События«Подпольные девочки» — спектакль «Ильхома», который хотели запретить
В преддверии показа поговорили о бытовом насилии и беженках Афганистана
«Подпольные девочки» — резонансный спектакль узбекистанского независимого театра «Ильхом» по книге «Подпольные девочки Кабула: в поисках скрытого сопротивления в Афганистане». Книга обладательницы Пулитцеровской премии Дженни Нордберг рассказывает об афганской традиции бача-пош. Когда в афганской семье рождается дочь или несколько дочерей, одну из них начинают одевать и воспитывать как сына. Становясь «мальчиком», девочка бача-пош получает привилегии мужского пола. Сейчас это доступ к образованию, работе, свободе слова, действий и перемещения по стране.
10 сентября 2022 года постановка увидела свет на театральной сцене Ташкента. Спектакль поставил польский режиссер Якуб Скрживанек и команда театра «Ильхом». В основную фабулу книги вплели истории о жизни беженок из Афганистана после прихода к власти талибов в 2021 году. Несмотря на то что спектакль пытались отменить в Узбекистане, он все же дошел до сцены, вызвал общественный резонанс, а затем завоевал восторженные отзывы на европейских фестивалях. 15 апреля 2024 года команда «Ильхома» приезжает в Алматы,в театр драмы имени Лермонтова,чтобы «Подпольных девочек» увидел казахстанский зритель. Гастроли организовал казахстанский независимый театр Stages.
Мы поговорили с директором международных проектов «Ильхома» Ириной Бхарат и художественным руководителем театра Борисом Гафуровым. Они рассказали о зарождении идеи, роли женщины в обществе, запрете спектакля и новом законе о бытовом насилии в Узбекистане.
Автор Жангир Джангильдин
«Режиссер согласился, но при условии, что спектакль будет об Афганистане»
В 2021 году директора международных проектов «Ильхома» Ирину Бхарат пригласили в Эстонию на театральный фестиваль Vabaduse, где она представляла независимые театры Центральной Азии. Программу фестиваля закрывал спектакль польского постановщика Якуба Скрживанека Mein Kampf. Своей работой режиссер произвел фурор на публику, и Ирина предложила ему поставить какой-нибудь спектакль в «Ильхоме». Якуб согласился, но при условии, что постановка будет затрагивать ситуацию в Афганистане — за день до разговора талибы захватили власть в стране. Ирину тема заинтересовала, она приступила к поискам подходящего материала и нашла книгу Дженни Нордберг «Подпольные девочки Кабула: в поисках скрытого сопротивления в Афганистане». Проект согласовали. Осталось найти спонсора.
Ирина презентовала идею на встрече с послом делегации ЕС в Узбекистане. Проект поддержали, отметив важность постановки. Контракт был подписан, но позже выяснилось, что у Евросоюза нет свободных финансов для театрального проекта, так как основные ресурсы были перенаправлены на поддержку беженцев из Афганистана. Затем началась война в Украине, и команде театра пришлось искать дополнительную финансовую поддержку. Делегация Евросоюза в Узбекистане смогла поддержать проект из внутренних ресурсов. В проект вложились Посольство Польши в Узбекистане, Швейцарское бюро по сотрудничеству и немецкая строительная компания Knauf. Финансирование направили на работу режиссера и его команды. В постановке были задействованы восемь актрис театра.
Власть талибов, бытовое насилие и беженцы
Ирина Бхарат, директор международных проектов «Ильхома»
До прихода к власти талибов многие девушки из Афганистана приезжали в Ташкент по программе обмена. Сейчас они не могут вернуться домой, потому что их образование стало запретным. Некоторые переехали в Европу, кто-то остался в Узбекистане. Евросоюз дал нам возможность встретиться с ними, и мы провели несколько анонимных интервью. Если в Афганистане узнают о дочерях, обучающихся за границей, их семьям грозит расстрел. Две героини, с которыми мы общались, были свидетельницами того, как 14 августа люди пытались сбежать из страны. Они буквально взбирались и падали с улетающих самолетов. Мы услышали эти истории из первых уст и решили, что они обязаны войти в спектакль.
Изначально тема спектакля была более обширна. Книга рассказывала о роли женщины в современном мусульманском обществе. Затем мы добавили в сюжет истории студенток из Афганистана. Добавились также и личные истории наших актрис, связанные с пережитым насилием. Так мы перешли от глобальной темы места женщины в восточном обществе к более частной, затрагивающей бытовое насилие.
Также мы раскрываем отношение к беженцам. Это спектакль о поиске своего места в мире и принятии их в обществе. В финальной сцене мы сопоставляем взгляды Запада и Востока. Готово ли западное общество принять людей, которые покидают свои дома?
Борис Гафуров, художественный руководитель «Ильхома»
Проблемы, раскрытые в спектакле, актуальны как для Центральной Азии, так и для всего мира. Ущемление прав женщин, борьба за эти права и бытовое насилие — больные темы, касающиеся нас всех. В частности, Казахстана. МЫ ЖИВЕМ В ПАТРИАРХАЛЬНОМ МИРЕ, КОТОРЫЙ ПЫТАЕТСЯ СОХРАНИТЬ ВЛАСТЬ, ПОДАВЛЯЯ ЖЕНСКИЕ ПРАВА. Самое страшное, что насилие часто происходит за закрытыми дверями, и об этом никто не знает.
Главные героини спектакля показывают обществу, что нужно быть толерантнее и свободнее. Это простые вещи, о которых человечество забывает.
«Мы опасались за безопасность наших актрис»
Борис
Перед премьерой в Ташкенте Союз театральных деятелей Узбекистана запретил нам играть спектакль. Они прислали письмо, где говорилось, что данную постановку нецелесообразно представлять общественности. Однако мы все же сыграли премьеру.
Ирина
К счастью, нас поддержали прогрессивное общество ЦА и международные сообщества. Власти также выразили поддержку. В тот момент случились конкретные изменения на государственном уровне. Во время реализации нашего проекта в Узбекистане был принят закон, предполагающий наказание за совершение бытового насилия. До 2023 года данной статьи в законодательстве не существовало. Мы считаем, что тоже внесли свой вклад.
Однако в интернете все равно было много хейта в сторону спектакля. Мы опасались за безопасность наших актрис, за которых несем ответственность. Многие мужчины на спектакле удивлялись показанному: «Этого не может быть, это неправда». Были мужчины, которые говорили: «Все правильно. А чем они (женщины) не довольны?».
Борис
Сейчас «Подпольные девочки» — один из самых популярных спектаклей в театре «Ильхом» на протяжении нескольких сезонов. Это показывает, насколько постановка нужна обществу в наши дни.
Как постановка добралась до Алматы
Ирина
Мы уже играли спектакль на фестивале в Эстонии, так что это не первые гастроли. Со Stages также сотрудничаем не первый год. Недавно при их поддержке выступали в Алматы со спектаклем «Семь лун». Продюсер и директор Stages Анатолий Цой часто приезжает в Ташкент и смотрит наши постановки. Идея привести «Подпольных девочек» в Казахстан принадлежит ему.
Подготовка заняла достаточно долгое время, потому что «Ильхом» — камерный театр всего на 150 посадочных мест. В Казахстане же мы играем на больших площадках. Нужна адаптация. Это выбор Stages, которые полностью занимаются продюсированием и логистикой.
Сейчас у нас лежат три предложения от европейских фестивалей, и мы надеемся, что после Казахстана поедем со спектаклем во Францию, Германию и Польшу.
Комментарии
Подписаться