ИнтервьюЭмир Байгазин: «Индустрия кино — как море при живописном закате, но на его дне много острых камней»
Режиссер — о требованиях к команде, Сатурне в натальной карте и планах
Эмир Байгазин – казахстанский режиссер, призер международных фестивалей. 28 марта 2019 года в казахстанский прокат вышла его картина «Река» ― последняя часть трилогии об Аслане, за которую он был удостоен Приза «Лучший режиссер» программы «Горизонты» на 75 Венецианском кинофестивале.
Эмир Байгазин редко дает интервью казахстанским изданиям. Но нам удалось связаться с режиссером и узнать, где он находит актеров, как подходит к съемкам и какие фильмы планирует снять.
Съемочный процесс
— Расскажите, пожалуйста, в чем особенности вашего стиля?
— Для меня важна «внутреняя стенка» фильма. Также я оставляю в кино то, что считаю необходимым, расстраивая сотрудников тем, что многое отправляю в «корзину». Есть красота, а есть красивость. Если на монтаже ты сохраняешь холодное сердце и думаешь о внутреннем, невидимом развитии фильма, то получается первое. Тогда кадры «выжигают» экран и цепляют глаз.
— Где вы находите идеи? Чем вдохновляетесь?
— Вдохновение — это инсайт, что есть решение в ходе внутренней работы. Чтобы решение пришло быстро, можно влюбиться. Иногда, когда утомляюсь от творческой рефлексии, погружаюсь в мирскую жизнь. Нечастое появление в СМИ дает возможность общаться с людьми без барьеров. Меня вдруг начинают посещать много идей, которые я записываю.
— Какой вы на съемочной площадке? Как доносите свое видение?
— Если говорить эзотерически, большое место в моей натальной карте занимает Сатурн. Строгость, требовательность, упрямость, следование своему ритму, нелюбовь к спиртным напиткам и развлекательным местам — все это у меня от него. Мне важно, чтобы не только качественно было сделано дело, но и быстро. Когда на площадку приносят Easyrig или Steadycam (системы стабилизации — Прим. ред.) и полчаса не могут настроить их, мне тяжело сдержаться.
Что касается команды, я благодарен тому, что у меня есть очень хороший костяк: люди, с которыми я отработал несколько проектов. Каждый новый проект я обсуждаю с ними. Каждый отснятый фильм стирает проходных сотрудников и дает несколько прекрасных, с которыми ты идешь дальше.
«Мрачно искрящаяся, обучающая, сюрреалистическая притча… В третий раз казахстанский режиссер Эмир Байгазин сделал своей темой сухую, тревожную историю совершеннолетия подростка по имени Аслан. Но это не тот же самый мальчик, и хотя строгий, клинический перфекционизм эстетики безошибочен, это другой фильм».
Variety
— Вы часто снимаете непрофессиональных актеров, как вы их находите?
— Главное — найти персонажа у себя в голове и сердце. Дальше — довериться Вселенной, и он к тебе притянется. Исполнительница главной роли в «Звездах» Татьяна Сим продавала попкорн в кинотеатре. Мы пригласили ее на пробы, она удивила нас. Совершенно неважно, профессионал это или человек с улицы. Главное, чтобы твой актер вдохновлял тебя.
— Какой ваш самый большой режиссерский страх?
— Погодные условия, природные стихии могут подорвать твои планы. Важно сохранить мужество и работать дальше. Во всем есть плюсы. Ближе к началу съемок на «Реке» пошел ливень. Вся работа по интерьеру в доме пошла коту под хвост. Надо было менять и переделывать многое. Мы немного отстали от графика, однако, этот ливень придал нужную фактуру наружной части дома. Художники так не смогли бы сделать, а навести порядок в интерьере им удалось. Что касается страхов, пока мы снимали братьев на реке, они были. Режиссер/оператор всегда может забыть, что актер устал или замерз, пока он пытается схватить волшебное мгновение, глядя в видоискатель камеры.
— Требовательны ли вы на пост-продакшне?
— Пост-продакш моих картин проходит в Европе. В зависимости от того, какая страна меня поддерживает. Многое у них выстроено хорошо, достаточно синхронизировать с ними определенные вещи.
—Ваши картины всегда пронзительны и многослойны, они получают награды и признания, но есть ли моменты, которыми остаетесь недовольны? Вы перфекционист?
— Вероятнее всего, да. Но многое зависит от настроения. Пока ты делаешь фильм, ты всегда находишь какие-то огрехи, борешься с ними, исключаешь, радуешься. Словно играешь в пинг-понг со своим произведением. Но в какой-то момент надо остановиться и принять свое кино. Соглашаешься с великим Леонардо, считавшим, что настоящее произведение искусства не может быть закончено, оно может быть только заброшено.
«Стиль Эмира Байгазина узнаваем в каждом кадре — это чудо изящной композиции, его образы дышат в интерьерах дома, сельских экстерьерах и в экспансивной красоте природы вокруг, как дополнение к пониманию неторопливого развития драмы. Режиссер впервые выступает в качестве оператора фильма. Широкие кадры мастерски откалиброваны с точки зрения пространственной динамики, а персонажи фиксированы или перемещаются естественно, без излишней хореографической выстроенности. «Река» — странный и притягательный образ загадочного путешествия за пределы арт-хауса. Настолько она визуально восхитительна и богата гуманистическими наблюдениями».
Hollywood Reporter
— Что вызывает сложности при производстве картины?
— Сложностей, если у тебя есть сильное желание снимать, практически нет. Иногда режиссеру сложно найти финансирование. Все проходят через это. Если нет финансирования, надо выходить и снимать своими силами. Главное — с собой договориться. С небольшим финансированием у меня была создана картина «Хотите посмотреть на звезды?» Так я планирую снять две следующие картины «Трилогии пробуждения». Сценарии к ним готовы. Но я не тороплюсь с этими проектами.
— Что было самым сложным в работе над трилогией, а что самым приятным?
— Сложное всегда — непонимание, которое иногда возникает на площадке. Приятное — осознание единства цели: сделать достойный фильм. Все хотят гордиться картиной, над которой работали.
Все хотят гордиться картиной, над которой работали
— Как выглядит ваша картина мечты?
Я читал книгу об одном писателе. Не буду называть его имени. Прожил он много. О нем писалось: он сидел и улыбался. Было впечатление, что перед нами человек решенных вопросов. Я тоже этого хочу, так как каждый мой фильм - это несколько вопросов, которые я решаю. И очень рад, когда я делаю это не один.
— Какие темы вечны?
— Любовь и смерть. Все идеи, сюжеты, концепции относительны этих двух понятий.
«Заключительный фильм в Трилогии Аслана режиссера Эмира Байгазина («Уроки гармонии» , 2013, и «Раненый ангел», 2016), «Өзен» («Река») — это завораживающая притча угнетения и освобождения. Выдержанный и характерно строгий, он бросает вызов- заклинание, призывающий к себе рискованных, свободно мыслящих дистрибьюторов бескомпромиссного авторского кино.
В кинематографическом стиле Эмира Байгазина всегда есть скрытый смысл повествования, заставляющий задуматься о тайнах, исследующих вопросы личной свободы, искушения и семейных связей».
Screen Daily
Фестивали
— Как вы отреагировали на Специальный Приз «За достижения в красоте мирового кинематографа»?
В августе 2018 года на кинофестивале Anonimul в Румынии состоялась ретроспектива фильмов Эмира Байгазина. Казахстанскому режиссеру вручили Приз «За достижения в красоте мирового кинематографа».
— Это приз, который вручается фестивалем режиссеру за его заслуги. После чего делают его ретроспективу. Фестиваль проходил в Румынии на Черном море. Я был крайне удивлен, так как до меня подобный приз вручался мэтрам Кену Лоучу или Нури Бильге Джейлану.
— Что из себя представлял грант «Золотого глобуса»? Как вы проводили время в Лос-Анджелесе?
— Возможность встречаться и непосредственно общаться с профессионалами из американской киноиндустрии. Еще я планировал отдохнуть на берегу Тихого океана, подумать о своей жизни. Но в последний момент взял в аренду 16 мм-камеру и затеял съемки. Никакого релакса, как вы понимаете, не было. Опять уходило солнце, опять надо было принимать быстрые решения. В один момент я ощутил, что чувствую себя как на Или.
— Какой фестиваль стал самым запоминающимся?
— Самым запоминающимся, наверное, был фестиваль в Венеции. Я долго думал, оставаться ли мне до конца, но улетел в Торонто. Там мне удалось оказаться на Ниагарском водопаде. Какая необыкновенная энергия у него. Я не очень удивился, когда девушка, с которой я смотрел на этот водопад, сказала: давай посмотрим еще раз. И мы снова пошли на корабль. Как сошли с него, вновь погрузились в молчание, совершенно не замечая толпы вокруг.
Настоящее произведение искусства не может быть закончено, оно может быть только заброшено
— Расскажите о стереотипах о фестивалях? Обязательно ли снимать негатив, даже если он не успешен среди масс?
— Совершенно нет такой необходимости. Можно выигрывать на фестивале без «чернухи» или «жесткача». Это своего рода вызов самому себе. Сможешь удивить искушенную публику чистотой формы и красотой мысли? Спиритуальная часть в творчестве наиболее интересна мне, и я всегда об этом говорил.
— Как вы относитесь к оценке критиков? Чье мнение считаете важным?
— Как продюсеру, мне важен фидбэк прессы. Международная пресса крайне важна для релизов картины в других странах. Рецензии всегда подтверждают справедливость получения приза. Как режиссеру, мне, чаще всего, все равно. На то ты и занимаешься авторским кино, чтобы «забить» на мнение других и делать свое. Но к киноведам, каких в мире единицы, я иногда прислушиваюсь.
Клипмейкинг и фотография
— Расскажите о клипе «Жүрек» для Aigül? Как вы подошли к съемкам? Как пришла идея?
— Когда Aigül стала писать классные песни, я обещал ей снять видео. Время проходило, я был занят своими фильмами. Она написала песен на целый альбом. В какой-то момент я почувствовал, что снова говорить о своей занятости просто неприлично. Прилетел из Токио, в день съемок удачно выпал снег и над водой поднялся пар. Мы сняли «Жүрек» и «Break of Dawn». И я снова улетел.
— Вы также увлекаетесь фото. Сколько времени ей уделяете? Что для вас фото?
— Я фотографирую на пленку, при этом совершенно не брезгую цифрой. Все зависит от концепции. В черно-белой фотографии очень много экспрессии, в цвете — больше покоя, хотя многие считают наоборот. Главное правило — не ретушировать то, что было снято в цвете на цифровой фотоаппарат. Сейчас ведется работа с галереями, где будут представлены мои фотоработы.
Планы
— Как вы изменились за последние 10 лет? Как изменились мечты, цели и темы, о которых вам теперь хочется говорить?
— Сильно я не поменялся — все так же много времени посвящаю творчеству. Единственно, вопрос, верно ли это, задаю себе чаще. Когда Аки Каурисмяки — один из моих любимых режиссеров — хочет завязать с кино и говорит, что у него есть и своя жизнь, я его хорошо понимаю. Кино забирает много времени. Иногда мне кажется, что чьи-то дети растут по часам. Жить в мире идей, имея возможность реализовать то, что посетило тебя, пока ты ждал кофе — прекрасно. Но это сильно поглощает тебя.
Можно выигрывать на фестивале без «чернухи» или «жесткача»
— Что вы будете снимать через десять лет?
— Десять лет назад не было такого активного пользования интернет-ресурсами и аккаунтами, не было вотсапов и прочего. Иногда мы удивляемся, когда видим, как мир меняется на глазах, и интернет уже есть на борту самолетов во время полета. Но если подумать о наших родителях, так они телевизоры первые застали и радиоприемники, а сейчас строчат сообщения на телефонах.
Я говорю о том, что мир меняется, а мне хочется оставить несколько прекрасных картин, когда люди были другими и время протекало иначе. В детстве у меня была собака. Она развязалась и пошла со мной в школу. Всю дорогу я гнал ее от себя и просил вернуться во двор. Шел по сугробам. Она все следом шла. У школы я начал переживать за нее, надо было уже заходить. Она смотрела на меня. Мне пришлось снова бежать домой и периодически кричать на нее. Ей было весело, она думала, я с ней играю. Прибежав домой, я сорвался в крике на родных и в слезах снова помчался в школу. Я проклинал весь мир, но собаку домой возвратил. Сегодня такая история вряд ли повторится. Достаточно взять телефон и сообщить.
— Каким будет ваш продакшн?
— Я не строю больших планов, но какие-то мысли есть. Хочется делиться опытом с молодыми, так как порой знаешь, что можешь объяснить за 4 часа то, чему обучают несколько лет в образовательных учреждениях. Я сам не очень любил учиться в академии. Время сегодня другое. Всему можно обучить гораздо быстрее.
— Какой совет вы можете дать тем, кто хочет начать работать в индустрии кино?
— Я хочу сказать, что индустрия кино — как море при живописном закате, на дне которого очень много острых камней. Также очень много смеха в кинопроизводстве, который будет спасать вас от стресса.
Комментарии
Подписаться