Массачусетский технологический институт — один из престижнейших университетов в США и мире, ежегодно занимает лидирующие позиции в рейтингах лучших учебных заведений. Среди выпускников Джордж Шульц, 60-й госсекретарь США, Дэвид Милибанд, министр иностранных дел Великобритании, Роберт Нойс, основатель корпорации Intel, а еще Тони Старк из «Мстителей», Рид Ричардс из «Фантастической Четверки» и Говард Воловиц из «Теории большого взрыва».

ВУЗ известен разработками в технической сфере, а также сильными бакалаврскими программами. Поступить туда не так просто. Плата для абитуриентов за рассмотрение заявок составляет 75 долларов, чтобы сразу отмести заявки тех, кто не настроен серьезно. В длинный список вступительных испытаний также входят результаты TOEFL, SAT, аттестат, эссе, рекомендации от школьных преподавателей, а также интервью с представителем вуза.

Антон Моргунов

Антон Моргунов в 2010 году поступил в Назарбаев Интеллектуальную Школу, получил две золотые медали на Республиканской Олимпиаде по химии в 2016 и 2017, золотую медаль на Международной Менделеевской Олимпиаде в 2017, а также золотую медаль на Международной Химической Олимпиаде в 2017. В 12 классе он подал документы в MIT, Гарвард, Колумбийский университет, Калифорнийский технический институт и Стэнфорд. Все пять вузов предложили ему грант. Антон рассказал нам, почему выбрал MIT.


О поступлении в MIT

Поступить в MIT захотел в конце десятого класса, когда уже съездил на вторую республиканскую олимпиаду по химии. Сначала планировал поступать в Россию, но друг подсказал, что можно попробовать подать в MIT. Сделать это можно, через аккаунт на сайте. В MIT прекрасно то, что можно выбрать, какой экзамен тебе сдавать. Эти экзамены — TOEFL, SAT и ACT. Я сдавал TOEFL и SAT.

TOEFL  тест на знание английского языка как иностранного, обязательный при поступлении в вузы США.

SAT Reasoning Test  стандартизированный тест для приема в вузы США, включающий письмо, анализ текста и математику.

ACT — стандартизированный тест для приема в вузы США, включающий английский язык, математику, чтение, тест по естественным наукам и эссе (опционально).

В августе перед 11 классом я сел подтягивать английский и готовиться к экзаменам, за предметные тесты по SAT взялся только в апреле.

SAT можно сдать в шести городах Казахстана, тест принимается семь раз в год. TOEFL можно сдать в девяти городах Казахстана. В МIТ также необходимо написать несколько вступительных эссе. Дается набор из пяти тем: две темы на сто слов, три темы на 250 слов. Например, нужно описать, как проводите свободное время или какая специальность вуза привлекает.

Об ожиданиях

Из ста иностранных абитуриентов выбирают трех. Невозможно быть на 100 % уверенным, что тебя примут. Есть регулярная подача в декабре, тогда ответ приходит в марте, также есть ранняя подача в ноябре, ответ приходит в середине декабря. На тот момент я подавал только в MIT по ранней подаче, чтобы иметь запасные варианты на регулярной подаче. О том, что поступил, узнал в середине 12 класса. 


Из ста иностранных абитуриентов выбирают трех. Невозможно быть на 100 % уверенным, что тебя примут

Об академической составляющей

Я провожу в среднем 3-4 часа на лекциях, при этом остается куча свободного времени. Обычно ученики берут четыре предмета за семестр. На каждый предмет требуется примерно 12 часов в неделю. Конечно, есть много нюансов, например, на всех предметах тратишь разное количество времени на лекции, работу в лаборатории или внеклассные задания, работу над проектами или написание эссе. Получается около 48 часов в неделю, так что времени остается много.

Многие здесь (особенно здесь) занимаются исследованиями. Их проводят практически в любом ВУЗе США, но с теми возможностями, что есть у нас, они даже близко не стояли. На первом же курсе можно попасть в лабораторию и заниматься исследованиями. Можно на добровольной основе, можно за академические кредиты, можно за деньги, причем минимальная ставка на кампусе — 12 долларов в час.


Говорят, что обучаться в MIT это все равно что пить из пожарного гидранта, потому что количество предметов, которые хочется изучить, в разы больше твоих элементарных физических возможностей


Что касается самих предметов, то здесь никогда не показывают пример, а дома говорят решать еще тридцать однотипных. Здесь вопросы требуют дополнительного обзора литературы, интеллектуальных усилий.

Говорят, что обучаться в MIT это все равно что пить из пожарного гидранта, потому что количество предметов, которые хочется изучить, в разы больше твоих элементарных физических возможностей.

При этом здесь есть все необходимые вводные курсы, если ты пришел совсем с нулевым бэкграундом. Вводный курс математики — это математический анализ с одной переменной, вводный курс физики — это классическая механика. На курсах даже с очень слабым бэкграундом нагоняют и приходят к пониманию материала.

У каждого преподавателя есть офисные часы, на которые можно прийти либо к самому преподавателю, либо к его ассистентам, ученикам магистратуры или докторантуры. В крайнем случае, если горят все дедлайны, то можно обратиться в центр поддержки студентов, сказать, что завал, не успеваешь чисто физически, и тебе могут дать бумажку, чтобы профессор продлил дедлайн. То же самое работает с болезнями и депрессией, даже на финальном экзамене.

О специальности

Моя специализация — химия и биология. Я этим давно интересуюсь, где-то с конца девятого класса. Мне нравится то, чем занимаются люди, которые специализируются в химии, начиная от стандартных научных исследований, заканчивая разработками в индустрии. Нравится, какие проблемы химия изучает, сам процесс исследований.

Интерес начался с изучения органической химии, она позволяет понять, как устроен наш мир. Химия — это самое близкое к магии, но при этом это информативная наука, которая объясняет явления окружающего мира. Физика смотрит на мир в слишком мелком масштабе — в масштабе атомов, биология смотрит в слишком большом масштабе — клеток, а вот химия — золотая середина. 

Недавно на органической химии мы изучали ферменты, которые участвуют в процессах, которые, как нам кажется, происходили на Земле миллиарды лет назад. Понимаешь, что никто не приходил и ручками не собирал эти молекулы и частицы, не конструировал из них бактерии и не сказал им: «Живите и размножайтесь!» Это происходило миллиарды лет. Одни молекулы сталкиваются с другими, образуются структуры, кластеры, в которых активный центр (например, в ферментах, которые захватывали углерод на первых стадиях жизни нашей планеты) представляет из себя кубик. Причем на вершинах этого кубика, находятся, например, железо и сера.

Я бы понял, если это сделал какой-нибудь неорганик в лаборатории, подумав: «А почему бы мне не сделать кубик?». Года два-три посидел и создал бы такие молекулы, а здесь мы имеем дело с природой.

С одной стороны, просто смотришь на механизмы природы и удивляешься, как такое возможно. С другой стороны, ищешь применение теоретических моментов на практике. Это то, чем отличаются учебники на английском языке от учебников на русском. К примеру, здесь мы изучаем какую-нибудь реакцию и получаем практическое применение. Допустим, выучил новое соединение и сразу понимаешь, что его можно использовать при лечении от раковой опухоли определенного органа.

Недавно была задача, где были даны дифференциальные уравнения, моделирующие чувства балерины и танцовщика балета. Было две зависимости: от того, какие у тебя чувства к противоположному полу и какие чувства у противоположного пола к тебе. Мы решали уравнения и моделировали ситуацию под взаимодействие мужчины и женщины. Иногда были сценарии, когда чувства угасали в ноль, а иногда в уравнение вводились новые данные. Мы решали, как изменятся отношения двух людей с новыми данными. Сначала мужчина любит женщину, потом чувства мужчины угасают, чувства женщины нарастают, и так они ходят по кругу. 

О различиях менталитета

Было несложно адаптироваться, но есть разница в сознании местных американцев. Мне казалось, что у них какой-то другой подход к жизни. США придерживается индивидуалистической культуры — мысль о том, как они выглядят для общества, не всегда их посещает. Например, за общим столом, если кому-то из американцев понадобится высморкаться, он не постесняется, возьмет салфетку и сделает это. Они чувствуют себя свободнее.

Другой пример: на лекциях никто не запрещает пить или есть: у многих студентов расписание забито, а перерывы между парами всего десять минут, и то они уходят на переход из одного места в другое. Иногда кто-то может начать есть яблоко на весь зал или достать еду с очень резким запахом — приходится прикрываться майкой или кофтой. Со временем привык.

О социальной жизни

У нас на территории кампуса 10 общежитий, они все разные не только внешне, но и по культурной составляющей. Если встречаешь человека из определенной общаги, то, скорее всего, он будет представлять ее характерные качества. Самое банальное — одна из общаг делится на испанский, немецкий хаус, то есть по этнической составляющей. Во многих других общагах люди объединяются по интересам.

Чтобы попасть в то или иное общежитие, сначала составляешь рейтинг по степени желания жить там. Перед въездом проводится условная лотерея: администрация старается определить в первый выбор, но оставшиеся 30 % селят во второй или третий.

Общежития делятся на ячейки, у каждой ячейки своя культура. Люди из одной любят, к примеру, игры, другая устраивает вечеринки. Очень часто ячейки взаимодействуют, организовывают совместные мероприятия. Например, у нас в общаге проходит фестиваль с едой, и плюс к этому люди во дворике во что-то играют. Наша ячейка и еще одна ячейка устраивают барбекю и мы жарим кучу мяса.

В целом наша ячейка любит готовить, мы даже устраивали барбекю для студентов, которые поступили в MIT, но пока не определились. Это мероприятие называется Campus Weekend и проводится примерно в середине апреля.

Еще наша ячейка характеризуется тем, что мы многое делаем своими руками. Например, чувак у нас делал каноничный египетский саркофаг. В 2011-2012 году, ребята сделали автомат, который стреляет тампонами. Кстати, очень аутентичный, с подачей патронов, ускорением, очень серьезная вещь.

На кампусе также штук 300-400 клубов. Многие занимаются танцами, пением в хорах или акапельных клубах. Есть театральная группа, по-моему, даже оперная. Есть обычный клубный спорт, куда можно пойти и поиграть с друзьями, а есть университетская лига, более профессиональная.

Еженедельно по пятницам одна из студенческих организаций устраивает мероприятия, чтобы все отдохнули от рабочей недели, обычно там всегда есть еда и настолки, можно прийти и расслабиться. По четвергам проходят концерты. Вся неделя забита мероприятиями различных клубов, так что в социальном плане здесь происходит куча всего.

О Казахстане

В 90% случаев, когда я отвечаю на вопрос "Where are you from?", наступает небольшая пауза. Человек пытается найти хоть что-нибудь в памяти о Казахстане, но в большинстве случаев по лицу угадывается, что они не знают, где это, просто им неловко это показать. А все остальные знают, так как ранее общались с кем-то из Казахстана. На бакалавриате из Казахстана сейчас два человека, на докторантуре семь или восемь.

Обычно объясняю, что сбоку у нас Китай, сверху Россия. Очень часто спрашивают, на каком языке говорят или как выглядят люди, которые живут там. Бывает очень тяжело объяснить, что я не похож на этнических представителей Казахстана, и что большинство людей отсюда не выглядят как я. Говорю, что у нас живут представители множества разных национальностей, но иностранцам все равно тяжело понять.


В 90% случаев, когда я отвечаю на вопрос "Where are you from?", наступает небольшая пауза


Фотографии: предоставлены героем, обложка — bnd,