Кино«Air: Большой прыжок»: Обувь — это просто обувь, пока кто-то не надел ее
Новый фильм Бена Аффлека с Мэттом Дэймоном в главной роли
На экранах казахстанских кинотеатров идет фильм Бена Аффлека «Air: Большой прыжок» с Мэттом Дэймоном в главной роли. Это история о том, как в 1984 году компания Nike, тогда не востребованная на баскетбольном рынке, заключила контракт с начинающим спортсменом Майклом Джорданом. В результате этого сотрудничества появились легендарные «джорданы». Рассказываем о том, как в этом фильме воссоздается атмосфера 80–х, какие необычные ходы придумали создатели картины, и понравится ли она только любителям кроссовок и баскетбола или более широкому кругу зрителей.
Автор Екатерина Лопатина
В 1984 году Майкл Джордан еще не был легендой баскетбола и шестикратным чемпионом NBA, он был просто подающим надежды новичком, который только недавно перешел из университетского баскетбола в профессиональную, но на тот момент далеко не лучшую команду Chicago Bulls. А что Nike? В середине 80–х их профилем были беговые кроссовки, а баскетбольный отдел оставлял желать лучшего. Сейчас это трудно себе представить, но в этом виде спорта брендом обуви номер один тогда были Converse. В них играли топовые игроки — Мэджик Джонсон и Ларри Берд. Второе место на рынке баскетбольной обуви занимала немецкая компания Adidas. Они производили кроссовки из натуральной кожи. Именно их лицом мечтал стать молодой Джордан. В общем, для Nike заполучить контракт с восходящей звездой баскетбола тогда было настоящем челленждем. Эта история и легла в основу фильма «Air: Большой прыжок».
Этот фильм — режиссерская работа Бена Аффлека, который, конечно, больше знаком зрителям как актер. В качестве актера Аффлек в фильме тоже появляется. Он играет роль эксцентричного Фила Найта, одного из основателей Nike. Главная роль досталась Мэтту Дэймону. Он сыграл Сонни Ваккаро, того самого энтузиаста, эксперта Nike, который поверил в Джордана и смог убедить руководство до конца бороться за этот контракт. Среди других исторических фигур, показанных в фильме, — Питер Мур, дизайнер, придумавший первые «джорданы», и один из самых успешных спортивных агентов Дэвид Фальк. Также в центре сюжета родители Майкла Джордана, особенно его мать. Именно она убедила сына хотя бы выслушать предложение Nike и, кажется, сыграла далеко не последнюю роль в принятии финального решения, как фильме, так и в жизни.
Среди перечисленных персонажей, на первый взгляд, не хватает главного — самого Майкла Джордана. В большей части фильма он не появляется совсем, все решается между родителями, агентом и сотрудниками Nike. Если Джордан и возникает в фильме, то только в качестве силуэта, голоса в трубке телефона или крупного плана рук. Лицо молодой звезды зритель так и не увидит. Такое странное решение авторы фильма приняли не просто так. Джордан — не просто баскетболист, он фигура поп-культуры, которая хорошо знакома не только поклонникам спорта. Его знают не только по баскетбольным матчам, но и по фильмам и громким рекламным кампаниям. В 90–е многие американские дети хотели быть как он, неслучайно тогда даже вышла песня Be Like Mike. Ловкий ход создателей фильма позволил им избежать неловкости, которую могло бы вызвать появление другого лица на месте фигуры Джордана. Это решение позволяет зрителю полностью проассоциировать историю с реальным Майклом, воспринять ее почти как документальную.
Атмосфера 80–х воссоздана в фильме при помощи целого набора средств. «Air: Большой прыжок» начинается с нарезки настоящих кадров того времени, среди которых и рекламные кампании, и спортивные события, и одно из публичных появлений принцессы Дианы. Эти эпизоды задают стилистический тон всему фильму. Потом он поддерживается и за счет теплых и мягких тонов кадра, которые были характерны для аналоговых носителей того времени, и, конечно, за счет музыки. В саундтреке использованы такие хиты 80–х, как Ain’t Nobody Чаки Хан и Born in the U.S.A. Брюса Спрингстина. Еще в фильме играет там самая песенка из рекламы Be Like Mike.
Фильм состоит преимущественно из диалогов. Большую часть экранного времени персонажи просто спорят между собой, доказывают свои точки зрения, пытаются придумать, как бы им получить контракт, стоит ли игра свеч, какие здесь есть потенциальные плюсы и минусы. Кроме того, подавляющее большинство зрителей фильма прекрасно знает, чем закончилась история. Джордан стал легендой баскетбола, а Air Jordan — не менее легендарными кроссовками, которые уже давно носят не только спортсмены. Несмотря на эти обстоятельства, интрига в фильме все равно держится отменно, сюжет достаточно динамичный и вовлекающей. Знание финала истории не мешает сопереживать героям и их авантюре.
В 1999 году, когда за плечами у Chicago Bulls было уже пять чемпионских титулов NBA, а Джордан вел команду к шестому, на одной из игр он появился в тех самый первых кроссовках Air Jordan. За пятнадцать лет изменился стиль игры, сменилось и много моделей баскетбольных кроссовок. Но именно первые «джорданы», которые уже не были актуальны для спорта, остались символом, с которого началась головокружительная карьера Джордана в NBA и невероятный успех баскетбольной линейки Nike. При этом идея фильма применима не только к истории того самого контракта, она универсальна. Она заключается в том, что нужно доверять своему чутью, а нарушать правила иногда необходимо, чтобы получить нетривиальный результат. Поэтому «Air: Большой прыжок» — конечно, фильм не только для тех, кто любит баскетбол или кроссовки. Это история, которая может вдохновить любого зрителя на воплощение в жизнь своих самых смелых планов.
Обложка: Кинопоиск
Комментарии
Подписаться