OYU FEST — фестиваль казахстанской популярной музыки, впервые прошедший в июле 2022 года. Он берет свое начало с музыкального проекта OYU Live, в эпизодах которого выступают казахстанские исполнители разных жанров. На данный момент проект насчитывает шесть сезонов.

За неполные два года существования OYU занял теплое место среди главных событий летнего фестивального сезона в Алматы. Мероприятие примечательно тем, что его программа зациклена исключительно на представителях казахстанской музыкальной сцены. За прошедшие фестивали на сцене OYU выступили такие разношерстные артисты, как Кайрат Нуртас, ZOLOTO, Moldanazar, Ninety One, Ayau, Dequine, dudeontheguitar и многие другие. Так, знакомство аудитории с местными исполнителями стало айдентикой и культурным кодом мероприятия. 

1 июня в Алматы прошел третий OYU FEST. В честь этого мы поговорили с командой: генеральным продюсером Еркебуланом Куришбаевым, креативным директором Жандосом Кахаром и исполнительной продюссеркой Камиллой Ажибаевой. Они рассказали о зарождении идеи, реализации, проекте OYU Live, главных принципах и планах коллектива, а также о том, как прошел фестиваль этого года. 

Автор Жангир Джангильдин

 

Как создавали фестиваль

Жандос: Все началось с OYU Live. Мы с Айсултаном (Айсултан Сеит, казахстанский режиссер, клипмейкер и креативный продюсер OYU — прим. ред.) всегда следили за зарубежными лайв-проектами и хотели запустить что-то свое. Айсултан обратился к музыкальной продюссерке Камиле Ажибаевой, так родился первый сезон. Были сложности с реализацией: некоторые артисты не понимали, на что идут, и отказывались. 

На момент создания фестиваля мы уже отсняли три сезона OYU Live. И поскольку в проекте все артисты выступали в live-формате, нам очень хотелось, чтобы люди тоже могли почувствовать это вживую.

В нашей команде есть бывшие концертные директоры и люди, занимавшиеся ивентами в студенчестве. Начали вникать в детали и разрабатывать концепт. Мы хотели отличаться от других фестивалей и заморочились над визуальной составляющей — дизайном и пригласительными. 

Еркебулан: Мне как продюсеру было крайне важно сохранять рентабельность нашей работы. OYU Live полностью создавался за счет средств студий, и так как у меня был опыт в организации концертов, я решил монетизировать наш проект и сделать летний фестиваль. Началось все во время пандемии, когда у каждого возникала мысль: «А что дальше?». В 2021 году мы были готовы организовать фест, но нестабильная ситуация и ограничения не позволили. Зато было время подготовиться к 2022 году. И считаю, все прошло успешно.

 

   

 

Мы выросли, потому что артисты доверяли нам свое творчество

 

   

 

Миссия и принципы OYU

Еркебулан: В начале пути хотелось отдать дань уважения музыкантам, так как наши с Айсултаном карьеры начались с музыкальных клипов. Мы выросли, потому что артисты доверяли нам свое творчество. Нам также хотелось открывать новые имена в музыкальной индустрии Казахстана. Мы отсняли несколько сезонов OYU Live, стали встречать людей, на которых повлиял проект. Кто-то начал изучать казахский, чтобы понимать тексты песен, кто-то отдал своего ребенка на курсы домбры после нашего выпуска Dombyra-100, кто-то в принципе иначе посмотрел на казахстанскую музыку. Это привело меня к мысли, что мы творим историю и меняем культуру. 

Жандос: Мы хотели, чтобы на просторах интернета OYU Live стал своеобразной капсулой времени казахстанской музыки. Показать, какая она многогранная и мультижанровая. Пройдет 10–15 лет, люди смогут зайти и вспомнить, какой была казахстанская музыка в тот момент. На наш фестиваль гость может прийти на Dose, а по итогу ему понравится, как выступят условные «Орда». Кто-то может прийти на артистов постарше, но открыть для себя новые имена. 

Жандос: Нельзя ставить основополагающей целью заработок.Мы стараемся влиять на культуру. Главное в организации — это душа. 

На нашем первом фестивале был дождь, и все делились своими зонтами и дождевиками. Наши гости — очень осознанная и миролюбивая аудитория. Они убирают за собой мусор. Все проходит без происшествий, драк. С нашей же стороны важно создать максимально комфортное окружение и каждый год пытаться переплюнуть самих себя. 

 

 

О первом фестивале OYU

Еркебулан: По-моему, главное в организации фестиваля — представить себя на месте наших гостей. Представить, а как бы мне было интересно и комфортно? Что я бы хотел поесть, каких людей вокруг себя видеть? Говорят, дьявол кроется в деталях. 

Лайн-ап я всегда доверял команде. Ни разу не было спора о выборе артистов или договоренностей с ними. Единственное, мы долго обсуждали кандидатуру Darkhan Juzz: на тот момент у него не было новых релизов, он уже много где выступал, и мы решили не приглашать его. Сейчас я жалею об этом. 

Жандос: Мы открыли OYU Live и просматривали артистов. Целью было собрать максимально разношерстных исполнителей с разной целевой аудиторией, выступающих на разных языках: на казахском и русском. Все приглашенные артисты сразу поддержали идею и предоставили нам классные скидки. Хоть это и был первый фестиваль, на удивление, никаких крупных форс-мажоров не было. Единственное — до последнего момента мы не были уверены, приедет ли на площадку Кайрат Нуртас. Но он появился, и стало супер спокойно.

 

   

 

Не имея такого опыта, мы командой из восьми человек создали событие, масштаб которого осознали только после его проведения

 

   

 

КАМИЛЛА: С первым фестивалем было интереснее всего, так как все наши идеи можно было воплотить на сцене и не переживать, что мы повторяемся. Одной из самых ярких моих задумок было заявить Вову Золотухина (ZOLOTO — прим. ред.) в одной песне с Мади (M’Dee — прим. ред.). Это было эпично.

ЖАНДОС: Больше всего запомнилась погода: был сильный дождь, и мы очень переживали. Ветер сносил тенты, мы зашивали их и ставили обратно. Артисты выступали мокрыми. Нам казалось, что это фиаско. Но по итогу мы получили кучу положительного фидбека. ГОСТИ ПИСАЛИ, ЧТО ИЗ-ЗА ДОЖДЯ БЫЛО ГОРАЗДО АТМОСФЕРНЕЕ, И ЛЮДИ СТАЛИ БУДТО БЛИЖЕ К ДРУГ ДРУГУ. И именно в этих погодных условиях выступили прекрасные ZOLOTO и Orynkhan. Это дополнило атмосферу. 

КАМИЛЛА: Каждый раз, когда я пересматриваю видео с первого фестиваля, у меня мурашки. Полгода подготовки и само мероприятие — один из больших жизненных уроков в нашей карьере. Не имея такого опыта, мы командой из восьми человек создали событие, масштаб которого осознали только после его проведения. 

Забавная история была связана с Кайратом Нуртасом. Помню, как забрала его с гримерки и вела на сцену. На тот момент мы ни разу не разговаривали и шли молча. Тут он спросил: «У тебя есть телефон?». Я ответила: «Да». Он сказал мне снимать, как идет на сцену, и начал отыгрывать на камеру и махать людям вокруг. Это было очень мило. Я побывала мобилографом Кайрата Нуртаса.  

 

   

 

Мы будто создали летний Наурыз

 

   

 

«Нельзя зазнаваться»

Жандос: Life motto нашей команды — никогда себя не расхваливать. Еркебулан всегда говорит, что нельзя зазнаваться. Каждый раз думаем, что можно сделать лучше.

В этом году мы поняли, что оставаться в одном городе тесно. Поэтому мы делаем фестиваль еще и в Астане. Это будет что-то новое, поэтому мы ждем эмоций на уровне первого фестиваля. Большая часть нашей команды долго жила в Астане, и с нашей стороны это — некая дань благодарности городу. 

Мы очень довольны гостями. Они тщательно готовятся: собирают специальные образы, делают макияж с национальной айдентикой. Мы будто создали летний Наурыз. Это то, чем мы действительно гордимся.

Камилла: Когда я слышу, что люди планируют свои отпуска в Алматы, отталкиваясь от дат нашего фестиваля, это безусловно радует. На многих фестивалях музыка остается чем-то фоновым, пока не выйдет хедлайнер — у нас же была иная история с самого первого исполнителя.

 

 

 

О фестивале этого года и планах на будущее 

Еркебулан: Основная сложность заключалась в том, что мы впервые делали фестиваль на Первомайских прудах. Было волнительно расставлять зоны, чтобы навигация была удобной. Мы сделали отдельный вход для трансферных посетителей с VIP-гостями и отдельный — для основных посетителей. Это оказалось очень неудобно: люди приезжали на разные точки и не могли зайти там, где им комфортно. 

Также мы просчитались с парковкой и не смогли контролировать заезд к локации. Люди парковались как хотели, и это создавало огромные пробки. Трансферные автобусы высаживали людей в 200-300 метрах от входа, и нам за это стыдно. Некоторым артистам из-за затора пришлось заходить с обычного входа, мы сопровождали их через толпу к гримеркам, а это примерно 500 метров. Я переживал, что их могут узнать и начать фотографироваться, но наши посетители как всегда были самыми культурными. 

Но в основном люди остались довольны, а это самое главное. Кто-то даже говорит, что это был лучший фестиваль из трех проведенных. 

Жандос: Наш проект завязан на культурной идентичности и казахстанской музыке. Поэтому пока мы выбрали горизонтальное развитие. В будущем хотим проводить фестивали в разных городах страны. Дальше хотелось бы, чтобы фестиваль дорос до площадок всей Центральной Азии. Сделать из OYU центрально-азиатскую Coachella (один из крупнейших в мире фестивалей музыки и искусства — прим. ред.). Мы хотим, чтобы когда кто-то слышал о казахстанской музыке, первое, что приходило на ум — это OYU.