Совместно с сервисом онлайн-психологии Harmonia.kz мы подготовили спецпроект, в котором рассказываем три истории. Каждая — напоминание о том, как важно слышать и слушать себя по-настоящему. 

 

 

Галина Рыжкина, журналистка

Алкогольная зависимость

 

 

 

 

Две мучительные недели без сна и препаратов, с которыми я жила несколько лет, и от абстинентного синдрома, наконец, удалось избавиться. Дальше меня ждали групповая терапия и лекции. Но казалось, что все бесполезно — думала, с головой разберусь сама. Зачем кого-то слушать? 

Но все обернулось иначе. В реабилитационном центре деваться было некуда, поэтому стала обращать внимание на лекции, разговоры на групповой терапии. И как-то незаметно стала втягиваться в терапию, стала проводить целые дни с ребятами-реабилитантами, слушала их истории, много думала. Помню, как на лекции про детские травмы, заплакала. Оказалось, что их у меня хватает. И осенило: это мой шанс, я должна остаться и взять от ситуации по максимуму.  

И взяла. Оказалось, что младший брат, который обманул меня и привез в центр не на несколько дней, а на месяц, сделал для меня самое главное, что мог сделать любящий человек. Его решение соврать и оставить меня было не ошибкой, а моим спасением. В центре мне позже скажут, что у этого есть термин — жестокая любовь. И сейчас я за нее очень благодарна. Потому что до реабилитации я не жила.

 

 

Меньше всех на планете мне была интересна Галина Рыжкина. Никогда я не интересовалась, что происходит в ее голове. Что она чувствует и почему

 

 

О зависимости 

В какой-то момент съела 45 таблеток снотворного. Повезло, что оно было плохим и работало вполсилы — иначе бы не проснулась. Предугадать, что случится что-то подобное, проконтролировать — сложно. Ловишь себя в таком состоянии, когда уже летишь в обрыв. 

Все, что было до этого — постоянный туман и хроническая боль. Потому что десятки таблеток, запитые алкоголем, напрочь убивают память. А иначе я не могла: казалось, что если не выпью, не смогу выносить себя, свою жизнь, этот мир — жестокий и несправедливый. Казалось, что и строчки не напишу без бокала вина.

Потому что я никогда не умела переживать боль. Всю жизнь она для меня была основным триггером. Не знаю, как с ней справляться. Меньше всех на планете мне была интересна Галина Рыжкина. Никогда я не интересовалась, что происходит в ее голове. Что она чувствует и почему. В такие моменты каждая точка, каждая мышца в твоем теле — сплошная боль, накопившаяся агрессия, злость. Гора непонятых эмоций и чувств. 

Из праздности я никогда не пила. Употребляла только потому, что было слишком тяжело. Я одна воспитываю дочь, всю жизнь пашу, да еще и в журналистике — не самой простой и приятной профессии. 

Я совершенно не понимала своих эмоций и чувств. Проще всего было пойти обдолбаться, а не разбираться с головой и разговаривать с собой. 

 

 

О жизни в терапии

Сейчас я в терапии, прошло уже больше полугода. Стала слышать себя. А раньше никогда не понимала, почему я такая е*****я. Странная, категоричная. Которая делит мир только на черное и белое. Всегда казалось, что в моих бедах виноваты все вокруг. Виноват мир, виноваты политики, виноваты мои родители, мои родственники. Все вокруг виноваты. Так мыслит зависимый человек.

Мир сейчас такой же — жестокий, суровый и чудовищный. Но в терапии я стала другой. Теперь я принимаю мир. Без бокала, и без таблетки — и люблю его таким, какой он есть. Да, моя жизнь не стала сказочнее, в том плане, что она достаточно тяжелая. Я остаюсь журналистом, я человек высокой эмпатии. Пишу, работаю, и у меня есть масса проблем. Но моя психика стабильна. А раньше я и представить не могла, что взгляну на мир без бокала.

Шесть лет умирала и болела, но я благодарна своей зависимости. Без нее бы не нашла себя, не начала бы терапию. Не услышала бы своего внутреннего ребенка. Не стала бы разбираться с глубинными причинами своей депрессии. Я себя услышала, я не злюсь на себя. Мне не стыдно. 

 

 

Мир сейчас такой же — жестокий, суровый и чудовищный. Но в терапии я стала другой. Теперь я принимаю мир. Без бокала, и без таблетки — и люблю его таким, какой он есть

 

 

Мне нравится сегодня моя голова, мне нравится мое мышление, мне нравится то, как оно меняется. Я узнала, что у меня пограничное расстройство. И только сейчас начинаю многое о себе понимать и чувствовать. Я сейчас сорокатрехлетний ребенок. Все для меня в новинку. 

Не пить — классно. Раньше не могла представить, что когда-нибудь сяду за текст без бокала. Жить без обиды — классно. Потому что если обиделись — значит, поранились о что-то. О свои представления или ожидания о человеке. Но когда ты во всех смыслах трезвый, то понимаешь: у тебя больше нет искаженного взгляда на мир. Ты все видишь ровно так, как есть. 

Честно говоря, сейчас я впервые в жизни получаю удовольствие. 

 

 

 

 

О лечении зависимости в Казахстане 

Когда в Казахстане говорят о лечении зависимости или ее профилактике, почему-то практически никогда не говорят о ментальном здоровье. А ведь ментальное здоровье и зависимость связаны напрямую.

Зависимому человеку нужно помочь пересобрать его голову, выстроить новые нейронные связи, новое поведение, новые привычки. Это серьезная реставрация всего больного мозга, больного мышления.

 

 

О внимании к ментальному здоровью и терапии

Ментальное здоровье — такое же важное, как и общее физическое. Мы ведь пьем витамины, принимаем таблетки, ходим к врачу, когда что-то болит. Так почему нам часто кажется, что за годы жизни ничего страшного с нашей головой не случится? 

Зависимому человеку часто сложно признать свою зависимость. Но если ты находишь своим действиям всегда оправдание, значит, проблема есть. Если со своими друзьями ты встречаешься только с алкоголем, дорожками и всем остальным, и по-другому время никак не проходит, то это и не друзья. Встретиться в пятницу вечером, выпить с десяток бутылок, а потом закинуться мефом — очевидно, что это проблема. И никакие «я вовремя остановлюсь, я просто пока не хочу, но знаю, что могу» — не помогут.  

Если после таких эпизодов чувствуете вину, которую хочется залить алкоголем — это тоже проблема. Образуется неразрывный круг.

Да, менять себя — н***я не легко. Это продолжительный, сложный и неприятный процесс. Можно триста раз проговорить себе, что я заслуживаю любви. Но в эту же секунду ничего само собой не изменится. Здесь нужно время и силы.

 

 

Терапия помогает находить путь к себе. Жизнь становится легче, а трудности преодолимы

 

 

Есть базовые принципы, которые могут помочь. Это дисциплина — психику, особенно человека с пограничным расстройством, важно приучать к порядку: засыпать и просыпаться в одно время, заниматься делами по расписанию. Это сон — не четыре, не пять и даже не шесть часов.

Все ежедневные ритуалы очень простые и я не живу сейчас без них. Не живу без плана. Как человеку повышенной тревожности, мне важно, чтобы у меня был план. Это важная для психики опора, которая помогает не сбрасывать все на внешние раздражители. Эта опора не зависит от внешнего мира. 

Никто тебе не даст магического совета — сделай так, начни поступать так. Ко всему нужно прийти самостоятельно. Терапия помогает находить путь к себе. Жизнь становится легче, а трудности преодолимы.

Сейчас, после терапии, я понимаю: б***ь, да я же офигительная. 

 

 

Латина Сатарова, сертифицированный коуч

Бытовое насилие

 

 

 

 

Однажды мой парень просто потушил о мое лицо сигарету. Но самый ужасный день был, когда мы ругались в машине. Он остановился, вытащил и повалил меня на холодный асфальт и стал запинывать. 

Посреди — ничего, какой-то пустырь рядом с его домом. Ночь, никого вокруг. И я помню, как после очередного удара пронзила мысль: «У тебя дома сын, а ты сейчас можешь умереть». Впервые появился страх за свою жизнь.  

Уйти сразу я не могла. Потому что психика жертвы нарушена, тяжело поменять все в одночасье. Но я стала готовиться, искать статьи на тему психологии и абьюзивных отношений. Это было 10 лет назад и сделать это было сложно, а найти квалифицированных психологов или специальные центры — тем более. 

Было много попыток с моей стороны, но каждый раз он давил на меня. Однажды я выходила из офиса на парковку, а рядом он караулит. Пришлось просить директора и коллег, чтобы они вышли и помешали ему, а я смогла уехать.

Постоянно выслушивала его извинения и обещания измениться. Думала, ладно, никто не идеален, он меня любит, он изменится. И какое-то время все снова шло нормально, а потом круг по новой. И самое ужасное, что во всем обвиняют тебя, а ты это принимаешь. Потому что под ногами уже никакой почвы, потому что твоя личность уже стерта. Ты уже выучено беспомощный человек, благодарный просто за то, что на тебя вообще обратили внимание. 

 

 

Не могла себе позволить вернуться опять — в следующий раз мог быть труп

 

 

О жизни после 

Я прочитала десятки книг, материалов и научных работ по психологии. В основном это были зарубежные источники, потому что казахстанские медиа 10 лет несильно интересовались темой ментального здоровья, психологии. А обратиться к психологу было тоже сложно — квалифицированных кадров мало, а цены стояли высокие. 

Я каждый день приезжала в офис и мой день начинался с того, что я изучала психологию абьюзеров, жертвы, искала пути выхода. И знания мне помогли. Я поняла, что человек никогда не изменится. Поняла, что нужно обрывать все бесповоротно и даже не думать о возможности изменений. 

И когда он кинул в меня пачку сигарет, я бесповоротно ушла. Заблокировала все телефоны, не открывала ему дверь, избегала его. Я начала новую жизнь. Это было сложно, особенно когда включались паттерны поведения жертвы и стокгольмский синдром, когда хотелось изменить человека, сделать его лучше, спасти. Не могла себе позволить вернуться опять — в следующий раз мог быть труп. Потом даже узнала, что рекомендуют записывать все и фотографировать побои — чтобы ничего не забыть. Потому что иногда память стирает негативные события и прошлое кажется лучше, чем было на самом деле. 

 

 

Я теперь сама должна была стать себе другом и родителем

 

Первое время после разрыва чувствовала себя виноватой, какой-то не такой. Параллельно было ужасно стыдно, что я вообще в такой ситуации оказалась. Образованная, успешная, умная, а твой парень тебя избивает. 

Сложно еще и потому, что привыкла к эмоциональным качелям: сперва страдания, а потом теплые извинения. Поэтому нужно определять и понимать, что такое здоровые отношения, определять это для себя и не давать мыслям сбиться. Иначе так и будет тянуть к качелям.

Я теперь сама должна была стать себе другом и родителем. Нас ведь с детства воспитывают в сравнении с другими: «вот другие дети такие, а ты такая» и т.д. И когда я взрастила в себе внутреннего заботливого и любящего родителя, мне стало легче. Эта опора помогла. 

Сейчас я живу с заботливым мужем, который меня безмерно любит и уважает. А мне больше не нужны эмоциональные качели. 

 

 

О том, где начало насилия

Сложно сказать наверняка — насильник перед тобой или нет. Мой парень ухаживал, оказывал внимание и казался совершенно нормальным. Был мне очень близок. Правда, сейчас уже понимаю, что как только мы сблизились и романтика первых месяцев испарилась, он оказывал и психологические насилие. Постоянно говорил, что со мной что-то не так, что я не так одеваюсь, запрещал видеться с подругами, решал, с кем я должна общаться, а с кем нет. 

Все это тревожные звоночки. Мы все — свободные личности и никто не может посягать на нашу свободу. В том числе финансовую — когда настаивают на том, чтобы вы не работали, контролируют все расходы. Это тоже из желания владеть и контролировать, а не из любви. 

Вспоминаю, как ночью парень вывел меня на оживленную улицу за границей и ударил в живот. Проходящие мимо возмутились, на что парень ответил: «Да это жена моя». Пока к женщинам будет отношение как к чьей-то собственности, проблема не исчезнет.

У нас даже поп-культура — навязчик нездоровых отношений. Вспоминаю клипы Тимати или Билана, который преследует девушку и говорит, что она должна быть рядом. Мы росли на убеждениях, что истинная любовь это грубость, а настоящий мужчина тот, что берет топорной силой.

Нужно понимать: если у женщины не было в жизни насилия, это не ее заслуга — ей просто повезло. У нас ужасный виктимблейминг. Можно открыть любой пост про насилие и увидеть комментарии в духе «ой, она так была одета, неудивительно», «а что она делала в клубе в два ночи?» Не важно, что делает женщина, она точно не стремится быть изнасилованной или убитой.

Сейчас нет безопасной среды для жертв насилия, чтобы они могли рассказать о своем опыте. Вместо этого, жертвам насилия приходится молчать и бояться осуждения. Общество должно осознавать масштаб проблемы. Почему случай Салтанат Нукеновой задел всю страну? Не только потому, что в убийстве обвиняют экс-министра, но и потому что у Салтанат образ очень успешной, доброй девушки. У нее была карьера, прекрасная семья, перспективное будущее. Это повергло в шок общество. Люди наконец стали понимать, что насилие может коснуться кого угодно. 

 

 

О ментальном здоровье 

Каждой и каждому нужна крепкая опора — внутренний друг и родитель, которые не дадут забыть о себе, мечтах, желаниях и своей ценности. Как только опора слабеет, важно себя отвлекать, заниматься хобби, вспомнить, что вы любили делать в детстве. Потому что ментальное здоровье — это основа.  

Сейчас я понимаю, как важно себя и свои чувства контролировать. Это не значит запрещать их. Просто нужно не уходить с головой в самобичевание, а владеть ситуацией. Задать себе вопросы: «Что ты делаешь и для чего, почему, что ты чувствуешь, когда думаешь об этом?» Со временем, когда жизнь наполняется и обретает новые краски, становится легче — места для страданий и отрицательных не остается.

Понимаю, как важно заботиться о себе и ставить свою жизнь на первое место. Но это не про эгоизм. Это про то, что сначала нужно спасти себя, чтобы мочь помогать другим.

Здорово, когда есть дорожная карта жизни, где прописаны ценности, цели и конечные точки, к которым хочется прийти в жизни. Это помогает не принимать пустых решений и слышать себя, не идти на поводу у других.

Еще я всегда задаю себе вопросы: «Почему я хочу вот так сделать или почему я уже так сделала, что мне это дает?» Это как работа над ошибками в школе — помогает понять, что и где пошло не так, чтобы не повторить их в будущем.

У нас часто идет давление на ментальное здоровье, потому что мы постоянно сравниваем себя с другими людьми. Но гораздо лучше и продуктивнее сравнивать себя с самой собой какое-то время назад. 

Я сейчас стараюсь следить за физическим здоровьем и питанием. Потому что оно влияет на наше общее состояние. Если тело в стрессе, а из еды только перекус да кофе — то шанс испортить себе и другим настроение в разы возрастает.

И самое главное — знайте, что с вами все окей. Знайте, что трудности преодолимы, а вы можете все, пока в это верите.

 

 

Константин Герлих, исполнительный директор

Проблемы в бизнесе и отношениях

 

 

 

 

Я директор крупной медиа-компании. График наполнен постоянными мероприятиями: открытия, конференции, встречи с партнерами, какие-то тематические вечера. Список нескончаем и подкреплен вином, шампанским и прочим алкоголем. 

День кончается. На утро в зеркале опустошенный ты. С проблемами на работе, в личной жизни и отвращением к себе. А потом несколько часов в день, которые уходят на негативные мысли, разбор неудач в прошлом и отсутствие веры в будущее. 

Я осознал, сколько это занимает у меня времени и сил и решил, что пора обратиться к психологу. Благо, я был готов к работе над собой, потому что понимал: если кажется, что вокруг все мудаки, скорее всего мудак — ты. 

 

 

Признать свои слабости могут только сильные люди

 

 

О том, как поменялась жизнь 

Изменения начинаешь замечать практически сразу. Находишь ответы на вопросы или хотя бы понимаешь, где их теперь искать. Потому что часто кажется, что проблема в чем-то одном, а на деле оказывается в совершенно противоположном. 

А когда находишь проблему и откуда она идет, уже в разы проще ее решить. И потом, не после первого сеанса конечно, но ты замечаешь, как меняются твои мысли, твое самочувствие, отношения с другими людьми. И люди это замечают. 

Я стал отслеживать свои эмоции и связь с ситуациями, после которых они возникают. Так стало гораздо проще понимать, что именно раздражает и выводит из гармонии. Второе мое новое правило — медитировать. Это помогает не концентрироваться на плохом. А раньше мог из одной негативной мысли родить целую вселенную у себя в голове. 

После разговоров с психологом я понял, что мне будет лучше, если я исключу алкоголь из своей жизни. Даже в самых малых дозах. И я бросил пить. А после — отказался от сладкого и перестал курить.

В целом, жизнь за полтора года изменилась кардинально. И личная, и карьерная. Я добился крупнейшего роста показателей компании, а в этом году их даже удвоил. Наладились отношения внутри коллектива. Раньше из-за неуверенности и желания всем понравиться я строил рабочие отношения на панибратстве, а теперь понимаю, что так делать нельзя. Сейчас думаю о том, чтобы внедрить практику индивидуальных сессий с психологом к нам в команду. Психолог и внимание к себе помогли и помогают разобраться со всеми сферами жизни. 

 

 

О стереотипах в обществе

У нас вообще нет понимания, что такое ментальное здоровье и зачем за ним следить. Об этом не говорят в школах. Мы учим какие-то, как принято считать, фундаментальные вещи — математику, физику, биологию, историю — а себя не изучаем. Как устроено мышление, хотя бы базовые принципы заботы о своем ментальном здоровьем, — ничего этого нет. 

Отсюда, наверное, и масса стереотипов. О том, что психолог — это для психов. Что обращаются к ним только, когда произошло что-то совершенно невероятное и ужасное. 

Среди мужчин поход к психологу до сих пор табуирован. Если даже кто и посещает специалиста, то старается об этом не рассказывать. Потому что воспримут как слабого, нездорового. А быть слабым никто не хочет. Признать свои слабости могут только сильные люди.

У меня тоже спрашивали, зачем я хожу к психологу. Ну как зачем? Ответ простой: мне важнее моя жизнь, чем мнение окружающих. 

 

 

О важных правилах

Психолог нужен каждому в определенный момент в жизни. Но психологи не дают волшебных таблеток, после которых проблемы исчезают, а жизнь становится проще. Нужно быть готовым, что придется работать над собой, что в чем-то ты окажешься не прав. В этом и заключается работа психолога — помочь найти и указать проблему. И нужно с благодарностью это принять.

Конечно, когда идешь к психологу, хочешь считать, что во всех проблемах виноваты другие и им с ними разбираться, но в большинстве случаев дело в тебе или твоем отношении. При этом после того, как ты принимаешь эту печальное правило, жить становится проще.

Но: нельзя думать, что один-два раза ты сходил, и все наладилось. Нам по течению жизни, скорее всего, не раз будет полезным сходить к психологу. Я вот, например, если замечаю, как все вокруг начинают раздражать,как что-то опять начинает идти не так, сразу записываюсь к психологу. В ментальном здоровье, как и во многом в жизни, важна дисциплина. 

Потому что лучше проблему решать сразу, а не тогда, когда она комом превращается в катастрофу. Нужно быть готовым, что ты сам вряд ли преодолеешь сложности, либо потратишь очень-очень много времени, которого у нас очень-очень мало.

В конце концов лучше жалеть о том, что сделал, чем о том, чего не сделал. Пока не сходишь к психологу, точно не узнаешь, поможет он тебе или нет. Ты можешь даже никому не рассказывать, что ходишь к психологу — нет проблем. Но каково будет удивление, когда ты найдешь ответы на вопросы, которые годами оставались без внимания.

 

 

Harmonia.kz — это более 20 профессиональных психологов с многолетним опытом, которые помогают наладить самые разные сферы жизни. Подскажут, как исключить из нее токсичность, обеспечить спокойствие или найти общий язык — с собой и другими.