Полномасштабное военное вторжение России в Украину длится почти два года. За это время, по данным фонда «Ангелы свободы», в Украине повреждено около 2 500 учебных заведений, еще 400 разрушены полностью.

Для того чтобы дети Украины могли спокойно ходить в школу, разрушенные учебные заведения нужно восстанавливать, а также оборудовать безопасными убежищами. Этим и занимаются «Ангелы свободы». Они принимают донаты от неравнодушных людей по всему Казахстану, чтобы ремонтировать украинские школы и оборудовать в них убежища.

Мы поговорили с основателями фонда Ириной Семенчук и Евгением Рибалко о работе фонда, волонтерстве и о том, как казахстанцы могут поддержать украинцев в их нелегкой борьбе.

Автор Султан Темирхан

 

Как появились «Ангелы»?

Ирина: Проект «Ангелы свободы» запустился в Казахстане в июне 2022 года. Изначально мы планировали его как небольшую акцию. Хотели собрать деньги на помощь школе в Чернигове. Однако сложилось так, что после одной школы появилась другая, потом детсады, и мы уже не могли остановиться.

С начала полномасштабного вторжения России в Украину в Казахстане организовали Штаб гуманитарной поддержки Украины при ее посольстве в РК. Мы с Евгением там и познакомились. Помогали со сборами, информационным освещением, координацией процесса. Но через четыре месяца дети одной из школ в Чернигове прислали нам обращение с фотографиями и рисунками, где просили казахстанских волонтеров помочь им. Нам с Евгением показалось, что помощь образовательным учреждениям более актуальна.

Дело в том, что в период войны учебный год в украинских школах не может начаться, пока в них не будет оборудовано убежище. Воздушные тревоги звучат каждый день и длятся от двадцати минут до нескольких часов. В это время преподаватели обязаны спустить свои классы в убежища. Понятное дело, что учителя и дети не могут там просто сидеть — им нужно  продолжать учебный процесс.

Поэтому мы начали сбор денег на оборудование убежища шестой школы в Чернигове. К сожалению, сбор шел неактивно. Мы собрали около семи тысяч долларов. Это даже не близко к той сумме, которая была необходима — 50 тысяч долларов. Но благодаря донорам из других стран на школу удалось собрать нужную сумму.

Закончить ремонт мы планировали 1 сентября 2022 года, но это оказалось невозможно. Дети пошли в школу только третьего апреля 2023 года. Впервые после начала войны.

 

 

Это и есть причина, почему основной точкой для помощи был выбран Чернигов?

Ирина: Здесь стоит начать с того, что я сама — украинка, которая родилась и прожила в Чернигове до 20 лет. Там до сих пор живут мои родители и друзья. В Казахстане я — только последние пять лет.

Чернигов — самый северный областной центр Украины. Он сильно пострадал в феврале-марте 2022 года. 27 из 34 школ и 37 из 52 детсадов были повреждены. Им требовалось восстановление. Поэтому местные волонтеры придумали акцию «Ангелы Свободы» и призвали черниговцев за рубежом присоединиться к ней.

И это важный момент, нам нужно понимать, что собранные деньги используются по назначению. Можно ведь донатить в разные фонды, но у черниговских волонтеров, с которыми мы сотрудничаем, есть договор с управлением образованием на помощь школам и детсадам.

Мы видим все финансовые документы, нам присылают отчеты. Мы знаем людей, с которыми работаем. У нас нет сомнений в том, что деньги пойдут по назначению.

 

 

Помимо 6-й школы, вы отремонтировали еще два детсада и две школы. Верно?

Ирина: Да, после 6-й школы у нас появилась 13-я. Дело в том, что в районе, где она находится, стояло еще две школы. Они обе были разрушены полностью прямым попаданием авиабомбы и уже не подлежат восстановлению. Поэтому всех детей, которые учились там, перевели в 13-ю. Она не так сильно пострадала. Убежище в этой школе было построено за счет бюджетных средств. А мы закупили элементарные вещи: обогреватели, микроволновки, бойлеры, раскладные стулья и парты. Все это на деньги казахстанских доноров.

Потом появились детсады номер 37 и 74. В обоих мы делали вентиляцию. Проблема в том, что убежища переоборудуют из подвалов. В них нет вентиляции, полов и плитки, от того там собирается пыль. Дети ведь не могут сидеть на месте, им нужно двигаться. Мы ложили плитку в тех помещениях, где ее не было, красили стены и закупали мебель.

Последний наш кейс — школа номер 12. Она рассчитана на 900 человек, а в убежище было 700 посадочных мест. Мы купили 200 раскладных стульев.

 

 

Как сейчас можно помочь проекту?

Евгений: Донатить, волонтерить. У нас все делается силами волонтеров. Большой командой, которая работает и онлайн, и офлайн. Всего в проекте около 300 человек, 70 из которых участвуют активно. Это не только казахстанцы, но и граждане соседних стран: украинцы, релоканты. В целом фонд привлек, наверное, более четырех тысяч человек, которые либо принимали участие в наших активностях, либо вносили донаты.

 

 

Как стать волонтером проекта?

Евгений: Можно подать заявку на нашем сайте. У нас есть служба HR, которая свяжется в волонтером. После этого вас пригласят на минимальное собеседование. В принципе, любые желающие, даже без опыта, могут прийти в наш проект. Мы ко всем открыты и приветствуем любые идеи.

Ирина: У нас всегда потребность в волонтерах, потому что в среднем человек активно участвует в проекте до трех месяцев. Это нормально. Мы понимаем, что всем нужно зарабатывать. Постоянно активно волонтерить невозможно.

Вакансии мы публикуем в нашем Instagram-аккаунте. В особенности нам нужны SMM и HR-специалисты, видеооператоры для нашего YouTube-канала. Они необходимы для поддержания проекта в онлайн формате, разработки контента, ведения соцсетей. Без этого в наше время никак.

 

 

Как принять участие в толоках?

Ирина: Толоки, если говорить с самого начала, это славянское слово, но в казахском есть аналог — асар. Означает оно безвозмездную помощь всем миром. Мы начали активно проводить толоки прошлой осенью. В основном два раза в неделю. Сейчас немного снизили темпы, так как изготовили уже большое количество ангелов. Толоки проводятся не только в Астане, но и в других городах. Например, в Щучинске и Алматы (расписание мероприятий можно посмотреть на сайте фонда — прим. ред.).

 

 

Получается, куклы-мотанки, которые делаются на толоках, отправляются донатерам?

Ирина: Да, у нас такая философия: ангела невозможно купить, его можно только обрести, совершив доброе дело. Если ты сделал донат на ярмарке на сумму не менее 2 500 тенге — мы дарим тебе его. Если онлайн, тогда на сумму 3 500 тенге и выше, потому что сюда мы закладываем стоимость доставки.

 

 

Кто участвует в толоках? Например, в разрезе возраста.

Ирина: Это очень классный вопрос, потому что мы сами удивляемся тому, насколько разные люди приходят к нам. У нас много студентов, школьников, пенсионеров и талантливой интеллигенции. По национальности то же самое: все разных этносов и гражданств.

Евгений: Был яркий пример в Алматы, когда мы сделали первую толоку. Туда пришло 50 человек. Мы рассадили их на пять столов по 10. Когда мы начали знакомиться, выяснилось, что за одним столом сидели: русский, белорус, казашка, крымский татарин и украинка. Поэтому мы говорим, что наш проект — объединяющий. Это, прежде всего, сочувствующие люди. Неважно, какой ты национальности, веры, возраста. Главное, что ты неравнодушен и сопереживаешь.

 

 

Как думаете, почему казахстанцы помогают украинским учреждениям, если своих проблем достаточно?

Евгений: Время от времени в наших соцсетях незнакомые люди пишут: «Лучше помогите казахстанским школам, наши сельские школы тоже страдают». Мы на этот счет думаем так: в Казахстане при всех локальных проблемах все же нет войны и есть действующие органы власти, которые должны и могут помогать.

Наш проект направлен на тех, кто нуждается в базовой помощи. У детей в Украине нет возможности ходить в школы, поэтому мы заняли четкую нишу — помочь оборудовать убежища в школах и детсадах. Ничем другим мы не помогаем.

Ирина: Более того, мы как индивидуальные личности, конечно, готовы поддерживать местные фонды, если кто-то объявит сборы. Но у нас свой проект с четкой целью. Не отрицаем того, что можем вырасти в более глобальный проект. Мы за то, чтобы помогать и развивать образование.

 

 

Какая реакция у украинских школьников, педагогов, учителей?

Ирина: Больше эмоциональной реакции мы получаем от педагогов и учителей, которые год не могли запустить школу, а тут благодаря помощи казахстанцев им удалось это сделать.

От школьников тоже получаем. У нас есть видео, где они заходят в убежище, видят парты, раскладные стулья и радуются. От родителей тоже. Им ведь важно, чтобы пока они на работе, их ребенок находился в безопасности. Чтобы, когда сработала воздушная тревога, они знали, что дети спустятся в безопасное оборудованное убежище.

 

 

The Village Казахстан: Если хотите помочь «Ангелам свободы», можно отправить фонду любую сумму по реквизитам, которые указаны ниже. Вы также можете учавствовать в проекте в качестве волонтера. Для этого заполните форму обратной связи на сайте организации. Все финансовые отчеты публикуются в социальных сетях проекта.

   

р/с USD: KZ86 9985 TB00 0160 4682

р/с KZT: KZ22 9985 TB00 0160 0499

АО “First Heartland Jusan Bank”

БИК: TSESKZKA