В октябре 2023 года короткометражный мультфильм Shyraq («Свеча») от казахстанской анимационной студии ARA попал в шорт-лист нескольких зарубежных фестивалей, в том числе в США, Южной Корее и Италии.

В феврале 2024 года на YouTube-канале студии вышел пилотный эпизод казахоязычного мультсериала Solar Cats, действия которого происходят в вымышленном городе «Шаңырақ-Сити». Мы поговорили с продюсером и со-основателем ARA Studios Бахытжаном Шабдукаримовым о создании Solar Cats, казахстанской анимационной индустрии и краудфандинге.

Автор Султан Темирхан

Фото: SHYRAQ

 

«Наша миссия — производить фильмы с семейными ценностями»

Мы основали студию в 2018 году вместе с Мейіржаном Сандыбаем. У меня тогда была небольшая IT-команда. Мы делали карточки дополненной реальности, голограммы и 3D-объекты с анимацией. Мейіржан работал над фильмом The Dog. Его, кстати, можно посмотреть на нашем YouTube-канале. Мы объединились для работы над проектом «Сәби» для телеканала «Балапан», а дальше все закрутилось.

Название ARA (пчела — прим. ред.) выбрано не случайно. Пчелы обладают пятью важными свойствами — чистотой, единством, трудолюбием, мастерством и пользой окружающим. Их соты выполнены в идеальных геометрических пропорциях. Они опыляют чистые цветы, держатся подальше от грязи, работают сообща. Эти качества важны для нашего коллектива. Мы хотим работать также слаженно, как плечы, поэтому такое название.

 

Фото: Sabi

 

Наша миссия — производить фильмы с семейными ценностями. Чтобы в стране был продукт, который конкурировал бы с зарубежным. У американцев, например, есть «Капитан Америка» и Spider-Man. Хочется, чтобы у наших детей тоже были свои супергерои, на которых они ссылались бы в книгах, комиксах или во время дворовых игр.

Креативная индустрия в Казахстане растет быстрыми темпами. У нас классная музыка, неплохие сериалы, кинематограф. В анимации же, на наш взгляд, сильного прорыва еще не произошло. Хочется сдвинуть все с мертвой точки. После фильмов Амена Хайдарова (казахстанский и советский мультипликатор, автор короткометражек «Почему у ласточки хвост рожками?» и «Аксак кулан», а также других мультфильмов — прим. ред.) не было ни одного качественного проекта, который был бы на родном языке и отражал бы нашу историю и культуру.

В дальнейшем анимационные продукты можно экспортировать за рубеж. Но в оригинале все это, естественно, будет на родном языке, с вкраплением культурных элементов. Например, действия Solar Cats разворачиваются в «Шаңырақ-Сити». В пилотной серии это не сильно заметно, но в городе много казахстанских достопримечательностей и узнаваемых архитектурных сооружений. Чтобы в дальнейшем казахстанцы могли ассоциировать себя с мультсериалом.

 

Фото: SHUAQTY MYSYQTAR

 

«Препродакшн может занять около полугода»

На пилотный эпизод Solar Cats ушел год, но производство следующих серий будет не таким долгим. Процесс поставлен на рельсы, и одна серия отныне будет занимать около двух месяцев. В нашей команде почти 30 человек. Некоторые стажируются и волонтерят.

Процесс производства мультсериалов очень сложный. Все начинается с идеи. Далее ее нужно превратить в сценарий. Он должен быть уникальным и правдоподобным. Все это обсуждается перед тем как уйти в разработку. Препродакшн может занять около полугода. Затем делаются концепты, раскадровка, 3D модели, риггинг (подготовка 3D-модели к анимации, при которой внутри отрисованной заготовки размещается набор виртуальных суставов и костей персонажа — прим. ред.), анимация, свет и, наконец, финальный рендер. На последних этапах серия отправляется композитору и звукорежиссеру, которые пишут музыку и звук.

 

Фото: The Dog

 

«Хотелось бы, чтобы послание дошло до старшего поколения»

Что касается краудфандинга, то для нас это первый опыт. В Казахстане этот вид финансирования не сильно развит. Мы хотели прощупать, насколько народ готов поддерживать отечественные проекты. Результаты уже видны. На сегодняшний день собрано более трех миллионов тенге.

Это, конечно, пока маленькая сумма. Ее, возможно, хватит на этап предпродакшена первой серии. Наш минус в том, что маркетинговая кампания краудфандинга еще хромает, так как мы работаем только со своей аудиторией. Есть некоторые инфлюенсеры, которые нам помогли. Например, Куаныш Бейсек и другие молодые ребята с соответствующей аудиторией, в том числе студенты.

Хотелось бы, чтобы это послание дошло до старшего поколения: родителей, предпринимателей, бизнесменов, филантропов. Я верю, что они заинтересованы в развитии качественного отечественного контента на родном языке. Так или иначе, будем рады любому исходу и не расстроимся, если не наберем. У нас есть альтернативы в виде зарубежных инвесторов, но сначала решили попробовать найти финансирование в своей стране.

 

Фото: SHYRAQ

 

Отечественные бизнесмены, к сожалению, не до конца понимают, насколько прибыльна эта отрасль. В мультфильмах может быть продакт-плейсмент, можно продавать детское питание, игрушки, школьные принадлежности, связанные проектом. Делать мерч. На данный момент мы объявили сбор в размере 125 миллионов тенге. Это стоимость пяти серий. Если они хорошо зайдут, то планируем сделать сезон из 26 серий. А также думать о продаже лицензии стриминговым сервисам.

С государством мы не работаем, и одна из причин заключается в ограниченных бюджетах и временных рамках. Это происходит из-за отчетного года. Телеканалам важно завершить тот или иной проект в рамках определенного периода. Но в анимации так не работает, так как из-за этого страдает качество продукта. Хотелось бы иметь логически приемлемые ресурсы.

 

Фото: SHUAQTY MYSYQTAR

 

О Казахстанской анимационной индустрии

В Казахстане идет постепенное развитие индустрии. Появляется все больше частных объединений и независимых студий. Допустим, TASQYN и Dala Animation. У них тоже есть YouTube-канал и производство мультсериалов. В Астане есть ANIMO SCHOOL и OMNIUM, где студентов и детей обучают геймдеву, анимации и 3D-моделированию.

Зарплаты специалистов в индустрии плавают в зависимости от проекта. Кто-то выделяет от 200 до 300 тысяч для начинающего художника-джуниора. Некоторые бюджеты позволяют платить работникам свыше миллиона тенге. Лично мы всегда говорим нашим сотрудникам, что главное в ремесле — это постоянство в оттачивании мастерства и умение себя презентовать. Потому что так получилось, что многие художники очень скромные и интровертивные. Время от времени мы объявляем стажировки. Трудно найти опытных специалистов, поэтому мы обучаем молодых ребят практически с нуля.

 

Фото: SHUAQTY MYSYQTAR

 

Как поддержать проект

Если вы хотите поддержать производство мультсериала Solar Cats, можете пожертвовать студии любую сумму по ссылке. На создание первых пяти серий требуется 125 миллионов тенге. На данный момент собрано чуть больше трех.

Вы также можете стать спонсором проекта, если пожертвуете сумму от 300 000 тенге. В таком случае логотип вашей компании будет указан в титрах. Отчет доступен в Instagram-аккаунте ARA studios, а на сайте — краткое описание первых пяти серий.

 

   

Обложка: SHUAQTY MYSYQTAR / ARA studios