Личный опыт«Мы видали всякое: и оторванные пальцы, и смерти»
Токарь пятого разряда — об особенностях своей работы

Мы продолжаем изучать особенности различных профессий. На этот раз в рамках рубрики «Личный опыт» мы поговорили с токарем-универсалом пятого разряда. Он рассказал о тонкостях своего ремесла и поделился курьезными случаями из практики.
Текст Султан Темирхан
Павел, токарь-универсал пятого разряда
В чем заключается работа токаря
Моя работа заключается в том, чтобы точить детали вращения. Причем любые: от подшипников для раздвижного стола до валов весом в несколько тонн. Сейчас работаю в фирме, которая в основном сотрудничает с подрядчиками из нефтедобывающей и горнодобывающей отрасли.
Недавно вот, например, конструировали детали для теплоэлектростанции в Экибастузе. Причем у нас сильно горели сроки: заказ поступил в сентябре, а в октябре уже становится холодно. Мы понимали, что если не сделаем все во время, Экибастуз может остаться без тепла. Поэтому нужно было уложиться буквально в месяц. Мы работаем коллективом, и если запаздывает один, то это сказывается на скорости остальных. По этой причине приходилось подгонять всех.
Что используется в работе
Мой станок 1977-го года выпуска. Называется DIP-500, где «500» обозначает количество миллиметров от основания станка до центра заготовки. Говоря простым языком, на нем точатся детали диаметром до метра. Весят они соответствующе: от 200 до 500 килограмм. Недавно вот купили станок поменьше — DIP-400. Летали для этого в Тараз. Он оказался настолько редким, что в Алматы его не нашлось.
Вообще, у нас много оборудования. В основном советское — в том числе станки ЧПУ. Это расшифровывается как числовое программное управление. На них нужно задавать специальные программы, после чего установка сама точит детали. Но мне неинтересно работать с ними — в этом как-то совсем мало творчества. Я очень люблю свое дело и считаю это искусством. Точно также как скульпторы высекают из камня статуи, токари точат детали из металла.
Разряды и группы
У токарей есть шесть разрядов. Чем больше токарь знает способов обработки металла, тем выше у него разряд. У меня вот, например, пятый. Если честно, с шестым я вообще никого не видел. Вероятно, это уже какой-то сверх уровень владения инструментами — 80 левел.
Также есть разновидности групп. Это — револьверщики, карусельщики и универсалы. Я отношусь к последним. Это — самая востребованная группа. Револьверщики работают с ЧПУ, то есть, опять же, через ввод специальных программ на станке. А карусельщики работают на оборудовании, где детали ставятся на патрон не горизонтально, а вертикально, как бы сверху. В ходе работы детали на них вращаются как карусель, отсюда и название.
В каких случаях может понадобиться токарь
На моем первом месте работы начальник вывесил объявление в интернете. В шапке было указано «Услуги токаря», а внизу — мой номер. Звонки посыпались сразу, примерно по 40-50 в день.
Обращались с чем угодно, в основном по автомобилям. А я стараюсь не работать с ними, потому что, будем честны, деталь купить проще. Мы живем в современном мире, магазинов сейчас — тьма. Ты можешь в два клика, не выходя из дома, заказать любую запчасть. Брался лишь изредка, если машина раритетная, и нужный компонент вот прям нигде не отыскать.
Если вспоминать какие-то редкие случаи, то однажды я точил переходник на кальян и дробилку для рыбьих костей. То есть спектр применения максимально широкий. Токарь может пригодиться в любой сфере. Например, барная стойка, за которой мы сейчас сидим, сделана мною.
О сложностях в работе
Вообще, для меня самое сложное — это просыпаться по утрам. Рабочий день начинается в восемь. Цех далеко, примерно в полутора часах езды. Будильник у меня стоит на 5:30, а я капец сова. Люблю свое дело, конечно, но это для меня реально самое сложное.
Если говорить о технической составляющей, то это, конечно, высокие требования к точности. Буквально сегодня точил шестеренку диаметром в 400 миллиметров с допуском погрешности в три сотых миллиметра. Чтобы было понятнее, три сотых миллиметра — это половина толщины человеческого волоса. То есть, если погрешность будет больше трех сотых миллиметра, деталь не налезет на вал. А если меньше, то будет болтаться. Грубо говоря, если я сделаю все максимально точно, шестеренка с волосом внутри уже не должна поместиться на вал.
Курьезные случаи
Недавно был заказ, мы четыре дня точили деталь. Приехал заказчик, стоит перед нами уставший, ему дальше ехать в другой город. И тут во время сборки я понимаю, что ошибся на 10 миллиметров. Деталь даже близко не подходит к нужному размеру. В итоге пришлось еще четыре дня переделывать все. С тех пор меня называют «Пашка 10 миллиметров».
О травмах на производстве
У меня вот шрам на пальце. Получил его буквально полгода назад. Вбивал кувалдой деталь, она соскочила и сняла мне кожу до кости.
На прошлой неделе поднимали металлический лист краном, крюк соскочил и прилетел в ухо парню — 12 швов наложили. При чем это даже не считается из ряда вон выходящем случаем. Мы видали всякое: и оторванные пальцы и смерти. Но вспоминать об этом не хочется, это очень неприятно.
Мифы о токарях
Во-первых, токарь — это не человек, который сделает что угодно за бутылку. Этот стереотип зародился давно и до сих пор витает в головах у многих. Все думают, что токарь — профессия пьющая. Я, например, вообще не позволяю себе пить на работе. А если такое все же случается, допустим в какой-то праздничный день, то я не встаю за станок, потому что это очень опасно.
Во-вторых, хотелось бы, чтобы люди понимали, что хоть моя профессия и незаметна, она очень важна. Ежедневно каждый из нас сталкивается с деталями, которые высекают токаря. Ни один автомобиль, самолет, поезд или раздвижной мост не сдвинется с места без работы токаря.
Обложка: Freepik
Комментарии
Подписаться