко, то во всем виновата гиперопекающая мать Мона (Пэтти Люпон). Чтобы тот никогда не покинул семейное гнездо, она соврала сыну о наследственной болезни, способной убить его при первом же занятии сексом.
Стоит отметить, что зрителю не стоит слепо верить Бо и его описанию матери. Возможно, как и в предыдущих случаях, публике показывают лишь точку зрения главного героя на все события прошлого и настоящего, где ему проще найти ультимативное зло в образе родителя, нежели пытаться справиться со своими недугами. На том же сеансе психолога из начала фильма наш герой активно критикует мать за свои проблемы с головой. Поэтому тяжело сказать, действительно ли Мона так ужасна, или же мы просто наблюдаем за очередным примером поломанного мировосприятия.
Что не так с фильмом
Картина изначально рекламировалась как новая хоррор-комедия Ари Астера. К удивлению публики, «Все страхи Бо» — это не полноценный хоррор, не полноценная комедия и даже не полноценный фильм Астера. Конечно, местами данное произведение и пугает, и смешит. Тем не менее режиссер ставит себе другую задачу — создать неподъемное мегаломанское полотно, где зритель будет по деталям расшифровывает все потаенные смыслы. Увидев это, критики сразу же начали сравнивать постановщика с Чарли Кауфманом и его «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (2008) и «Я подумываю со всем этим покончить» (2020). Однако проблема «Всех страхов Бо» в том, что за перегруженной ширмой психоанализа стоит до боли простая и избитая идея о деспотичном родителе. Астер требует от публики трех часов внимания, чтобы поделиться столь банальной мыслью. Тут автор фильмов ужасов, безусловно, проигрывает старшему товарищу по цеху, чьи усложнения были нужны для донесения глубоких идей.
Ари Астер упоминал множество раз, что сценарий ко «Всем страхам Бо» был написан еще до его дебютной «Реинкарнации». Более того, его ранняя короткометражка «Бо» (2011) — это буквально одна из сцен, адаптированных для полного метра. Возможно, новая картина режиссера ощущается слишком не сфокусированной и прямолинейной как раз из-за того, что она должна была стать его первой работой, где авторы обычно прорабатывают свои травмы.
Большой бюджет полотна заставляет сравнивать «Все страхи Бо» со множеством картин-исповеданий прошлого. Тут на ум приходят и классические «Восемь с половиной» (1963) Федерико Феллини, и недавние «Фабельманы» (2022) Стивена Спилберга. Но опять-таки Астер проигрывает другим титанам индустрии ввиду его молодого возраста и пока еще короткого послужного списка.
Итог
«Все страхи Бо» — это неплохой фильм. Он полон интересных находок и запоминающихся сцен. Некоторые моменты и вовсе застрянут в нашем сознании на долгие годы. Картина определенно не стала прорывом в жанре, как и не превратила ее режиссера в главного автора современности. Тем не менее ее стоит посмотреть, чтобы получить незабываемый опыт сумасшедшего путешествия, через который проходит Бо и все его страхи.
Обложка: IMDb
Комментарии
Подписаться