Кино«Властелин колец: Кольца власти»: Так закалялась сталь
Критика самого дорогостоящего сериала в истории
2 сентября на Amazon Prime Video стартовал «Властелин колец: Кольца власти» — приквел о событиях Второй эпохи Средиземья, рассказывающий об очередном этапе борьбы с Сауроном и создании знаменитых Магических Колец. В сериале можно увидеть знакомых персонажей (например, Галадриэль и Элронда), однако некоторые сюжетные линии созданы с нуля и не основываются на произведениях Дж. Р. Р. Толкиена. Эти и другие изменения, вроде подбора актеров на роли эльфов и гномов, вызвали недовольство у части аудитории, которая успела устроить рейтинговый обвал после выхода первых серий. Рассказываем о сериале, в котором плохое пока берет верх над хорошим (и речь не о Сауроне).
Автор Матвей шаев
Как известно, легендариум Дж. Р. Р. Толкиена начался с одной короткой фразы, написанной на экзаменационном листке: «В земляной норе жил себе хоббит». Такая невинная выходка преподавателя мгновенно задала его вселенной тот странный дух английской литературы, проникнутой бессмыслицей, парадоксами и чудачеством. Подобно «Винни-Пуху» и «Алисе в Стране чудес», сказка сочинялась Толкиеном для детей, но со временем разрослась в объемного «Властелина колец» — то ли портрет Европы эпохи двух мировых войн, то ли университетский роман-исследование по мотивам фольклора и эпосов Средневековья.
Английскую эксцентрику произведений профессора уловили, например, певшие про Эдварда Лира и Плотника с Моржом The Beatles в 60-е годы. Одним из самых странных, но невоплощенных замыслов была экранизация под руководством Стэнли Кубрика с их участием (Леннон требовал себе роль Голлума). В 70-е годы за «Властелина колец» брались другие бунтари. Лидер Led Zeppelin Роберт Плант зачитывался Толкиеном и цитировал его в песнях, а режиссер Ральф Бакши выпустил одноименный мультфильм в необычной технике ротоскопирования (до этого Бакши прославился граничащим с порнографией «взрослым» мультфильмом о Коте Фрице). Неудивительно и то, что в позднем СССР, где также вышла парочка постановок, книги Толкиена проходили по разряду диссидентских.
На самом деле, и Питер Джексон не был очевидным и безусловно «безопасным» кандидатом для создания трех блокбастеров. Новозеландский чудак до этого снял, во-первых, трэш-комедию «Живая мертвечина» (1992), во-вторых — эстетскую картину «Небесные создания» (1994) о романе двух школьниц, которые идут на убийство, и в-третьих — киноведческое мокьюментари «Забытое серебро» (1995) о несуществующем режиссере немого кино. Все эти фильмы, впрочем, были отмечены большой оригинальностью, фантазией (что для жанра является ключевым словом), а также вдумчивым подходом Джексона к спецэффектам, что, конечно, повлияло на стиль «Властелина колец» с лучшей стороны.
Если же говорить про сериал в категориях авторства, то над ним нависает только тень гигантской корпорации Amazon, чей кошелек и победил в битве за сделку (про бюджет в почти миллиард долларов не вспоминал только ленивый). В попытках выдать оригинальность «Властелин колец: Кольца власти» берет масштабом: объемный лор, существующий за кадром, приходится вспоминать или вычитывать в статьях-разборах, по ходу расставлены отсылки, а география и количество персонажей тут шире и больше, чем, скажем, в «Доме дракона».
События начинаются в переломный момент войны с Сауроном. Не успев толком подойти к концу, она начинается снова, хотя сейчас в это верит только Галадриэль (Морвет Кларк), преследующая слуг Саурона ради мести. Другие эльфы сворачивают форпосты и возвращаются в Валинор, в том числе стражник Арондир (Исмаэль Крус Кордова), успевший полюбить женщину Бронвин (Назанин Бониади) из людских земель. В это же время одна из предков хоббитов Нори (Маркелла Кавена) встречает упавшего с неба великана, чья личность пока остается загадкой (зрители делают ставки на Гэндальфа и Тома Бомбадила), а молодой Элронд (Роберт Арамайо) заключает союз с гномами, чтобы помочь лорду Келебримбору, создателю Колец власти.
Казалось бы — выбирай не хочу, персонажи разные, каждый с сюжетным «узелком», который будет распутываться дальше, тем более что сериальное повествование лучше подходит многостраничным текстам писателя. Но уже с первых серий сюжет буксует, сценарий кишит банальными фразами, а постановка в целом откровенно безжизненная и выхолощенная — намеченные пунктиром конфликты едва ли способны зацепить. Большинство кадров выглядит до неприятного «местечково» (это особенно чувствуется в водных сценах второго эпизода, а также в нелепой схватке с орком), а отлакированы они не лучшей графикой. Правда, в качестве «костылей» тут есть некоторые изобразительные отсылки (вроде цитирования «Апофеоза войны» Верещагина или «Плота “Медузы”» Жерико; сюда же можно отнести и вспышки-появления Темных Сил, как в оригинальной трилогии), но это слабое утешение — происходящее напоминает фэнтези-сериалы нулевых, и это сравнение не в пользу «Колец власти».
И вроде хочется списать все на десятилетие «Игры престолов», которая убийствами на ночном горшке и регулярным торжеством зла над добром (если такие категории там вообще уместны) здорово снизила пафос и героику произведений «меча и посоха». В «Кольцах власти» ставки высоки: сюжет нанизывается на предчувствие реставрации диктатуры, в королевствах назревает кризис, а от прошлого никуда не деться (людей, например, в открытую называют коллаборантами Темного Владыки Моргота). Вот только героям на это нечего ответить. Безликие и неинтересные (беда и сценария, и актерской игры), они выглядит не более реальными, чем искусственные пейзажи. Пока шоу можно считать большой неудачей, но впереди еще несколько недель эпизодов, чтобы убедиться в обратном. Впрочем, для эльфов такой срок — ничто.
Комментарии
Подписаться