С конца мая в США неспокойно: в стране беспорядки и антирасистские протесты, вызванные смертью Джорджа Флойда — афроамериканца, который погиб в результате насильственных действий полицейских. Позже акции протестов вышли и за пределы США: во Франции, Нидерландах, Греции люди также выступали против расизма.

В соцсетях сейчас активно распространяются посты с хештегами #жизничерныхважны, #прекратитенасубивать, #янемогудышать. Так активисты хотят привлечь внимание общества к проблемам, с которыми сталкиваются афроамериканцы.

Мы поговорили с коренными афроказахстанцами о возможностях, менталитете, движении Black Lives Matter и о том, есть ли расизм в Казахстане.

Нина Сонга

танцовщица, модель

Об имени, детстве и корнях

Вообще, меня зовут Полина — производное от имени отца — Пол. Но по африканским традициям в имени присутствуют имена бабушек со сторон обоих родителей. Получается, что я Полина Нина Батту, а фамилия — Сонга.

Отец родом из Сьерра-Леоне, мама русская, алматинка. Родители познакомились в 90-е на студенческой вечеринке: тогда в страны СНГ на учебу приезжало много африканцев.

Так получилось, что с отцом сейчас практически не общаюсь: когда я была маленькой, он уехал в Лондон, пообещав забрать и нас с мамой, но не забрал. Мама все мое детство проработала, и я в основном находилась с бабушкой и дедушкой, поэтому влиятельнее оказалось русское воспитание. Чаще всего говорю, что во мне больше африканской крови. Но менталитет заложен казахстанский.

Но от корней не убежишь — стала интересоваться Африкой: их бытом, жизнью, культурой. Сейчас хочется побывать в Сьерра-Леоне, увидеть место, откуда идут корни. Еще хотелось бы побывать в туристической Африке — сравнить, как люди практически без цивилизации живут с теми, у кого есть вода и еда. Пока я поддерживаю связь с ребятами в местном алматинском комьюнити, все мы в хороших отношениях.

Меня даже в клубы, казалось, могли пустить в чем угодно из-за внешности

Меня даже в клубы, казалось, могли пустить в чем угодно из-за внешности

О школе и буллинге

Походы в школу для меня всегда были стрессом. Ведь там всегда есть какая-то градация: кто-то сильно популярный, кто-то сидит, забившись в угол. Я была ни туда, ни сюда: мальчики обзывались, издевались, девочки сторонились, хотя и не гнобили особо. Было и так, что не хотелось выходить из дома по нескольку месяцев, чтобы лишний раз не чувствовать негативное внимание со стороны окружающих. После окончания, бывало, встречала одноклассников: в итоге они признавались, что вели себя так, потому что я им нравилась.

Однако были друзья, которые поддерживали, говорили не обращать внимания на нападки маленького общества. Раньше не могло ни минуты пройти, чтобы мне кто-то что-то не сказал, не посмотрел. Бывало, стою в очереди, а люди начинали трогать мои волосы. Я спрашивала, что они делают, а они: «А что нельзя?» Такое встречается и сейчас, но реже, люди стали толерантнее, да и я реагирую спокойнее. Хотя смотреть на меня, конечно, продолжают.

Бывают еще и видимые нюансы. Хоть я и русская наполовину, но генетика распределила некоторые вещи в моей внешности так, что иногда подбираешь особые методы ухода. Раньше мне было сложнее подобрать тональное средство, к примеру, чем сейчас. Но труднее всего с волосами: они у меня очень кудрявые. Так, если волосы выпадают, они цепляются друг за друга. Такие волосы расчесывают редко: я делаю это 2 раза в месяц. Увидевший то, как я собираю их огромный комок, может подумать: «Ты что, лысеешь?» Это выглядит страшновато. Но нет, просто расчесывать их сложнее и уход нужен специальный.

О жизни в Казахстане: принятие себя, работа и отношения

Кардинальные изменения наступили, когда в 15 я ушла из гимнастики и занялась танцами. На первом занятии все были в шоке, и я подумала: «Ну, началось. Как обычно». Когда зашла в раздевалку, девочки окружили меня и просто смотрели. Я даже не могла переодеться, думала: «Что вам от меня надо?». Но в итоге оказалось, что они просто были в восторге от меня, говорили: «Блин, ты такая красивая, классно танцуешь, тренер сделает из тебя звезду!» Благодаря танцам и людям, которые окружали в то время, начала себя принимать и практически перестала обращать внимание на то, что происходит вокруг.

Это научило меня во всем видеть плюсы. Так как я творческий человек, меня очень часто зовут на съемки, а из-за цвета кожи на многих проектах смотрюсь еще эффектней. Меня даже в клубы, казалось, могли пустить в чем угодно из-за внешности. Тот факт, что я другая, подарил правильное отношение к другим людям: без рамок, клише и границ. Я абсолютно лояльна ко всем национальностям и расам.

Когда встречалась с казахами, то через какое-то время слышала: «Извини, я не смогу на тебе жениться»

Когда встречалась с казахами, то через какое-то время слышала: «Извини, я не смогу на тебе жениться»

Однако есть и проблемы. Например, в отношениях. Когда встречалась с казахами, то через какое-то время слышала: «Извини, я не смогу на тебе жениться». Все из-за того, что их родители видят женами только казашек. Даже разговоры о том, что уже 2020-ый год и это не их жизнь, ничего не меняют. Были отношения и с русскими — на них родители не оказывают такого влияния. У парней африканцев в этом плане легче, берут в жены казашек и живут спокойно.

Но меня сейчас отношения не интересуют: живу, работаю, занимаюсь собой, своим Инстаграмом, съемками. А так бабушка всегда говорила, что, скорее всего, мне нужно будет отсюда уехать, что здесь я никого не найду.

«Убийство Джорджа Флойда — последняя капля»: Казахстанец о ситуации в США

перейти

Отношение к BLM

Когда я посмотрела видео с задержанием Джорджа Флойда, появились слезы. Душой я поддерживаю тех, кто митингует. Позже узнала, что он бывший преступник, а хоронили  его в золотом гробу. Мне это показалось перебором. Мои друзья из Америки говорят, что расизм реален в США, но масштабы беспорядков с ним несоизмеримы. Митинги за права с мародерством, грабежами и насилием не имеют между собой ничего общего. Я видела много видео, где пожилые чернокожие выходят со слезами на глазах и говорят: «Вы за черных, но при этом вы грабите своих же». Конкретно такие действия я не поддерживаю, так нельзя.

Тем не менее, я часто думаю о том, чтобы поехать в Америку — для творческих людей там много перспектив. Я ведь не только танцами занимаюсь: еще диджеинг, съемки, музыка.

В Казахстане расизма нет: африканцев мало и мы, наоборот, друг друга поддерживаем. Я не могу говорить за них, потому что не разговаривала с ними на эту тему, но мне кажется, просто потому что они коренные, у них все хорошо, их это не задевает даже косвенно. Меня трогает потому, что, наверное, я уже задумываюсь об Америке.

Общество людей однозначно переменится с течением времени. Нужно обязательно приучать детей к тому, что люди бывают разные. Я понимаю, что в Казахстане преимущественно все азиаты, но нужно объяснять: есть разные национальности, расы и ко всем нужно относиться одинаково.

Марселен Камате

шоумен, актер

О детстве в Таразе

Я по национальности полумалиец, полурусский. Но на протяжении десяти лет позиционирую себя как афроказах. Отец из Западной Африки, Мали, мама — русская, из Германии. Родители познакомились, когда оба приехали по обмену в Казахстан.

Менталитет получился полностью казахский, даже местные африканцы, когда видят меня, то говорят: «Блин, ты настоящий казах». Отец сейчас в Мали, но думаю съездить туда как-нибудь, а потом обязательно вернуться — не представляю себя ни в какой другой стране, кроме Казахстана.

Я родился в Алматы, но рос в Таразе. Был ребенком района: занимался боксом, дрался с ребятами из параллельных классов, хулиганил. Но цвет кожи тут был не при чем — дрались и братья казахи с братьями казахами. Каждый таразский пацан проходил через это.

В Таразе приобщился к исламу. Помню, тогда был Курбан байрам, и все несколько дней читали Коран. Слова из Корана меня вдохновили, и я даже начал учить арабский язык. Там же, в Таразе, я в совершенстве овладел и казахским языком. Он помог мне найти новых друзей и знакомых. Я вообще всегда стремился объединяться, дружить с ребятами. Никто меня по цвету кожи не отделял, рос как полноценный казах. Казахский язык мне подарил очень хороших, верных друзей.

Часто меня спрашивают  о настоящей африканской жизни. Откуда я о ней знаю?

Часто меня спрашивают о настоящей африканской жизни. Откуда я о ней знаю?

О казахском языке, стереотипах и поддержке

Мне приходилось слышать, что живущие в Казахстане должны знать казахский язык. Я на 99,9 % с этим согласен. Был период, когда я активно сотрудничал со структурой в Джамбылской области, которая занимается языком и культурой. Я тогда по всем компаниям ходил и требовал, чтобы там разговаривали на казахском языке. Считаю что если человек родился и живет в Казахстане, он должен знать казахский.

Бывает, слышу от некоторых: «То, что ты черный и знаешь казахский язык, спасает тебя». Я с этим не согласен — я внешность не использовал. Просто мне с детства нравилось участвовать в театре, играть футбол, выступать в КВН. Мне нравится добрая и смешная аура вокруг себя.

Говорят, что африканский народ должен уметь бегать, читать рэп — это все тупые стереотипы. Каждый человек, вне зависимости белый он, черный или желтый, имеет право на то, о чем он мечтает, и делать то, что хочет. Часто меня спрашивают о настоящей африканской жизни. Откуда я о ней знаю? Нужно спрашивать у настоящего африканца, а не меня. Меня можно спросить о том, каково быть афроказахом в Казахстане.

Я горжусь своими корнями и мульти культурностью. Но чувствую себя больше казахстанцем. Потому что получал воспитание по-казахски, жил в казахском районе, дружил с казахами, взятки давал по-казахски. Шучу, взятки не давал.

Отношения, соблюдение культур в доме и разница

В школьное время я был скромным — отношения меня не интересовали. Футбол, футбол, а девочки потом. Когда поступил в колледж, занялся творчеством, раскрылся, познакомился с девушкой — своей нынешней женой.

Мы живем, придерживаясь свободных традиций: я уважаю каждый выбор своей жены, как и она мой. Если она хочет чего-то, что противоречит моим традициям, она может это сделать. Все праздники отмечаем вместе — и с казахской, и африканской, и татарской семьями.

Казахстанки и африканки между собой отличаются, наверное, какой-то энергией. Наши девушки более традиционные. Африканцы же, и девчонки, и пацаны, любят потанцевать, попеть — в общем, повеселиться. Но обобщать нельзя: «Бес саусақ бірдей емес».

О движении #BLM

Сейчас мы видим все, что происходит в мире, весь этот кипишь. То, что происходит в Америке — это очень печально. Я не знаю, насколько расизм масштабен в Америке, потому что я там не был. Но я верю только в лучшее, что там все образуется. Если говорить о проблемах в Казахстане — их полно и без расизма: власти часто играют с нами, гражданами, в политические игры. Но мы, казахи, смышленый народ.

Хочется, чтобы в мире не было деления на черных, белых, желтых. Все же понимают, что, когда умираем, мы не выбираем места, национальности. «Давай-ка, я сегодня умру в Лас-Вегасе», — нет, так не бывает. Все мы едины, все мы люди и всех нас объединяет то, что каждый — человек. Может, у кого-то разные религии и взгляды на жизнь, но все же все мы люди. Хочется, чтобы в мире всегда люди друг другу говорили: «Привет, брат мой!»

Майкл Мкпо

моушндизайнер

О детстве и жизни в Нигерии

Родители познакомились, когда отец приехал из Нигерии в Казахстан по работе. Языка он совсем не знал и как-то раз ему потребовалась помощь. Мимо шла мама, а она как раз знала английский, отозвалась, помогла ему. Так они и познакомились. Получается, что я наполовину нигериец, русский и казах — мама метиска.

Когда мне исполнилось восемь, уехали в Нигерию: отец хотел познакомить с родной культурой. В Африке было интересно, все не так как в Казахстане: от отсутствия необходимости покупать теплую одежду до празднования Нового года без снега.

Большую часть времени проводил в школе, занимался плаванием, футболом. Футбол там, кстати, целая культура — с друзьями мы играли в футбол, смотрели футбол, и соревновались друг с другом на приставке тоже в футбол. Соревновались и в учебе — все стремятся получить хорошие оценки, чтобы получить грант и попасть в хорошую школу.

Но через шесть лет мы с вернулись на родину, потому что в Нигерии стало небезопасно: участились террористические атаки на христиан. Однако отец остался: у него там работа, дом, близкие. Несмотря на это, родители не развелись: между ними все хорошо, как было и будет.

В Нигерии люди почти все одинаковые — религиозные, спокойные. Здесь все разные: и по характеру, и по национальности, и по религии

В Нигерии люди почти все одинаковые — религиозные, спокойные. Здесь все разные: и по характеру, и по национальности, и по религии

О возвращении и жизни в Казахстане

По возвращении в Казахстан начисто забыл русский. Пришлось учить заново. Заново и привыкал к стране, исследовал ее: больше гулял, знакомился с людьми. В Нигерии люди почти все одинаковые — религиозные, спокойные. Здесь все разные: и по характеру, и по национальности, и по религии. Для меня это было в новинку. А еще в Казахстане люди гостеприимные: всегда знакомят с культурой и традициями иностранцев. Сам я открыт к любым людям: мне без разницы, у кого какой характер, религия или культура.

Конечно, здесь ко мне относятся с повышенным вниманием. Так было с детства, но никакого буллинга или давления я не испытывал. Единственное — говорили: «О! Смотри. Негр идет». Хотя меня это никак не задевало, было пофиг. Родители всегда учили не обращать на это внимания.

Когда ты африканец в Казахстане, от тебя всегда ждут какой-то интересной истории, общения. Но я ничем не отличаюсь от любого другого человека. К тому же, всегда был довольно скромным. Хотя в школе такая популярность шла на пользу — ко мне по-доброму относились, делали поблажки.

После школы я отучился на программиста в колледже. Потом решил уйти в творчество и заняться моушндизайном. Сейчас думаю попробовать музыку или актерство. В Казахстане чернокожим легко работать в медиа — мы до сих пор вновинку. Но цвет кожи в своих интересах я никогда не использовал.

Единственное место, где внимания было меньше — армия. Перед службой сомневался, не понимал, хочется ли мне этого. Все таки есть масса стереотипов о дедовщине. Но я дал обещание бабушке и его нужно было сдержать. Однако, все обошлось — мне очень повезло с призывом, все относились ко мне, как и к другим. Первое время даже не верили, что я нигериец. Думали, шымкентский. Я не жалею, что отслужил. В армии обзавелся друзьями с самых разных краев страны.

Служба проходила в Семее, и это первый раз, когда я оказался за пределами дома, не считая Нигерии в детстве. Теперь хочется побывать и в других городах Казахстана, а потом и мира — посмотреть как люди живут.

Об отношениях и разнице культур

Цвет кожи всегда притягивал ко мне внимание, в том числе девушек. Но я всегда был довольно скромным. Любые нигерийские родители, к примеру, вообще не разрешают подросткам встречаться и строить отношения. Можно только дружить.

Были случаи, когда начинались отношения, но родители девушки были против: по религиозным и национальным причинам. Думаю, здесь важно доказать, что у тебя серьезные намерения, изучить традиции, показать, что ничем не отличаешься от казахов. Уверен, когда поженюсь, в доме все будет наравне: ее культура и моя, ее традиции и мои.

Есть люди, которые смотрят на нас как на каких-то клоунов

Есть люди, которые смотрят на нас как на каких-то клоунов

О #BLM и Казахстане

Когда слышу о событиях, подобным тем, что в Америке, — становится немного страшно. Проблема Америки и в том, что там разрозненность даже между самими чернокожими: бывает, что афроамериканцы не принимают африканцев. У африканцев возможностей в США даже еще меньше, чем у афроамериканцев, поэтому им приходится заниматься криминальными вещами, чтобы выжить. Нужно, чтобы обе стороны осознали то, что как ни крути — они африканцы, несмотря на то, что живут на разных континентах.

В Казахстане же у африканцев возможностей даже больше, чем у остальных. Особенно в медиа. Хоть мы и коренные казахстанцы, нам продолжают удивляться: людям нравится, если мы разговариваем на казахском, развлекаем их, — для них это до сих пор что-то новое.

Есть люди, которые смотрят на нас как на каких-то клоунов. Я на такое закрываю глаза, объясняться что-то в таком случае нет смысла. Нужно, чтобы люди принимали разные национальности, страна у нас многонациональная — должны уже привыкнуть к этому. Нежели тыкать пальцем, лучше подойти и познакомиться с этим человеком, узнать его поближе. Все мы люди и не стоит делить кого-то на расы и нации.