ТЕКСТ: Алиса Таёжная

«Человек-муравей и Оса»

Режиссер: Пейтон Рид

В ролях: Пол Радд, Эванджелин Лилли, Майкл Пенья

Много терминов про квантовый мир и не очень убедительные марвеловские герои

Компьютерно омоложенные Мишель Пфайффер, Майкл Дуглас и Лоуренс Фишборн объясняют, что у нынешнего «Человека-муравья» есть глобальная предыстория — большого соперничества лабораторий, детско-родительских отношений и подвигов в квантовом туннеле. Главная особенность «Человека-муравья и Осы» — за долю секунды сокращаться в размерах и проходить самые труднодоступные места. В реальности Человек-муравей (Пол Радд) — разведенный муж, обожающий свою дочку, которая теперь проживает с мамой и ее обаятельным бойфрендом, и строящий ей картонные домики. Дочка перед папой тоже не пасует: ее фраза «я страх ем на завтрак» — одна из лучших в сценарии. Оса — Хоуп ван Дайн — ищет в квантовом мире свою затерянную мать. Фишборн и Дуглас сводят старинные счеты.

А теперь слова, которые слишком часто встречаются в фильме: квантовая энергетика, квантоспектрометр, фазирование, дифракционный блок регулятора, кондуктивные помехи, молекулярная разбалансировка. Все они растворены в диалогах фильма, ничего не объясняют и вряд ли что-то обозначают для большинства зрителей со школьным уровнем физики. Немногочисленные шутки разбавлены сумасбродной логистикой, дополнительными невразумительными злодеями, короткими бойнями со взмахами крыльев и блеском костюмов — и при всей стремительности сюжета в фильме ровным счетом ничего не происходит. Выхваченные из прошлого разногласия, обиженные дочери и воскресающие матери — это, безусловно, не «Мстители» в очередной галактической битве, но и не фильм, на котором можно вытянуть ноги, по-настоящему улыбнуться и влюбиться в Человека-муравья или ту же Осу хотя бы на пару минут. Хотя нет, когда Человека-муравья (Ant-man) называют Антониони, это немного веселит, хотя сообщит его зрителям едва ли больше смысла, чем «молекулярная разбалансировка».



Смотреть? Нет

«Пылающий»

Режиссер: Ли Чхан-дон

В ролях: Ю А-ин, Чон Ли, Стивен Ян

Атмосферный корейский фильм по рассказу Мураками — сильно лучше в конце, чем в начале

Простой парень из рабочего класса Джон-со, мечтающий стать писателем, но, кажется, ничего для этого не делающий, болтается по городу и встречает девушку-промоутера на улице. Ее зовут Хейми, она быстро узнает Джон-со, а он ее нет — после школы Хейми, как многие кореянки, сделала себе пластическую операцию. Двое проводят много времени вместе, занимаются любовью, и, уезжая в Африку в непонятную экспедицию, Хейми просит присмотреть за крошечной десятиметровой квартиркой и, главное, кормить кота, которого Джон-со за все время их знакомства ни разу не видел. Из Африки Хейми приезжает не одна, а с приятелем Беном — и рядом с ним Джон-со уж точно выглядит деревенским дурачком. В гостях Хейми рассказывает компании про разницу малого голода и великого голода — малый идет от тела и самых простых потребностей, великий заставляет делать странные поступки и хотеть большего. Позже выясняется, что у Бена из «загадочных людей, которые молоды и богаты, но неизвестно чем занимаются» есть свой великий голод и необъяснимая страсть. И касается она того нищего предметного мира, который имеет для Джон-со большое значение.

Фильм, на ура принятый каннским жюри только что окончившегося фестиваля, действительно скроен из двух неравномерных кусков. Первый — с отображением непрояснившегося героя и его амбивалентной любви: луч света на стене, когда занимаешься с девушкой любовью, в фильме Ли Чхан-дона не менее важен, чем секс. Предвкушение, мастурбация с видом из нищего окна на телебашню, то ли существующий, то ли вымышленный кот, будни на умирающей ферме, родившийся теленок — кино развивается не торопясь и не стремится разбросать перед нами ключи в первые даже полтора часа. Вторая часть — то ли треть, то ли четверть — становится куда интереснее. И не только потому что каждый из героев показывает свою отвергаемую, скрытую, неудобную сторону: вся поэтика фильма необратимо меняется — и не имеет значения ни предыдущее повествование, ни жанр, ни действующие лица, ни обстоятельства, которые заставляют их говорить то, что они говорят. «Не нужно думать, что у тебя есть мандарин. Нужно забыть, что его нет», — говорит Хайме о природе фантазии и наших отношениях с реальностью. Весь «Пылающий» — фильм, которого на самом деле нет.


Смотреть? Да

«Зверь»

режиссер: Майкл Пирс

В ролях: Джонни Флинн, Джесси Бакли

Гипнотический триллер про монстра и его жертву в пейзажах холодной Англии

Рыжеволосая, скромная, со сдавленной улыбкой Молл работает экскурсоводом, но всей своей жизнью ублажает родителей и старшую сестру. Первую скрипку в домашней тирании играет мать — женщина, чья мимика и речь сквозь зубы не выдает ничего, кроме полного контроля и упивания властью. С собственного дня рождения, который мать устроила для дочки насильно, Молл сбегает в клуб, где к ней цепляется непонятный ухажер. По дороге домой он едва ее не насилует, и прерывает их бородатый молодой мужчина с огромным ружьем: на рассвете здесь он охотится на зайцев. Молл и Паскаль понимают друг друга с первого взгляда, и Паскаль резко входит в ее жизнь: ремонтирует дом, заходит на семейный ужин и даже умудряется заступиться за безмолвную Молл. В то же время в окрестностях находят уже который труп молодой девушки, и ксенофобные соседи по очереди бросаются то на Паскаля, то на живущего рядом португальца. Пока идет расследование и Молл приглашают на допрос, она все больше прорастает в Паскаля, несмотря на количество подозрений в его адрес.

Майкл Пирс снимает дебютный фильм с невероятным дуэтом выразительных актеров — Джесси Бакли и Джонни Флинна. Противоположные по органике и актерскому рисунку, они превращаются в страшную силу, находясь рядом друг с другом, и поворачивают простую историю в сторону психологического триллера, где не имеет значения ни имя убийцы, ни судьба каждого из героев по отдельности. Фильм о зверином в каждом из нас смотрится как мгновенная классика, где режиссер не тратит время на экспозицию и обмен репликами и просто погружает нас в бездонные глубины страха и боли, которые ощущаются кожей.


Смотреть? Да

«Париж. Город зомби»

Режиссер: Доминик Роше

В ролях: Андерс Даниелсен Лье, Голшифте Фарахани, Дени Лаван

Молчаливый и бессодержательный набросок про человека, окруженного зомби

Парижский житель Сэм приходит в квартиру своей бывшей девушки, чтобы забрать оставшиеся у нее вещи. Там дикий шум и большая вечеринка, бывшая девушка вовсю целуется с новым парнем. Единственным логичным ходом для Сэма кажется, забрав вещи, запереть комнату и лечь прикорнуть за стеной от непонятных гостей. Когда он просыпается, стадо зомби терзает людей в окнах дома напротив, мутанты набрасываются на водителей на улицах. Зомби стала и бывшая девушка со своим нынешним парнем, а близкая подруга вопит от смертельных укусов в трубку. Сэм в этом мире остается совершенно один и ближайшие полтора часа будет осваивать оставшиеся в его распоряжении предметы обихода — от еды в чужих холодильниках до ударной установки. В какой-то момент в фильме меркнет Дени Лаван почти в амплуа Месье Дерьмо.

Никто, даже создатели фильма «Ночь съедает мир» (переведенного для российского проката просто и броско), не может наверняка сказать, зачем вообще сделано такое кино и что, простите, хотел сказать автор. Тот случай, когда остается только развести руками: парижане, откусывающие голову друг другу, — безусловно, классная идея (американцы уже надоели), но здесь никто не подумал о зрителях за пределами короткого синопсиса. Выживший Сэм не самый интересный персонаж для наблюдения, его рутина — будни человека в одиночестве (неважно, с зомби или без), он не герой «Марсианина» и точно не меланхолик из «Луны 2112». Пейнтбольное ружье, окровавленные лица, музыка из старого магнитофона — нехитрый реквизит, с которым он проводит время и пытается себя занять. С тем же успехом можно отправиться в гости к скучному приятелю, которому плевать, пришли вы или нет, и посмотреть, как он коротает полтора свободных часа своей жизни.


Смотреть? Нет


Обложка: snob.ru