Кино«Экзорцист Ватикана»: Кино об изгнании бесов или супергеройский фильм?
Разбираемся в постмодерне
В казахстанский прокат вышел фильм Джулиуса Эйвери «Экзорцист Ватикана» с Расселом Кроу в главной роли. Персонаж Кроу, Габриэле Аморт — главный ватиканский экзорцист с противоречивой репутацией. Некоторые должностные лица Ватикана сомневаются в методах экзорциста и обвиняют его в отклонении от протокола. Тем не менее сам папа римский доверяет Аморту самые сложные случаи одержимости бесами. Один из них — мальчик Генри, который приехал со своей семьей в аббатство в Испании. В аббатстве с Генри начали происходить странные вещи, а врачи оказались бессильны. Аморт отправляется в Испанию, чтобы помочь мальчику и его семье. Это путешествие не ограничится только экзорцизмом, Аморту предстоит узнать неприглядные детали истории самого Ватикана.
Автор Екатерина Лопатина
Что вы представляете себе, когда слышите слово «экзорцизм»? Скорее всего, давно ушедшую в прошлое религиозную практику. Между тем, действие фильма «Экзорцист Ватикана» происходит в недавнем прошлом — 80–е годы прошлого века. В основе сюжета лежит история Габриэле Аморта, который был католическим священником, экзорцистом Римской епархии и одним из основателей Международной ассоциации экзорцистов. Да, такая существует в наши дни, а ее представители выступили с резкой критикой фильма. Организация специалистов по изгнанию бесов посчитала, что сама процедура экзорцизма в фильме искажена. Тем не менее сценарий фильма базируется на книгах самого Аморта: An Exorcist Tells His Story и An Exorcist: More Stories.
Среди важных для фильма референсов не только книги Габриэле Аморта. Пожалуй, главная история об экзорцизме в кино — это культовый хоррор Уильяма Фридкина «Изгоняющий дьявола» (1973), в котором роль экзорциста сыграл Макс фон Сюдов. Сходство фильмов Фридкина и Эйвери не только сюжетное. В новый фильм из старого заимствованы сами визуальные и поведенческие черты одержимого бесами — его движения, черты лица, речь. Кроме того, у Фридкина есть менее известный фильм об экзорцизме. Это документальная картина, последняя работа режиссера на сегодняшний момент, и ее главный герой — тот самый Габриэле Аморт. Фридкин побывал на настоящем сеансе экзорцизма, который проводил Аморт, и снял об этом фильм — «Дьявол и отец Аморт» (2017). В общем, пересечений много, но что происходит непосредственно с фильмом Джулиуса Эйвери?
Главная составляющая фильма и его самый выигрышный элемент — Рассел Кроу в роли Габриэле Аморта. Это обаятельный и саркастичный экзорцист, который не боится отпустить едкую шутку даже в диалоге с дьяволом. Выразительно прописаны его внешний облик и речь. Он носит элегантную шляпу и очки-авиаторы, передвигается по Риму и его окрестностям на скутере и возит с собой чемоданчик с принадлежностями для ритуалов.
Когда Аморта в исполнении Кроу вызывают на судебное заседание в Ватикане и там предлагают кофе с молоком, он возмущается: «В такое время дня?! Принести двойной эспрессо. Сахар? Нет, сахар — от лукавого». А в одной из сцен перепуганная мать мальчика, одержимого бесами, спрашивает у Аморта, что ему понадобится для проведения нужных процедур. Герой просит, в первую очередь, кофе. Помимо этого напитка, у Аморта всегда с собой другой, не менее важный — виски в небольшой фляжке. По словам экзорциста, он нужен для лечения горла.
Неожиданным образом, заявленный как фильм ужасов, «Экзорцист Ватикана» ближе к финалу начинает напоминать супергеройское кино. Схватка Аморта и его молодого помощника с демоном выстроена как схватка супергероев со своими врагами в соответствующих фильмах. Борьба добра со злом в религиозном контексте обретает привычные формы массового кино, ужасы уступают место экшену. Это, с одной стороны, вызывает ненужный комический эффект в кульминационной сцене. Вместо того, чтобы замереть в ожидании развязки, зрители смеются. С другой стороны, это странное столкновение жанров добавляет фильму необычности. Абсолютно в стиле фильмов о супергероях, в финале «Экзорциста Ватикана» дается недвусмысленный намек на то, что впереди еще много врагов, которые должны быть повержены. И действительно, сборы фильма уже успели окупить его достаточно скромный бюджет, и студии Screen Gems и Sony Pictures объявили о подготовке сиквела. О проекте пока известно немногое, но участие в нем Рассела Кроу уже подтвердилось.
Пожалуй, трудно себе представить, чтобы без Рассела Кроу «Экзорцист Ватикана» окупился, вызвал отклик у зрителей и был продлен на следующую часть. Помимо своей обаятельно-саркастической стороны, актер демонстрирует здесь и драматическую. Для этого идеально подходят воспоминания-флешбеки периода Второй мировой войны, когда персонаж Кроу был участником партизанского отряда сопротивления фашистским войскам. В остальном, как фильм о борьбе с бесами, «Экзорцист Ватикана» значительно уступает своему предшественнику из 70–х, «Изгоняющему дьявола». Так что, если идти в кинотеатры за леденящей кровь историей об экзорцизме, есть риск разочароваться. Тем не менее в фильме Джулиуса Эйвери есть место юмору. Вопрос только в том, насколько он уместен в этой истории, как и элементы супергеройской истории и даже вестерна. Не все зрители это оценят, но кому-то такое постмодерновое сочетание точно придется по вкусу.
Обложка: IMDb
Комментарии
Подписаться