В издательстве «Эксмо» вышла книга научного журналиста Григория Тарасевича «О науке без звериной серьезности». Это совместный проект с научно-популярным журналом «Кот Шрёдингера». Автор рассказывает о том, кто готовит научные новости, как их переваривать без вреда для здоровья, и показывает, что в мире науки все куда веселее, чем может показаться. The Village публикует главу о том, что не так с водой и какие заблуждения о ней существуют.

Лженаука в стакане

Как-то меня попросили подобрать материалы о мошенниках в сфере очистки воды. Оказалось, что тема намного глубже. На меня нахлынул бурный поток всевозможных сенсаций. Он лился ручьем, рекой, океанским течением. Tеперь я знаю, как добиться научной славы. Нужно заняться водой. Ни кварк-глюонная плазма, ни полупроводники, ни даже нанокристаллы не сделают вас знаменитым. Просто подойдите к водопроводному крану — и начинайте открывать неизвестные законы природы.

Одной из самых ярких фигур водного мира был японец Масару Эмото. Это тот самый, который взял стакан воды и сказал ему: «Я тебя люблю!» Вода ответила взаимностью — тут же стала целебной, энергетически насыщенной и вообще очень симпатичной. Другому стакану он заявил: «Ты — дурак!» — и вода структурировалась каким-то плохим способом. Физики с химиками над этим японцем посмеялись, но кто их смех слышит? Зато фильм «Великая тайна воды», где Эмото выступает в роли главного мирового ученого, посмотрел чуть не каждый российский гражданин.

Но этот несчастный японец, равно как и наш то ли жулик, то ли академик Петрик, далеко не единственные, кто пытается сделать научную или коммерческую карьеру на воде.

Избранные цитаты

«…Учеными обнаружено, что внутренние жидкости новорожденных детей на 100 % состоят из микрокластерно структурированной воды...», — формулировка, обнаруженная сразу на 16 разных рекламных сайтах, исходник найти не удалось.

«…Изучение кораллов санго показало, что они состоят из кальция, магния, калия, натрия и большого количества жизненно важных редких микроэлементов… Порошок кораллового кальция нерастворим в воде. Но при взаимодействии с водой он способен изменить физико-химические свойства воды…», — из рекламы «коралловой воды».

«Серебро — это уникальный природный антисептик, эффективный и практически безопасный для нас. …Ионы этого вещества способны уничтожать все болезнетворные бактерии и вирусы, при этом не трогая полезные бактерии... Недаром „серебряные“ препараты издавна применяли и применяют в медицинской практике… Лауреат Нобелевской премии известный ученый Роберт Сейнер сравнил прием коллоидного серебра с получением второго иммунитета…», — источник фразы установить не удалось она тотально заполонила интернет.

Важны ли ионы серебра

Подозреваю, что степень адекватности этих высказываний пояснять не нужно. Ни один из описанных экспериментов по меркам научной корректности не соответствовал даже уровню школьного кружка. Каждый из авторов ухитрялся хитро скомбинировать чистую правду с мутной ложью. Возьмем последнюю цитату, которая про «серебряную воду». Действительно, частицы этого элемента могут использоваться для борьбы с микроорганизмами. Они вмешиваются в метаболизм и размножение клеток, заменяя другие металлы, например кобальт. Микробы очень расстраиваются и гибнут. Это свойство использовалось людьми давно, когда не было ни современных фильтров, ни более эффективных антисептиков.

Ложь начинается с отсыла к Нобелевской премии. Я провел бурную ночь в поисках нобелевского лауреата с именем хоть как-то похожим на Роберт Сейнер. Такого не нашлось в списках ни по физиологии и медицине, ни по химии, ни по физике. Более того, нет сколько-нибудь известного ученого, занимающегося иммунитетом, которого бы звали похожим образом. Он существует только в многочисленных статьях (и на русском, и на английском) о пользе серебряной воды.

Второй обман связан с сохранением полезных бактерий. Ионы серебра не носят с собой справочника по микробиологии и атакуют любых микробов, да и вообще любые клетки.

Отсюда вытекает и третья, самая главная ложь — о безвредности серебра. Для него установлены предельно допустимые концентрации такие же, как для свинца — 0,05 миллиграмма на литр. В медицинских справочниках можно легко найти болезнь под названием аргироз, которая возникает, если человека регулярно пичкать серебром. Самый знаменитый случай — американский сенатор Стэн Джоунс, который не доверял «официальным» лекарствам и принимал серебро в лошадиных дозах. В итоге его кожа окрасилась в серо-голубой цвет. Но могло быть и хуже: «Поступление в организм очень высоких доз коллоидного Ag может привести к отеку легких и коме...», — пишет «Российский медицинский журнал».

Что касается задушевных разговоров с водой, то эмоции и слова действительно материальны — колебания воздуха, обмен сигналами между нейронами и все такое. Но могут ли они воздействовать на жидкость? Это очень спорное научное утверждение, которое нуждается в очень сильных аргументах. Нужна не одна банка с «приятным запахом», а тысячи подобных экспериментов в независимых лабораториях с четко контролируемыми параметрами. Но пока что вода улавливает эмоции только, если опыт проводит сам Масару Эмото или кто-то из его адептов вроде авторов «Международного журнала прикладных и фундаментальных исследований».

Есть ли у воды память

Разговоры о памяти воды ведутся и во вполне приличных научных сообществах. Не уверен, что здесь можно поставить окончательную жирную точку, увы, она получится расплывчатой.

Но лично мне показался убедительным обзор, опубликованный в журнале «Успехи физических наук» (УФН, № 2, 2014). И издание достаточно авторитетное, и авторы работы вполне «официальные» ученые из Пущино. Среди них Генрих Иваницкий — знаменитый российский биофизик, член-корреспондент Академии наук (настоящей), один из создателей советского заменителя крови — перфторана.

Я не буду пересказывать всю статью, в которой возможность «памяти воды» анализируется со всех сторон: конвекция, молекулярные структуры, термодинамика, резонансы, влияние электромагнитного поля и так далее. Желающие могут легко найти и прочитать эту публикацию — она написана весьма доступным языком.

Перейду сразу к выводам:

«Вода является важным партнером при образовании сравнительно долгоживущих структур как в технологических процессах, так и внутри живого организма. Кристаллогидраты, гидроксилы, коллоиды, гели, слизи, фосфолипидные мембраны, кости организмов и так далее — все эти конструктивные элементы живого организма формируются в водной среде с участием молекул и ионов воды. Тем не менее гипотеза о существовании памяти у чистой воды самой по себе опровергается результатами экспериментов, которые изложены в настоящем обзоре.

 ВО-ПЕРВЫХ, вода всегда находится в состоянии теплового самоперемешивания, следовательно, надежда на наличие в ней какого-либо информационного каркаса лишена оснований.

 ВО-ВТОРЫХ, гипотеза о существовании в воде долгоживущих структур, которые могли бы являться некоторыми информационными матрицами и служить элементами памяти, опровергается экспериментами.

 В-ТРЕТЬИХ, поведение воды на молекулярном уровне также не дает оснований для предположений о существовании долгоживущей памяти. Водородные связи, объединяющие молекулы воды, — слабые, а время жизни этих связей составляет несколько пикосекунд.

Наконец, гипотеза о том, что обработанная с помощью электромагнитных (или каких-то других) воздействий чистая вода помнит о самом факте воздействия, изменяя свои свойства, опровергнута экспериментом.

Таким образом, можно сделать обобщающий вывод: вода не обладает долговременной памятью о прошлых механических, магнитных и электромагнитных воздействиях или растворяемых в ней веществах. Время релаксации воды после любых воздействий — не более одних суток. После многократного разведения, приводящего к полному удалению из воды ранее содержавшихся в ней любых веществ, вода не помнит как о прошлом наличии в ней этих веществ, так и о прошлых внешних физических воздействиях на нее. Нет никаких оснований утверждать, что в воде существует распространяющаяся на весь ее объем молекулярная информационная матрица, которая могла бы служить долговременной памятью о воздействии на воду.

Подозреваю, что кто-то с этими выводами может не согласиться. Но стоит с уважением смотреть на стакан с чистой водой — не важно, помнит она что-то или нет.



Обложка: bizlit