Лучшее в интернетеКак использовать формат «Клуба Романтики», чтобы говорить о краже невест в Центральной Азии
Поговорили с создателями «Ласточки: Весна в Бишкеке»
Что ты сделаешь, если твою подругу похитили?
«Ласточки: Весна в Бишкеке» — игра в жанре интерактивной истории, сюжет которой строится вокруг традиции кражи невесты. Героиня — студентка журналистского факультета, которая мечтает о стажировке в модном журнале и ведет свой блог. Планы меняются, когда ее подругу похищают с целью выдать замуж.
В основу сюжета легли истории реальных женщин. Делать выбор игроку помогают заметки, составленные юристами, психологами и журналистами Кыргызстана. Сейчас у «Весны в Бишкеке» уже более 80 тысяч скачиваний в Google Play и AppStore: игра популярна не только в Кыргызстане, но и в Казахстане и России.
Поговорили с создательницами игры о проблеме кражи невест, принятии традиций и нестандартных способах поднять серьезные темы.
Автор: Малика Муханова
Редактор: ДАМИНА МУКИТАНОВА
Мария Середа
сценаристка
О сюжете
Основная тема — похищение невест и все связанные с этим проблемы. История про то, как в традиционном обществе оставаться собой и не изменять тому, во что веришь, а еще про дружбу и любовь. Она ориентирована не только на тех, кто сталкивался с этой традицией, но и тех, кто ищет себя в среде, где их не принимают.
Не каждый раз, когда в реальности у девочки крадут подругу, она вступается за нее и звонит правозащитникам
Ситуации с похищениями основаны на множестве проведенных интервью, поэтому персонажи ведут себя так, как вели бы в реальной жизни. Обращения в полицию, разговоры с родственниками и правозащитниками реалистичны. Это все может случиться в реальности, просто в игре все происходит более интенсивно. Для нас было важно, с одной стороны, сделать увлекательный сюжет, а с другой — отразить реальность.
Персонажи собирательные, но в большинстве из них можно узнать самих себя. Главная героиня — обычная девочка, которую интересуют мальчики, вечеринки и соцсети. В то же время она не боится идти против мнения большинства, вступается за подруг и отстаивает границы в отношениях с парнями. Не каждый раз, когда в реальности у девочки крадут подругу, она вступается за нее и звонит правозащитникам. Но на то и нужна игра, чтобы мы могли представить себе альтернативные модели поведения.
Знаю про случай, когда украденную девушку спасла ее подруга. Ворвалась в дом, где ее держали, и сказала: «Все, мы уходим». Надеемся, таких историй станет больше.
О формате
Мы придумали использовать формат «Клуба романтики» так, чтобы говорить на важные темы. Большие компании ориентируются на широкий рынок и отправляют героев в места, где всем интересно побывать: Европа, США и прочее. Мы хотели сделать то же самое, но в мире, где живет наша аудитория.
Игра феминистическая: девушка должна принимать решения и нести ответственность за свою жизнь и людей вокруг себя. Она взрослеет, не ломается под давлением социума и находит свое место в нем. Хотим, чтобы игра делала девушек сильнее и увереннее.
Нельзя просто сказать: «Все, уходите с вашими традициями»
Традиции — часть идентичности. С одной стороны, есть ты и твои желания, а с другой — традиционное общество, в котором ты выросла и где существуют близкие. Никуда не делась любимая консервативная бабушка, религиозная тетя и улицы, по которым мы все ходим. Нельзя просто сказать: «Все, уходите с вашими традициями».
«Весна в Бишкеке» — о том, как понять традиции и извлечь из них то, что важно и близко. А от того, что не нужно, — аккуратно защититься.
О целевой аудитории
Самая большая категория игроков — девушки в возрасте от 17 до 25 лет и девочки от 13 до 17. Сначала аудитория была преимущественно из Кыргызстана, после добавился Казахстан, и сейчас они почти сравнялись. Потом откуда-то Россия пришла, хотя мы не запускали рекламу на Россию: целились на Центральную Азию.
Изначальной целью было 25 000 скачиваний игры за год, в итоге за месяц достигли 70 000 скачиваний
Казахстан — большой растущий игровой рынок. Нам делают много предложений сделать игру на ту или иную актуальную для Казахстана тему. Пока ни на что не соглашаемся, но это ближайшая интересующая нас страна.
Изначальной целью было 25 000 скачиваний игры за год, в итоге за месяц достигли 70 000 скачиваний. Сейчас задача — наладить работу так, чтобы процессы шли гладко. Игроки жалуются на баги, но чтобы их починить, приложение нужно переписать на другом языке программирования. Чтобы писать новые истории, нужно наладить техпроцессы — значит, придется искать финансирование.
Не рассчитывали на мужскую аудиторию, хотя понятно, что проблема не решится без разговоров с парнями. Формат не мужской: не нужно стрелять, зарабатывать очки, невозможно выиграть или проиграть. Несмотря на это, отзывы периодически оставляют парни. Некоторые пишут, что дают главной героине имя сестры, представляя, какой эта история будет для нее. Это трогательно.
О планах
После выхода шестой главы сделаем небольшой перерыв и вернемся осенью с шестью новыми главами. Мы уже договорились с партнерами из UNICEF Кыргызстан, чтобы сделать в следующем году историю про проблему детских браков в Центральной Азии. Любую социальную проблему можно превратить в живую интересную историю, если над ней поколдовать.
Мунара Бекназарова
директорка фонда «Открытая линия»
О разработке
Меня пригласили на хакатон в Праге, куда я приехала с идеей по игре об «ала качуу». Сформировалась команда, в течение двух дней мы работали над концептом игры, который представили на хакатоне. Через некоторое время мне написала Мария Середа: ей понравилась концепция, и она захотела поработать с нами в качестве сценаристки. Разработкой занялся Владислав Касаткин, иллюстрациями Татьяна Зеленская, а Ирина Леу UX-дизайном.
О похищении невест
«Ала качуу» почему-то существует до сих пор в светском государстве. О том, что это преступление говорят только в узких кругах: в школах или университетах. До отдаленных сел, где это и происходит, информация не доходит. Зато там работает ролевая модель: многих крадут, никто не сопротивляется, не разводится. Ролевые модели создают цикличный круг.
Некоторые рассказали, что сами были участниками нескольких похищений и не рассматривают это как нарушение прав девушки — только как поддержку друга, который решил жениться
Последние данные ООН показывают, что где-то 12 % девушек в Кыргызстане похищают. Но во время написания сценария мы услышали множество историй девушек, которых самих похищали, или тех, у кого похитили сестру или подругу. Проблема существует, просто никто не проводит глубокое исследование.
Идея проекта в том, чтобы разорвать круг и показать девчонкам из отдаленных сел, что есть другие девушки, которые могут быть лидерами и знать свои права. Недавно разговаривала с молодыми людьми на эту тему. Они рассказали, что сами были участниками нескольких похищений и не рассматривают это как нарушение прав девушки — только как поддержку друга, который решил жениться. На семинарах девушки воспринимают проблему как нечто абстрактное и не думают, что им придется столкнуться с системой правосудия.
Если традиции нарушают чьи-то права, значит, от них нужно отказываться
Сюжет закручен на том, чтобы противостоять пережиткам прошлого и показать, что похищение человека — не традиция. Законы тоже говорят, что это не традиция, а уголовная ответственность. Мы говорим — ломайте стереотипы, пережитки. Если традиции нарушают чьи-то права, значит, от них нужно отказываться.
О влиянии проекта
Когда игра запустилась, я получила сообщение с благодарностью от одной женщины: инструкции, как вести себя в случае похищения, помогли ей спасти сестру. Я предложила правовую помощь, но она от нее отказалась: те люди были близкими друзьями родителей. Самое главное, что благодаря проекту удалось спасти жизнь девушки.
В отзывах благодарят за информацию про горячую линию 112, о том, как разговаривать с МВД и как писать заявление. Надеюсь, что эти знания никогда не пригодятся девушкам в реальной жизни.
Наш фонд предлагает и правовые решения — сопровождение в судах, лоббирование законов. Но когда мы говорим о проблеме через такой непринужденный формат, как мобильная игра, шанс быть услышанными повышается.
Комментарии
Подписаться