Книга неделиПять неизвестных книг Харуки Мураками
О теракте, джазе, беге и поиске себя
Харуки Мураками — японский писатель, яркий представитель метамодернизма, один из самых популярных авторов современной мировой литературы. Обладатель премий имени Франца Кафки (2006 год), Всемирной премии Фэнтези, и премии имени Ганса Христиана Андерсена. В Японии его называют «бата-кусай» (дословно «воняющий маслом» — чужак) за прозападные взгляды. «Я был аутсайдером, вторгнувшимся в мир традиционной японской литературы. Одни называли меня ее новым голосом, другие — панком», — описал он начальные годы своего творчества в одном из интервью.
Рассказываем, на какие произведения автора, кроме «Убийства командора», «Норвежского леса» и «1Q84», стоит обратить особое внимание.
Джазовые портреты
До того как стать писателем, Мураками связал свою жизнь с музыкой. Начал карьеру продавцом магазина, а вскоре после женитьбы открыл джаз-бар «Питер-Кэт» в Токио. Писатель известен своей огромной коллекцией джазовых пластинок — около 10 000 из них он подарил токийскому университету Waseda University.
«Джазовые портреты» — сборник эссе о музыке XX века. Это краткий путеводитель по джазовым исполнителям: от Франка Синатры и Билли Холидея до Эллы Фицджеральд и Чета Бейкера. В книге — размышления Мураками в формате эссе, музыкальные подборки и работы японского иллюстратора Макото Вада.
Случайная цитата:
Например, в одиночестве, среди ночи, потягиваешь виски, из динамиков льется «Baby, Baby All the Time» и вдруг понимаешь, что все равно когда-нибудь все красивые чувства превратятся в прах, станут ничем. И всем нам ничего не остается — только смириться с этим.
Страна Чудес без тормозов и Конец Света
Роман сочетает в себе несколько жанров: магический реализм, фэнтези, мистику и, местами, антиутопию. Две сюжетные линии разворачиваются в книге параллельно: на нечетных страницах — «Страна Чудес без тормозов», на четных - «Конец Света». Первая история рассказывает о человеке, который занимается конвертированием и шифрованием информации, вторая повествует о мистическом Городе, в котором у людей отсутствуют тени. Роман полон философских отсылок к вечным темам поиска смысла жизни, себя, а также роли сознания и подсознания.
Случайная цитата:
Будь ты абсолютный гений или абсолютный дурак, никогда не удастся жить обособленно в своем абсолютном мире.
Послемрак
Этот роман — литературный эксперимент Мураками. Книгу можно сравнить с кино, снятым одним дублем, или панорамной фотосъемкой. Четкого сюжета нет, но все события происходят в одну ночь, которая сама по себе уже жизнь. Читателю предлагается посидеть на крыше токийского небоскреба и подсмотреть за столичными жителями через подзорную трубу. Сначала его взору предстает молодая девушка, которая проводит свой вечер в кафе за книгой. Затем к ней подсаживается молодой парень, — и кадр перемещается уже в новую локацию.
Случайная цитата:
Человеческая жизнь не так примитивна, чтобы делить ее только на мрачные и светлые стороны. Между светом и мраком — миллионы теней и переходных оттенков.
О чем я говорю, когда говорю о беге
Это не просто книга о беге. Харуки Мураками начал писать книги и заниматься бегом на длинные дистанции примерно в одно время — в 33 года. В автобиографической заметке о том, как он превратил этот вид спорта в свое любимое медитативное занятие, Мураками раскрывается перед читателем прежде всего как человек, которого волнуют самые обычные вещи.
Случайная цитата:
Я отношусь к типу людей, которые любят и ценят уединение. Я люблю быть один. Или вернее так: быть одному мне совсем не трудно.
Подземка
Книга написана в жанре документальной прозы и является журналистским расследованием. В течение года автор с командой собирали истории 60 людей, которые пострадали в террористической атаке 1995 года в токийском метро. Это не просто истории людей, отравленных одним из самых опасных химических веществ — зарином, но и невероятные рассказы об особенностях японского общества, людях из разных социальных слоев и проблемах, с которыми они сталкиваются.
Случайная цитата:
Поработайте с мое среди людей — сами поймете. Это проблема морали. На станциях очень хорошо видны отрицательные стороны людей. Например, подметаем мы платформу станции, только закончили наводить порядок — как кто-нибудь непременно бросит окурок или мусор. Чересчур много людей эгоистичных, которые чем нести на себе возложенную на них ответственность, замечают лишь плохое за другими.
Текст: Бота Сулейменова
Обложка: vladtime
Комментарии
Подписаться