Владислав Зайченко и Антон (Тошик) Ниженко — украинские музыканты из Киева. Они переехали в Алматы после начала полномасштабного военного вторжения России в Украину. Ранее артисты были участниками группы «Нервы», затем присоединились к Gruppa Skryptonitе. В обоих проектах Влад выступал гитаристом, а Тошик — барабанщиком. Позже они основали собственную рок-группу bludkidd, а сейчас запустили свой новый проект Slam Live Session в Казахстане.

Slam Live Session — это музыкальное шоу о взаимодействии артиста со своей аудиторией в формате андеграундного live-концерта.

В каждом эпизоде Влад и Тошик меняют аранжировку популярных треков гостя на более «тяжелую» и добавляют живые инструменты. В шоу они показывают артисту, что у них получилось. Затем музыканты выступают перед публикой с живыми версиями своих песен. Сейчас в открытом доступе на онлайн-платформах есть все шесть эпизодов. В них задействованы Скриптонит, Say Mo, Yenlik, Ulukmanapo, HIRO и Moreart. Эпизод с Moreart вышел 17 декабря.

Идея проекта возникла у Влада во время посиделки в баре с другим шоураннером —  Дмитрием С. Они обсуждали, что большинство музыкальных шоу достаточно стерильны и нацелены на то, чтобы зритель оставался наедине с музыкой. Тут же команда хотела стереть эти рамки и раскрыть весь потенциал живого перфоманса. Влад решил совместить live-концерт с вечеринкой, где аудитория сможет прыгать, танцевать и отрываться рядом с артистом по примеру Boiler Room. Затем в проект включился Тошик. Они выбрали шесть артистов, написали новые аранжировки на их треки и сняли процесс на vhs-камеру. У шоураннеров долгий совместный опыт работы на разных площадках, и их синергия хорошо прослеживается и в этом проекте.

Автор Жангир Джангильдин

 

Об идее шоу

Владислав

Мы хотели организовать настоящий андеграундный концерт в полу-школьном вайбе. По задумке, артисты должны были взаимодействовать с аудиторией максимально близко, а не стоять в десяти метрах от ограждений. Решили взять песни разных жанров и перенести их на сцену в нашей аранжировке. Есть треки, созданные для прослушивания в наушниках, а мы решили воплотить их с помощью живых инструментов. Мы с Тошиком 15 лет занимаемся живыми аранжировками и видели за это время много концертных площадок, наблюдали за реакцией публики. Этот опыт мы и использовали. 

Тошик

Мы долго работали с одним артистом, а здесь подумали: «Почему бы не поработать с несколькими сразу?» Мы делали все за короткий промежуток времени, поэтому процесс получился достаточно спортивным. Было кайфово работать с разными артистами: к каждому находишь свой подход и применяешь разные стратегии.

 

 

О выборе артистов

Тошик

Мы выбирали из тех, кто на слуху, и чью музыку было бы интересно интерпретировать под нашу концепцию. 

Владислав

Мне было интересно поработать с поп-музыкой и переделать ее под лайв-формат. Также у нас большой опыт в хип-хоп индустрии благодаря работе сами знаете с кем (смеется). Я четко понимал, что мы сможем сделать крутую интерпретацию хип-хопа, потому что в Казахстане этот сегмент очень развит.

 

 

Самая быстрая реализация 

Владислав

Мы стали развивать и шлифовать идею шоу с компанией  IZI (оператор развлечений  — прим. ред.), выступающей партнерами шоу, и непосредственно с Каиржаном Орынбековым (казахстанский режиссер, сценарист и актер — прим.ред). Так же свой вклад внес наш режиссер Жандос Кахар. Благодаря совместным усилиям задумка стала масштабнее и интереснее. 

От идеи до реализации прошло полгода. Это самая быстрая реализация проекта в моей жизни. В феврале мы ходили на встречи и собирали команду, а в августе уже все отсняли. Несмотря на то что у нас были готовые презентации и референсы, было сложно объяснять проект артистам, потому что готового материала на руках не было. Мы не видели шоу, в которых была реализована именно такая идея.

Поскольку мы были новыми людьми в Казахстане с непривычным проектом, нужно было время, чтобы установить доверительные отношения с артистами. Мы смотрели на их песни с разных точек зрения и выбирали, какие из них будут круто звучать в контексте драйвового шоу. Как только ударили по рукам с артистами, сели за аранжировки. Этот процесс занял у нас полтора месяца, и это просто рекордная скорость. Мы занимались этим с утра до ночи. 

Тошик

С нами был еще один товарищ — Алексей Сонин, и мы втроем собирали все концепции. Идея была в том, чтобы показать новые аранжировки артистам прямо на шоу и снять их честную первую реакцию.

 

 

Об интересных моментах, съемках и эмоциях

Владислав 

С нами провел месяц оператор с vhs-камерой, который снимал весь процесс. Сейчас мы как раз выпускам разные короткие бекстейдж-видео, их можно посмотреть в Instagram аккаунте шоу. 

Тошик

Есть много того, что не стоит показывать (смеется). Но выбрать какой-то один или несколько моментов тяжело. Мы ребята веселые, и весь процесс был таким же. 

 

 

Владислав

Я верю, что музыка отражает твое состояние в момент ее создания. Поэтому важно — не только в контексте проекта, но и в принципе — всегда эмоционально соответствовать тому, что ты делаешь. Если ты злой, то лучше делать злую, агрессивную фигню. И в проекте как раз смешались все эмоции. В основном было весело, но были и моменты, когда я злился из-за сжатых сроков. Ни один проект не проходит без факапов. Но в целом все получилось хорошо. 

На самих съемках мы сильно переживали. В какой-то момент в оговариемое время не пришла массовка. Я думал, что поседею. Из-за этого могла разрушиться вся суть проекта. Но, слава богу, наша команда быстро среагировала. 

Первый эпизод был достаточно стрессовый. Я почему-то решил, что мне как шоураннеру нужно выйти на сцену и заводить людей как MC. Но это не мой профильный скилл, не моя сильная сторона. Из-за этого я очень нервничал. У нас была задержка по времени. Люди собрались в зале, а я вышел на сцену и просто наорал на них.

Тошик

Чтобы вы понимали: все стоят, ждут Say Mo, а тут приходит какой-то тип с гитарой и начинает на тебя орать (смеется).

 

 

Владислав

Съемка затягивалась, и я просто кипел внутри. Вышел на сцену и говорил какую-то долгую речь, чтобы массовка не поубивала друг друга, пока мне не сказали завалиться (смеется). Но как только мы стартанули, все было хорошо и гладко. Say Mo вообще умничка. Она перевернула ситуацию в другое русло, и все вышло очень драйвово.

Тошик

Да, Say Mo — очень крутая артистка. Она легка в общении. И интервью, и лайв прошли на ура. Также было прекрасно работать с Yenlik, у нее очень интересная музыка.  

Мы снимали по несколько артистов в день, все было все в потоке. Мы сняли Молю (Say Mo — прим. ред.), обнялись, пошли переодеваться и приступили к следующему.

Владислав

Ты не успеваешь понять, что чувствуешь в этот момент. Просто работаешь в потоке. Было сложно. Мы очень сильно выкладывались эмоционально. Съемки длились три дня подряд, и у нас было шесть артистов.

Помимо эмоциональной нагрузки была еще и физическая. Концепция подразумевала много движений. Я прыгал в толпу, все было очень энергично. В массовку мы набирали людей из аудитории артиста. Это была хорошая идея, потому что когда мы делали аранжировку, предполагались некоторые моменты, где люди должны были подхватывать строки и начинать петь. Порой люди пели везде. Мы потом прослушивали микрофоны, которые записывали зал, и там была одна девочка, которая перекрикивала всех. Микрофон был возле нее, и она просто орала все куплеты. 

 

 

Тошик

Одно дело, когда ты делаешь это в студии, другое — когда выходишь и понимаешь, что это не репетиция. У нас хорошее взаимопонимание в команде. C Владиком мы играем тысячу лет, понимаем друг друга за считанные секунды. Соник также басист высочайшего уровня, он ловит все.  

Владислав

Думаю, артисты тоже получили сильные эмоции. Есть трехчасовые концерты на 40 песен, которые ты даешь на больших площадках. После них чувствуешь, что максимально опустошен и отдал всю энергию. С этим проектом было похожее ощущение. Как будто мы играли не по три песни, а большой сет. Также прикольно было видеть артистов, которые в первый раз находились так близко с аудиторией на сцене в 360 градусов. Они хорошо раскрылись.

 

 

Итоги шоу и мысли о втором сезоне

Владислав

Я стараюсь смотреть на все со стороны зрителя. Здорово, что есть и лайв, и интервью. И что оно получалось не душным и длилось всего пять минут.

Но когда я смотрю на проект как человек, который занимался этим полгода, то понимаю, что мы сделали очень много ошибок. Но мы также сделали и выводы, и второй сезон будет еще круче и интереснее.

Слэм — это про аудиторию и артиста: про то, насколько они близки, и как вместе колбасятся под новые аранжировки композиций. Это главная концепция, а обстоятельства уже можно менять. Сейчас есть две очень крутые идеи, которые хотелось бы реализовать. Мы очень ждем, чтобы скорее приступить ко второму сезону.

 

 

О влиянии проекта на казахстанскую сцену 

Тошик

Судя по той реакции, которую мы увидели — людям вкатывают новые аранжировки. Обычно общество очень нетерпимо или предвзято к тяжелой музыке. Моей целью было изменить это. Тут же получилось так, что благодаря артистам, которых они любят, мы преподнесли аудитории альтернативную музыку с нового ракурса. Они восприняли ее хорошо. 

Владислав

Когда я был подростком, был случай. Я шел на концерт определенной группы, а там была солянка из других групп, и я не был готов к тому что там происходило: был и слэм, и стейдждайвинг (от английского Stage diving — прыжок со сцены в толпу, осуществляемый исполнителем во время концерта — прим. ред.). Все было очень жестко, я вообще не понимал, что происходит. Но при этом я отметил, что у этого движения есть культура и свои правила, так что на самом деле это не так уж и страшно. Мы хотим показать, что можно по-разному отрываться на концертах, тем людям, которые, возможно, побаиваются такого. Мы создаем для них альтернативную возможность прожить этот опыт. Однако я не пропагандирую исключительно инструментальную или тяжелую музыку. Я люблю все жанры.

 

 

О культуре слэма в Алматы

Тошик

Когда человеку хочется двигаться и отрываться, он будет это делать вне зависимости от того, где находится и какой у него менталитет. Твоя задача как артиста — дать ему достаточно эмоций и вибраций, чтобы человек раскрепостился и вошел в этот поток. Так что все зависит от исполнителя. В Казахстане умеют прыгать и отрываться. 

Владислав

Я в Казахстане в основном ходил слушать инди-музыку, но как-то попал на Томми Кэша (он выступал хедлайнером на «Большом Летнем Фестивале» летом 2023 года в Алматы — прим. ред.). Там люди капец какие заряженные были. Одного чувака носили на руках через всю толпу. Еще забавно, что это происходило на той же площадке, где мы снимали (территория киностудии «Казахфильм» — прим. ред.). Так что все это здесь есть. А своим проектом мы лишь хотим придать этому больше огласки. 

 

 

О казахстанской музыке 

Тошик 

Казахстанская народная музыка не может не заставить в себя влюбиться. Она очень интересная с точки зрения ритмики, гармонии и мелодии. Степная культура имеет вообще уникальное отношение к ритму. Мне как барабанщику это безумно интересно. Национальные инструменты вообще за гранью понимания. Один кобыз чего только стоит.

Владислав

Я тоже успел поработать здесь с национальными инструментами. Я работал с ними в историческом сериале «Мы в прошлом». Его можно посмотреть на Gakku. Там были профессиональные музыканты-народники, и как-то я попросил их просто поимпровизировать, после чего у меня осталось много неиспользованных дорожек. Сейчас я пишу мало музыки для себя, но когда вернусь, то планирую использовать именно эти сэмплы.

Также мы семь лет работали с казахом. Сложно недооценить его влияние на массовую культуру и музыку. Он очень сильно все поменял и также сильно он повлиял на нас. Но хип-хоп здесь, так или иначе, повсюду. 

Тошик

Мышление у музыкантов здесь очень интересное и смелое. Возможно, неправильно разделять музыку географически, но я вижу эти отличия. Как и в языке, люди интерпретируют свои эмоции по-разному. Здесь люди темпераментные и добродушные. Настолько же добрые, насколько включенные. 

 

 

Владислав

Мне нравится проект The Buhars. Есть что-то общее с украинской DakhaBrakha. Они берут этническую музыку и накладывают на нее современную аранжировку и ритмику. Когда я только приехал сюда и открывал лейбл SUPERNOVA, я искал интересных артистов и сильно залип на dudeontheguitar и jeltoksan. Также большое явление — Moldanazar. Рэпа здесь тоже много узнал. 

Тошик

Группа «ЧЕРНЫЙ КАТАФАЛК» моя любимая. Они поразили меня в самое сердце. Ребята настолько на серьезном делают то, что делают (смеется). Я вообще слушаю странную музыку: не ту, которую можно купить. Если бы я еще названия запоминал. Ребята в масках в «АНКЛАВЕ» еще были. У одного еще такой андеркат зализанный и он в татуировках. Вот они нравятся.

На самом деле, я не помню названий. Но андеграунд везде классный. Там собираются все самые сумасшедшие, свободные от потокового мышления люди. Им нечего терять, грубо говоря. Там можно найти таких персонажей, что аж душа радуется. От этого иногда больше удовольствия, эмоций и искренности испытываешь, чем от какого-нибудь масштабного шоу с хорошим звуком.