ИнтервьюReflexion of the art: Столичный проект, развивающий интерес к искусству
Поговорили с основательницей и лекторами
Reflexion of the art — лекторий, где проводят мастер-классы, кино и арт-вечера. Арт-пространство пестрит новыми направлениями и темами. Сегодня тут обсуждают культурное влияние династии Корё, завтра — французское кино. А уже через неделю гости будут пить вино и рассуждать об экзистенциальных основах абстракционизма. Такое разнообразие тем соединить в одном месте удалось основательнице проекта Полине Жуковой. Вместе с командой лекторов девушка приобщает горожан к искусству.
Проект существует не так давно, но уже набирает популярность среди астанчан. Мы решили поговорить с Полиной Жуковой, а также с лекторами пространства Мединой Кумисбек и Раушан Полянской о разных видах культуры, киноискусстве и столичном зрителе.
Автор Карина Исабекова
Об идее создания арт-пространства
Полина Жукова, основательница
Искусством я увлекалась всегда, но более серьезный интерес проявился в университете. Я закончила бакалавриат на филологическом факультете, в основном там изучала зарубежную литературу. Потом поступила на магистратуру по специальности искусствоведение. Тогда начала проводить лекции, арт-вечера. Это были небольшие локальные мероприятия, где мы обсуждали искусство, биографии известных художников, их творчество. Мне нравилось делиться знаниями, своей любовью к искусству, заряжать людей. Думаю, что идея однажды открыть собственное арт-пространство зародилась именно с этих мероприятий.
В моей работе привлекает взаимосвязь между миром искусства и миром идей. Эту смысловую параллель я до сих пор сохраняю в лекциях, и она остается основной линией в пространстве. Странно, но страхов запускать новый проект у меня не было. Я больше боялась в начале своего пути, когда выступала с лекциями перед гостями. Я часто переживала за реакцию аудитории, думала о том, как воспримут материал зрители. Но со временем прошло и это. Многие задаются вопросом, как совмещать сразу несколько форматов мероприятий в одном помещении. Кажется, ответ прост — грамотное планирование. Да и все лекции объединены одним смыслом — рассказать и показать искусство.
О Восточно-азиатской культуре
Полина Жукова, основательница
Если посмотреть на наше расписание, то мы много говорим о восточной культуре. Это и изучение театра Кабуки, и культурный феномен Гейш, и история династий. Такой выбор сделан неспроста. Мы живем в период, когда западные ценности идеализируются, кажутся чем-то более правильным в общей массе потребления. Я на себе замечаю сильное влияние евроцентричности, будь то сфера образования или искусства. Поэтому в лекциях хочется показывать разнообразие Востока: Кореи, Японии, арабской культуры. При этом, мы проводим арт-вечера, посвященные творчеству Хемингуэя, современным европейским писателям. Искусство многогранно, и его многообразие мы стараемся подчеркнуть в деятельности пространства.
Медина Кумисбек, специалистка по японской культуре
К тому же, сейчас интерес к Восточной Азии растет, наглядно показывая феномен «мягкой» культуры. Хотя этот бум больше связан с современными трендами и селебрити. Это также отражается на восприятии истории, традиций, искусства в целом.Все больше тематических мероприятий устраивают в центрах по развитию японско-казахстанских отношений. Старшее поколение увлечено традиционными культурными особенностями, а младшее часто увлекается аниме и мангой. Оба способа одинаково верны и действенны, если хочется поближе познакомиться с Японией. Например, в современных произведениях освещены многие социальные аспекты и вопросы, волнующие современное японское общество. Это отличная возможность узнать нынешнюю жизнь, молодежь страны восходящего солнца.
В японской культуре меня вдохновляют многие аспекты, один из них — язык. В японском сочетание нескольких образов, состояний легко передается с помощью иероглифов. Например, 積読(цундоку) используют в ситуации, когда вы покупаете много книг, но не читаете их. 木漏れ日(коморэби) означает свет солнечных лучей, пробивающийся сквозь листву деревьев. А 生き甲斐(икигай) можно перевести как жизненная ценность, или, как говорят японцы, то, что поднимает вас по утрам, то, ради чего вы живете. Философское отношение к жизни, забота об окружающих людях, вещах и пространстве, изысканность, загадочность, утонченность, многослойность японской культуры – настоящий источник моего вдохновения.
О кино как искусстве
Раушан Полянская, киновед
Киноведа часто путают с кинокритиком. Разница между этими профессиями не каждому ясна. Давайте разберемся, в чем же отличия. Киноведы изучают кинематограф как формат искусства, его историю, технику, структуры и влияние на культуру. Они исследуют разные аспекты фильмов, анализируют сценарии, эстетику, контекст. Киноведы могут заниматься академическим исследованием, преподаванием или писательской деятельностью.
Кинокритик же оценивает фильмы с позиции зрителя. Он выражает свое мнение и впечатление о фильме, анализирует его достоинства и недостатки. Кинокритики пишут рецензии, статьи, ведут блоги, оценивая фильмы с точки зрения сюжета, режиссуры, актерской игры. Если коротко, то киновед академически более ориентирован, изучает глубокие смыслы кинематографа. А кинокритик говорит о личных впечатлениях.
Моя работа в пространстве состоит из нескольких важных аспектов. Основной аспект — выбор кинокартин. Здесь я ориентируюсь на несколько показателей. Немногие знают, но в Reflexion of the art есть формат обязательных фильмов, где я знакомлю зрителя с искусством кинематографа и самыми знаковыми картинами. Если кино не относится к обязательной программе, то я всегда выбираю картину сердцем. Также при подготовке я всегда помню, что являюсь проводником в мир кино для неподготовленного зрителя, поэтому тщательно выбираю материал для вечеров. После этого, уже во время мероприятия, мне необходимо познакомить зрителя с контекстом фильма, погрузить его в атмосферу жанра и эпохи кино. Далее, когда просмотр окончен и наступает время обсуждения, я модерирую диалог и помогаю структурировать выводы. Для меня важно, чтобы каждый участник мог высказать свое мнение, я должна обеспечить доступ к слову всем зрителям. И последний важный пункт — я учу своих студентов искать связи между различными фильмами, жанрами или режиссерскими подходами. Так зритель получает более обширный взгляд на кинематограф как искусство. Постоянный сбор обратной связи помогает адаптировать формат встреч и сделать их более интересными.
Хотела бы отметить, что разделение кино на хорошее и плохое относительно и может зависеть от индивидуальных предпочтений, культурных контекстов и целей зрителя. Авторские работы Бертолуччи также успешны в своем жанре, стиле, поиске своего зрителя, как и комедии с участием Адама Сэндлера.
В Казахстане киновед — не самая распространенная профессия. Однако сейчас в этой сфере все больше новых перспектив. Можно организовывать свои клубы, фестивали, выступать с лекциями на открытых площадках или в учебных заведениях.
О зрителе в Астане
Медина Кумисбек, специалистка по японской культуре
По моему мнению, на лекции приходят абсолютно разные люди. Их сложно объединить по полу, возрасту, увлечениям. Они очень любознательные, у каждого свои ценности, мироощущение, взгляды на жизнь. Для меня очень ценно, что эта работа дает мне возможность общаться с разными людьми, делиться впечатлениями, эмоциями, много рассуждать. От людей, которые приходят, чтобы послушать мои лекции, всегда идет большая отдача и поддержка, за что я им очень благодарна.
Полина Жукова, основательница
Астанчане замечательно реагируют на искусство, арт-вечера, мастер-классы и лекции. Многие сравнивают аудиторию столицы и Алматы, но для меня разница не сильно видна — зритель одинаково хорош в этих городах. И тут, и там я получаю невероятную отдачу, гигантский заряд позитива, эмоций.
По моим наблюдениям, наши гости — это очень культурные, образованные люди. Они стремятся к новым знаниям, ищут единомышленников, им интересно искусство. С некоторыми постоянными посетителями я уже создаю совместные проекты и мероприятия. Поэтому сказать, что гость в столице другой, я не могу.
Раушан Полянская, киновед
Если честно, мне сложно оценить динамику роста интереса к киноискусству в столице, потому что в Астану я переехала недавно и работаю в этом пространстве всего год. Но если такая тенденция действительно есть, и все больше астанчан увлекаются кинематографом, смотрят фильмы как предмет искусства, а не только в формате массового развлекательного потребления, то я очень этому рада. Для меня это свидетельствует о том, что кинематограф становится все более значимой частью культурной жизни города, а зрители все больше ценят кино как источник интеллектуального развития, поиск вдохновения, площадку для обсуждения и рассуждения. Однозначно, возможный рост интереса к арт-мероприятиям говорит о том, что задача клуба популяризировать разные виды и жанры искусства успешно реализовывается.
Комментарии
Подписаться