The Village вспоминает главные современные фильмы, которые расставляют по полочкам 70-е — эпоху фантастической моды и музыки, сексуального раскрепощения, бурной ночной жизни и политической турбулентности.

Текст

АЛИСА ТАЁЖНАЯ

С чего начать: 7 важных фильмов из 70-х про то время


70-е — время кинематографической революции и сразу нескольких «новых волн» в истории кино. Среди самых заметных: Новый Голливуд в Америке, новая немецкая и австралийская волна. Жанровое кино тоже не сдавало позиции — это время великолепных триллеров, детективов и блокбастеров (молодые Спилберг и Лукас придумали «Челюсти» и «Звездные войны» именно в 70-е). Мейнстримные режиссеры с вдохновением работают с методами авторского кино и живо реагируют на меняющийся мир вокруг — молодежную культуру, отношения в большом городе и политическую повестку.

«Человек, который упал на Землю»

Режиссер Николас Роуг

Кинематографическое продолжение альбома «Space Oddity» — герой Дэвида Боуи с глазами разного цвета и копной рыжих волос попадает на Землю с миссией найти воду для родной планеты. Самый неземной из всех поп-звезд в научно-фантастическом фильме на взлете своей карьеры.

«Лихорадка субботнего вечера»

Режиссер Джон Бэдэм

Главный фильм об эпохе диско — о не очень благополучном Тони Манеро, единственная отдушина которого — вечеринки на танцполе, где он может танцевать в костюмах и рубашках с отложным воротником. Юный Траволта, хиты Bee Gees и виды Нью-Йорка, праздничного из последних сил.

«Энни Холл»

Режиссер Вуди Аллен

Первый ромком о хитросплетениях любви в мегаполисе, каким мы его сейчас знаем. Комик вспоминает историю нежных и противоречивых отношений с вдохновляющей девушкой Энни Холл, к которой он остыл так же быстро, как и прикипел. Скорее всего, лучший фильм Вуди Аллена и, возможно, лучший фильм о невозможности любви раз и навсегда.

«Таксист»

Режиссер Мартин Скорсезе

Поворотный фильм в карьере и Скорсезе, и Де Ниро — история страдающего бессонницей таксиста с посттравматическим синдромом, который за баранкой наблюдает всю грязь и несправедливость большого города. Влюбленный в недоступную идеальную женщину и привязанный к уличной проститутке-подростку, он решает разобраться с миром, в котором все пошло не так.

«Мамочка и шлюха»

Режиссер Жан Эсташ

Привет с другого берега Атлантики, но по-настоящему важный для понимания 70-х фильм. Черно-белый, неторопливый, говорливый сверх всякой меры дебют французского режиссера с Жан-Пьером Лео в главной роли о молодом парижском повесе: тот, юный богемный интеллектуал, проживает и проговаривает на экране отношения аж с тремя женщинами. Обширный комментарий о Париже после 1968 года и свойствах интеллектуального брожения без ясной цели.

«Вальсирующие»

Режиссер Бертран Блие

Свободные нравы в Европе, игра, приключения, криминальные любовники — сюжет в центре ироничной комедии Бертрана Блие о поколенческом бунтарстве без причины. Учась у Луиса Бунюэля, Блие делает главным оружием против скуки абсурд и снабжает своих героев невыразимой для благополучного человека мотивацией. В главной роли — фантастический молодой Жерар Депардье.

«Разговор»

Режиссер Фрэнсис Форд Коппола

Триллер, почти целиком построенный на крупных планах Джина Хэкмена, — об агенте прослушки, который становится невольным соучастником преступления. Очень камерный фильм и в карьере Копполы, и в американском кино вообще, ухватил настроение пост-Уотергейта — паранойя перед консервативным поворотом и правительственными злоупотреблениями.

Как о 70-х снимают сейчас


Образ жизни

Десятилетие роскоши и наркотического бума, сменившееся тяжелейшим мировым экономическим кризисом, осталось в кино неоднородным. Шикарные вечеринки у бассейна против нищенских танцев на задворках Нью-Джерси, рост калифорнийской порноиндустрии против личных воспоминаний о взрослении в пригороде. Но главные приметы времени остаются узнаваемыми: невероятной красоты машины, которые снимут с производства после нефтяного кризиса, рост клубной, молодежной и тинейджерской культуры. Неистребимое бунтарство, по сравнению с обществом 80-х, идеалом которых были яппи.

«Под кайфом и в смятении»

Режиссер Ричард Линклейтер


Ностальгический взгляд живого классика американского кино на свое детство — первый летний день каникул после окончания американской средней школы, когда все тинейджеры маленького городка сливаются в одном разнузданном, хаотичном и шумном празднике свободы. Фильм, помимо прочего, запустил карьеры Мэттью МакКонахи, Милы Йовович и Бена Аффлека.

«Последние дни диско»

Режиссер Уит Стиллман

Комедия нравов о Нью-Йорке конца 70-х и начала 80-х, в котором диско уже сбавляло обороты, а молодые люди еще не потеряли привычки знакомиться в ночных клубах. Две подружки-конкурентки селятся вместе, соблазняют перспективных женихов и ищут себя на танцполе привилегированных клубов, где полагается заводить полезные знакомства и ненавязчиво проводить свободное время.

«Страх и ненависть в Лас-Вегасе»

Режиссер Терри Гиллиам

Исход 60-х и накатывающая депрессия начала 70-х — в лучшем фильме по Хантеру С. Томпсону: экранизация его гонзо-заметок об абсурдном путешествии на мотогонки в Неваду, замешанном на большом количестве наркотиков, вопиющем непрофессионализме, джанки-приключениях и колорите провинциальной Америки. Трудное похмелье после эпохи детей цветов. Ближайший аналог — «Врожденный порок» Пола Томаса Андерсона.

«Ночи в стиле буги»

Режиссер Пол Томас Андерсон

Саркастичный взгляд на зарождение и расцвет американской порноиндустрии, случившийся при полной непрозрачности законодательства, технологическом сдвиге кинопроизводства и сексуальной революции. Молодой порноактер (Марк Уолберг, тогда — рэп-звезда, рекламирующая трусы Calvin Klein) — на пути к большой славе и огромному разочарованию перед гигантами только образовавшейся индустрии, созданной, как многое в 70-е, по мошеннической схеме и с постоянным подавлением гибких и покладистых.

«Вместе»

Режиссер Лукас Мудиссон


Берущая за душу мелодрама шведского режиссера о попытках создать шведскую семью. Хиты АВВА и мечты об идеальном обществе, где надо просто договориться и будут счастливы все. Сбежавшая от мужа-абьюзера женщина с ребенком селится в доме брата, который вместе с соседями решает попробовать коммуну, общее хозяйство и альтернативную любовь. Конвенциональное ломается под натиском альтернативного образа жизни — и наоборот.

«Вива»

Режиссер Анна Биллер


Восхитительный эксперимент — пародия на сексплуайтейшен 70-х от современной инди-звезды Анны Биллер, которая не только сняла фильм, но и сыграла в нем одну из ролей. Сексуально освобожденные пары, пикники у бассейна, свингерство, нарочито банальные диалоги — в пародии, идеально подсвечивающей нравы, приметы времени и сценарное однообразие эротического кино категории «B».

Стиль


Модная индустрия в ее современном виде сформировалась в 70-е — именно тогда дизайнеры, модели, фотографы и глянцевые журналисты впервые стали чуть ли не главными людьми самых сытых обществ.

«Сен-Лоран. Стиль — это я»

Режиссер Бертран Бонелло

Уважающий историю, подробный, но интересный не только из-за фигуры дизайнера, байопик Ива Сен-Лорана — модельера, чья карьера обозначила принципиально новый период в современной моде. Вдохновение национальным колоритом и путешествиями, сочетание авторского взгляда и регулярного производства, личные отношения и бизнес, хитовые коллекции и ощутимые падения — в объективе чуткого и тонкого французского мастера Бертрана Бонелло. Ни разу не спекулятивный байопик — настоящая редкость для жанра.

«Джия»

Режиссер Майкл Кристофер

Биография одной из первых супермоделей — несчастной и бесконечно красивой Джии Каранджи, роль которой исполнила восходящая звезда Анджелина Джоли. Модельный бизнес Америки конца 70-х в депрессивном и богемном Нью-Йорке, конкуренция и замешательство юной девушки в большом, беспощадном городе.

«Остин Пауэрс: Голдмембер»

Режиссер Джей Роуч

Не самая успешная часть трилогии «Остина Пауэрса» — образцовой считается все же первая часть про 60-е — зато c прическами афро, обтягивающими рубашками в цветочный принт, брюками клеш, золотыми платьями и фанком в саундтреке.

«За канделябрами»

Режиссер Стивен Содерберг

Портрет любимца домохозяек, шоумена Либераче — гомосексуала в поиске идеального партнера, максимально похожего на него самого. Слишком легко заработанные деньги, ювелирная коллекция артиста, весившая тонну, и все тайны частной жизни, спрятанные за канделябрами на концертном рояле, — остроумный телефильм Стивена Содерберга о жизни выдающегося человека, который обладал любой роскошью, кроме главной — быть самим собой.

Музыка


На смену психоделической революции 60-х пришли разнородные 70-е — с прогом, фанком, диско, глэмом, панком и даже зачатками рейва. Большинство хороших фильмов о 70-х снимали или непосредственные участники событий, или те, кто имел доступ к телам главных артистов того времени — как рок-звезд, так и андерграундных музыкантов.

«Почти знаменит»

Режиссер Кэмерон Кроу

Чистое кино о взрослении и злоупотреблении детским обожанием во взрослом мире — история самого режиссера, отправившегося в тур по заданию Rolling Stone за рок-символами начала 70-х. В «Почти знаменит» идет речь о вымышленной группе, которая вот-вот должна взлететь, а пока колесит по Америке в автобусе, набитом группиз, наркотиками и малолетними обожателями.

«Круглосуточные тусовщики»

Режиссер Майкл Уинтерботтом

Зарождение манчестерской сцены — индустриальная дыра превращается в место, где последовательно придумывают постпанк, нью-вейв и рейв. В центре сюжета — фигура промоутера и великого британца Тони Уилсона, предприимчивого продюсера, двигавшегося по наитию от одних самородков к другим (но так и не подписавшего The Smiths). Йен Кертис из Joy Division устраивает мордобой в баре и вешается под Игги Попа, братья Райдер из Happy Mondays (действие перескакивает в 80-е) травят голубей на крыше манчестерской новостройки, Уилсон подписывает контракт кровью.

«Студия 54»

Режиссер Марк Кристофер

Культовый фильм 90-х, достойный «Золотой малины» за изображение красивой ночной жизни и любовных сцен между главными героями. Слишком симпатичный бармен попадает в «Студию 54», где льется шампанское, сыпятся наркотики, а среди гостей можно встретить кого угодно из великих современников.

«Бархатная золотая жила»

Режиссер Тодд Хейнс

Ослепительно красивый и китчевый байопик вымышленного музыканта-новичка, оказавшегося под влиянием звезды, в которой угадываются черты Дэвида Боуи, Игги Попа, Брайана Ферри и всех остальных. Личное путешествие Тодда Хейнса в собственные воспоминания.

«Контроль»

Режиссер Антон Корбайн


Селебрити-фотограф, снимающий музыкантов в зените славы, делает байопик Йена Кертиса из Joy Division — покончившего с собой фронтмена с эпилепсией и запутанными отношениями с женщинами. Сырой черно-белый Манчестер как пространство, где ни с того ни с сего зародилось волшебство.

Герои своего времени


Байопики о 70-х — почти всегда о людях на сломе эпох, проживших на своей шкуре то, что выпало на долю вымышленного Форреста Гампа: от очарованного идеализма 60-х и травмирующей вьетнамской войны к полному замешательству кризисных 80-х. Несправедливость трудовых отношений, борьба с провинциальным ханжеством и главное — за право быть неудобным собой, неважно, домохозяйка ли ты, порномагнат или начинающий комик.

«Кристин»

Режиссер Антонио Кампос

Драма о телеведущей Кристин Чаббак — провинциальной женщине с микрофоном, которая застрелилась в прямом эфире. Кампос пытается понять, почему она на это решилась ,— и находит в героине бездну трагических чувств, вызванных одиночеством, переработкой и большой социальной несправедливостью, заставлявшей вкалывать на пределе и терпеть унижения.

«Лавлэйс»

Режиссер Роб Эпштейн, Джеффри Фридман

Линда Лавлэйс — первая по-настоящему известная порноактриса. Та самая девушка из «Глубокой глотки» прожила две разные жизни: публичную, где казалась заработавшей статус и состояние ни на чем, и тайную — семейную. Там над ней издевался муж, продюсеры не давали денег, стыдили родители и не к кому было обратиться за помощью. Байопик об оборотной стороне порнобизнеса, который начинался как полугангстерская сфера.

«Милк»

Режиссер Гас Ван Сент


Восхождение первого открытого ЛГБТ-политика в Штатах Харви Милка — в первую очередь кино о политической кампании, консолидации и демократии, которая начинается с веры в кандидата. «Милк» — драма о репрезентации — подняла на новый уровень разговор о невидимости ЛГБТ в современной культуре и отдала справедливую дань человеку, чья публичная позиция повлияла на перемену мнения о гей-движении.

«Джой»

Режиссер Дэвид О. Расселл

Дженнифер Лоуренс в своей едва ли не самой сильной роли — итало-американки Джой, работавшей на всю семью, пока ей это не надоело. Во время очередной утомительной уборки Джой придумывает чудо-швабру, идет в телемагазин и начинает сколачивать состояние. Эмпауэрмент-кино о том, как постоять за себя, когда тебя задвигают на задний план, — прощальный поцелуй американской мечты: в привычном виде ее давно не существует.

«Народ против Ларри Флинта»

Режиссер Милош Форман


Ларри Флинт — основатель журнала Hustler, скандалист, наркоман, дебошир и любитель женщин — провел в судебных заседаниях против американского ханжества несколько лет своей жизни. Байопик Милоша Формана — о сексуальной революции, исследовании границ допустимого и смертоносной большой любви, сдобренной дешевыми и доступными наркотиками. Вуди Харрельсон и Кортни Лав — фантастическая экранная пара, в которую легко верится.

Криминал


В 70-е жанровое кино — триллеры, детективы, шпионское кино, любые сюжеты с криминальным твистом — пользовалось огромной популярностью. Джон Кассаветис и Роберт Олтмен снимали фильмы о шулерах и гангстерах, а с околомафиозных сюжетов началось восхождение Мартина Скорсезе и Фрэнсиса Форда Копполы. Это время, когда современная преступность только обретала организованную и глобальную форму, а отдельным персонажам хватало целеустремленности и упрямства собирать разрозненные усилия во властные криминальные движения.

«Карлос»

Режиссер Оливье Ассайас


Мини-сериал француза Оливье Ассайаса о венесуэльском террористе Карлосе — левом боевике, связанном с соцстранами, и мировой политике 70-х годов, где холодная война приобрела совершенно другие обороты. Ближневосточные конфликты, вербовка, шпионаж и профессиональная армия — в ядре политического детектива об одном человеке на войне, воплотившем все противоречия эпохи и поколения. Самое родственное «Карлосу» — эпический боевик о нескольких воинах Фракции Красной Армии «Комплекс Баадер-Майнхоф» и их политической мотивации.

«Казино» и «Славные парни»

Режиссер Мартин Скорсезе



Идеальный двойной показ, раскрывающий тему американского криминала 70-х с национальным оттенком. Скорсезе, конечно, рассказывает истории о взлете и падении великих комбинаторов, решивших держать под контролем улицы, малый бизнес или полулегальную индустрию, но это в большей степени режиссерское признание в любви к мафиозным фильмам и нуарам, на которых он вырос.

«Афера по-американски»

Режиссер Дэвид О. Расселл


Эпос о мелкотравчатых мошенниках, которые в объективе О. Рассела выглядят как минимум волками с Уолл-стрит. Прохиндей с сетью химчисток, истеричной бывшей женой и расчетливой новой любовницей пытается спасти себя от наказания, подыгрывая полиции в захвате коррумпированного чиновника — близкого приятеля главного героя и очень симпатичного парня. Много хорошей музыки, вычурных туалетов и больших драм очень маленьких людей.

«Кровавое лето Сэма»

Режиссер Спайк Ли


Малоизвестный, но выдающийся ретрофильм Спайка Ли о знаменитом лете в обесточенном Нью-Йорке 70-х, когда людей убивал неизвестный маньяк — новый Зодиак. Обычные горожане, маргиналы, уличные банды пересекаются на пустых, заваленных мусором преступных улицах города, который через пару десятилетий станет одним из самых буржуазных в мире.

«Признания опасного человека»

Режиссер Джордж Клуни


Кажется, пропущенный великий фильм о двойной жизни — телевизионном шоумене и харизматике, подрабатывавшем убийцей для ЦРУ. История настоящая, Сэм Рокуэлл — феноменальный, герой, что называется, больше чем жизнь: получается что-то вроде «Шпион, выйди вон!» жизнерадостного человека.

Лучшие сериалы о 70-х


«Двойка»

Зарождение порноиндустрии на Манхэттене, где вчерашние секс-работницы переходят в статус актрис, а уличная мафия забирает себе лакомые куски востребованного бизнеса. Последний сериал Дэвида Саймона, придумавшего «Прослушку».

«Винил»

Конец рок-н-ролла и соула и начало панк-рока в истории одного разоряющегося лейбла, который пытается спасти из кокаинового марева его основатель, когда-то четко понимавший тренды. Первую серию снял Мартин Скорсезе, не понаслышке помнящий Нью-Йорк в то время, но после первого сезона сериал закрыли — той же «Двойке» эпоха далась лучше.

«Отрыв»

Баз Лурман признается в любви к хип-хоп-культуре Нью-Йорка, родившейся из нищеты черных кварталов, сэмплов из фанка и сдающего свои позиции слащавого диско.

«Шоу 70-х»

Ностальгический взгляд на нерадикальные 70-е, где компания обаятельных подростков (среди них — Эштон Катчер и Мила Кунис) тусуется в подвале и время от времени выбирается на воздух под закадровый смех.

«C значит Семья»

Нетфликсовский мультсериал с ретроуклоном — «Гриффины» для более спокойных и хорошо знающих историю — о семье обычных американцев, в которой родители пытаются быть правильными, а дети открывают для себя поп-культуру и радости подростковой жизни.

«Черный динамит»

Комедийный мультсериал Adult Swim по канонам блэксплуатейшена 70-х — важнейшего направления в американском кино, взрастившего, помимо прочего, Квентина Тарантино и Спайка Ли, где афроамериканские борцы с уличной преступностью каждый день отыгрывали Робин Гудов.


Обложка: cinemaville