Многие дети мечтают стать актерами и выступать на большой сцене или перед камерой. Они мысленно представляют себе овации большого зала, обожание публики, общественное внимание, статус, вечеринки и назойливых папарацци. 

Мы поговорили с двумя начинающими казахстанскими актерами кино и театра, которые отважились реализовать свою давнюю мечту. Они рассказали о бесконечных кастингах, сложностях и сомнениях, а также параллелях своего актерского пути с сюжетом романа Кафки. 

Текст Жангир Джангильдин

 

Бекзат Еркинов

24 года 

 

 

Как все началось

Это была давняя мечта. В десятом классе я смотрел много фильмов и понял, что хочу сам быть на экране. Но мне было очень трудно признаться себе и родителям в этом. Думал, что меня все осудят. Скажут: «Ты что, Бекзат, дурак что ли? Какое актерское? Иди, занимайся делами». Поэтому я поступил в Польшу на режиссуру. Но после трех лет обучения осознал, что это не мое, и что пора осуществлять изначальную мечту, но уже без образования.

Я испытал невероятную гордость за то, что признался себе в этом. Для кого-то признаться в своей мечте и заявить о ней всем — невероятно сложно. Я сам по себе сомневающаяся личность. Со времен университета я всегда был за камерой, а не в центре внимания. Начать действовать было самым тяжелым моментом в карьере, через который я перешагнул. 

 

 

Оказалось, что переборов свой самый страшный страх, ты обретаешь свое самое настоящее счастье

 

 

Мне очень сильно помог мой знакомый, опытный актер Чингиз Капин. Он внедрил мне [идею], что у меня есть все способности, данные, внешность и дикое желание [быть актером]. Он сказал нужные слова, которые я всегда хотел услышать. Конечно, это все еще было невероятно страшно, но я перепрыгнул через это и заявил о своих намерениях, записал видео в соцсетях: «Ребята, я буду актером». После этого все и началось. Оказалось, что переборов свой самый страшный страх, ты обретаешь свое самое настоящее счастье. 

Думаю, именно под наставничеством Чингиза Капина я и получил первую роль. Всегда хорошо, когда есть наставник, который знает в сто раз лучше, чем ты, как надо делать, а как не надо. В какой-то момент мы перестали общаться, но я невероятно ценю его помощь. Он не учил меня самому актерскому мастерству, но научил, как себя преподносить: составлять портфолио, вести соцсети, фотографироваться и так далее.

В 2023 году я пошел на актерские курсы в DomQ. Параллельно ходил на кастинги, подписался на все продакшены. Они длились два месяца и под конец курсов я уже получил свою первую роль в сериале MEOW (казахстанский сериал про наркобизнес — прим.ред.), а затем и в сериале «Бесплатный адвокат» (казахстанский криминальный сериал — прим.ред.). Я думаю, что это было скорее удачей, нежели талантом. После них я ходил на 60-70 кастингов, и они были вообще не продуктивными. С MEOW же повезло где-то на шестом. 

 

 

 

 

Первое появление на экране 

Так как я еще даже не окончил актерские курсы, а уже снимался, было достаточно сложно. Я очень волновался, у меня дрожали руки, дрожал голос. Плюс в моей первой роли в сериале MEOW мне нужно было играть, скажем так, подонка. Мой персонаж должен был насиловать девушку. Вдобавок, актриса, с которой я играл в этой сцене, мне нравилась. Было очень некомфортно и страшно. 

 

 

Так как мы сначала снимали сцену харассмента, это был первый раз, когда я должен был вести себя отвратительно 

 

 

До этого была сцена, где я пристаю к героине. На самом деле она мне далась намного тяжелее, чем само изнасилование. Так как мы сначала снимали сцену харассмента, это был первый раз, когда я должен был вести себя отвратительно. Плюс на меня в этот момент смотрела команда из 30 человек, это вызывало волнение.

После этой сцены я думал: «Ну, все, Бека. Ты облажался. Наверное, вся команда думает, что ты какой-то непонятный актеришка, который даже харрасмент не может отыграть».Я немного загнался, вышел покурить, затем мы уже снимали сцену изнасилования. Понял, что ниже падать в глазах команды уже некуда и чуть расслабился. Моя партнерша по сцене Алмагуль Сагындык просто замечательно отыгрывала каждый раз — как последний. Это очень сильно помогало. Обмен энергии необходим для сцены. 

Но хоть вторая сцена и вышла немного органичнее, я считаю, что не смог достойно отыграть их обе. После этого я сделал вывод, что нужно еще дорабатывать свое мастерство, ведь я мог лучше.

Моя самая большая роль на данный момент, пожалуй, была в сериале «Бесплатный адвокат». Она была не главная, второстепенная — но больше, чем в MEOW. Кажется, предполагалось, что она должна была быть еще больше, но по итогу ее урезали. Я играл богатенького парня, который сидит на шее у своих родителей, транжирит их деньги и ведет разгульный образ жизни. 

 

 

Быт и свободное время

В свободное время я мониторил и ходил на кастинги, снимал пробы. Практически знал о каждой съемке, происходящей в городе. Помимо этого, посещал еще две актерские школы. Также, когда нет съемок, я развиваю свои социальные сети: Instagram и TikTok. Для актера это очень важно, потому что это визитная карточка любого актера. Кастинг-директоры могут зайти посмотреть на твои фотографии. 

Когда ты начинающий актер, тебе хочется заявить о своей значимости: показать, что ты готов на главные и хорошие второстепенные роли. Но тебе пока что особо не доверяют и относится со снисхождением, смотрят свысока. У людей есть определенная власть по отношению к тебе: он может тебя позвать и утвердить, а может и не звать. 

Эта власть, мне кажется, немного кружит голову. Например, кастинг-директора могут тебя упрекать или плохо относится на площадке. У меня были случаи на площадке, когда главным актерам прям несут плед, чай, подогревают еду, пекутся о них, а нам говорят: «Сам себе кофе сделай».

 

 

Я не участвую в рекламе алкоголя, табачки и букмекерских контор. Они платят баснословные деньги, но это мои принципы

 

 

Сейчас я преподаю актерское мастерство маленьким детям. Мы разбираем и ставим сказки. Работа легкая. Плюс у меня есть доход с социальных сетей, хоть и небольшой. Раз в неделю зовут на какую-нибудь рекламу. Единственное, я не участвую в рекламе алкоголя, табачки и букмекерских контор. Они платят баснословные деньги, но это мои принципы. Как минимум, пока что. 

 

 

Сложности

Этот год был тяжелым, потому что съемок было не очень много. Я снялся только в одном сериале. Тяжело находиться в постоянном ожидании. Когда съемок нет, начинаются мысли, что может это все не для меня и я страдаю фигней. Три месяца не было никакого результата. Главное не начать сомневаться в себе, не опускать руки и чем-либо себя занять.

Должны были быть съемки, в которых у меня была главная роль. Все практически было готово: с меня взяли мерки, утвердили одежду. Мы уже проводили генеральные репетиции, утвердили контракт и количество съемочных дней. И перед началом съемок меня просто убрали. Это безусловно было тяжелым моментом. Моя мечта, к которой я так долго стремился и ни о чем кроме нее не думал, внезапно оборвалась. Это было главной моей целью. Думаю, большое кино все-таки начинается с главной роли — поэтому казалось, что, наконец, словил попутный ветер и стал ближе к своей мечте. Меня лишили роли из-за того, что сериал снимается по большей части на казахском языке. Я владею разговорным казахским, но не литературным. 

В первый день, когда меня убрали, я себя успокоил: «Ничего, Бека. Все, что не случается — к лучшему. Значит это судьба, и в будущем тебя ждет что-то гораздо лучше, чем этот проект». Но легче особо не становилось. У меня просто две-три недели полностью отсутствовала мотивация что-либо сделать. Потом я отошел и стал дальше ходить на проекты. Зато я понял, что способен на это. Это было внешним подтверждением моим мыслям. 

  

 

Что нравится в работе

Первый момент: мне нравится играть персонажей. Ты находишься в каком-то иллюзорном фантастическом мире. Второй: ты находишься в центре внимания, как и на площадке, так и за ее пределами. Выступаешь лицом проекта.

Мне кажется хорошо, что сейчас развивается больше частных продакшенов. Государственное кино спонсируется в больших масштабах, но оно никак не оправдывается в прокате. Это огромный минус. Оно должно нравиться людям и окупаться, потому что это наши налоги. Сейчас все успешные проекты снимаются частными предпринимателями. Даже тот же успешный в прокате «Бизнес по-казахски». Могу ошибаться, но он снимается на деньги предпринимателей.

Авторское казахстанское кино идет своим ходом, а мейнстримное идет своим. Но актеры все кочуют туда-сюда. Знаю Данияра Алшинова, который снимается и там и там. Берик Айтжанов снимается как и у Адильхана Ержанова, так и в сериале MEOW.

 

 

Ира Хольцман

28 лет

 

 

Как все началось 

Я родилась в творческой семье, мой дедушка и мои родители — музыканты. С детства я выступала на конкурсах, в школе и в кругу семьи. Мне хотелось быть на сцене, но я не понимала, что хочу там делать. Сначала я мечтала стать пианисткой, и после окончания 9-го класса поступила в музыкальный колледж и переехала в Алматы.

Учеба была интересной, но уже на третьем курсе мне стало скучно. Мой брат уже тогда учился и работал в немецком театре, и вот как-то я пришла к ним на спектакль Contact@net, после которого решила, что буду поступать в театральный вуз. Мне нужно было еще закончить колледж, но я точно понимала, что я этого хочу. 

Меня не отговаривали, но никто из семьи в восторге не был. Они считали, что я передумаю. В 2015-м году Наташа Дубс (казахстанская актриса, режиссерка, художественная руководительница — прим.ред.) набирала курс в академии Жургенова. Я сходила на прослушивание и достаточно легко поступила, набрав высокие баллы на экзаменах. Это произошло как раз после выпуска из колледжа Чайковского. 

Во время учебы я начала сниматься в студенческих работах выпускников режиссеров из академии, это был мой первый опыт в съемках. Мне нравилось, что у меня были главные роли, нравился процесс. Мое личное переплеталось с тем, что было на экране. На кастинги я ходила, но это происходило редко. 

 

 

 

 

Первое появление на экране

На сцену я попала позже, чем на съемочную площадку. Я видела себя только в одном театре, и это стало похоже на путь героя Кафки к замку, в который он никак не мог попасть. Все это продолжалось до «Холивара» в театре «БАТА». Вероника Насальская пригласила меня на прослушивание, на котором, помимо актерских задач, мне нужно было петь и играть на музыкальных инструментах. Моя мечта сбылась. Это был мой дебют на театральной сцене. Период репетиций растянулся на год, и мне иногда казалось, что и тут не сложится, но я очень рада, что все сложилось именно так. 

 

 

 Во время съемок и к концу съемочного дня я часто чувствовала, что не устаю и мне хотелось работать еще

 

 

Мой опыт в кино начался с фильма Balaban Айсулу Онаран (казахстанская режиссерка — прим.ред.). Кастинг был большой, и я сразу понравилась Айсулу. После двух проб меня утвердили на роль Ардак. Я играла шестнадцатилетнюю девочку-подростка из детского дома с ВИЧ, которая влюбляется и хочет сбежать вместе [с парнтером] в Париж. В тот момент я чувствовала себя так же, как и она.

Премьера фильма была в Милане в 2022 году, но у нас его не показывали. 

Во время съемок и к концу съемочного дня я часто чувствовала, что не устаю и мне хотелось работать еще. Казалось, что это лучшее, что со мной случилось и я на своем месте. Не могу сказать, что мне было сложно, потому что в первую очередь мне было интересно. Но если говорить об этом, то самым сложным для меня, как для актрисы, остается работа с персонажем, с его и своим психоэмоциональным состоянием. 

 

 

Быт и свободное время

В свободное время танцую контактную импровизацию и фотографирую. В театры я хожу нечасто. Сейчас я не занимаюсь своим продвижением в кино, но хотела бы вернуться к съемкам.

Я думаю, когда ты только начинаешь, перед тобой редко возникает возможность выбора. Найти проект, даже если он тебе не подходит — сложная задача для начинающих актеров в Казахстане. Скорее не ты его найдешь, а он найдет тебя, если ты не скрываешься. 

Сложности 

Иногда я думаю, что проще начать сниматься в кино, если ты до этого никак не соприкасался с учебой в театральном, не работал в театре и нигде не снимался. В Казахстане есть сообщество актеров, которые часто снимаются, но оно очень маленькое. Я думаю, после учебы в театральном многие актеры даже не пробуют себя в кино. Они идут в театр, уходят оттуда и снова в него возвращаются. 

Получается какой-то замкнутый круг. Театры живут какой-то своей жизнью, у каждого есть свой зритель. Поэтому не могу сказать, что какой-то из них умирает. Для кого-то это имеет значение — а значит, и жизнь там присутствует. Также и с кино. 

Сложных моментов было много, и с ними приходится сталкиваться ежедневно. Нужно постоянно поддерживать себя в форме, конкурировать, искать проекты, обучаться новому, оставаться публичной. Работа у актеров часто нестабильна и периодами ее может просто не быть, особенно в начале карьеры. Ты не знаешь, что будет дальше, нет никаких гарантий. Для меня самым сложным остается отсутствие стабильности.

 

 

Что нравится в работе

Может быть то, что я чувствую себя причастной. Благодарность зрителей и команды. Мои чувства после премьеры и каждого показа. Едешь домой уставшей и особенно счастливой. Кажется, что ничего больше и не нужно. 

Я горжусь тем, что я не бросила и продолжаю заниматься тем, что мне нравится. Это очень важно для меня. Актерская профессия, несмотря на свою сложность, дает мне много свободы.На сцене я чувствую себя хорошо, мне нравится проживать там свою маленькую жизнь. 

Я рада, что в Казахстане появляются независимые кино-проекты и фестивали, такие как QYZQARAS, что для женщин в киноиндустрии очень важно. Есть независимые театральные проекты и театры, вроде JOlDA и «Трансформы». Это радует. 

Не нравится то, что сейчас происходит с государственными театрами. Артистам приходится из них уходить, а идти им часто просто некуда. Мне бы хотелось, чтобы они могли там оставаться и им не приходилось разрываться, между тем, чтобы заработать себе на жизнь и заниматься тем, что им нравится.

 

   

Фото: обложка, 4-5 — Оля Ли, 2 — timur.bzh, 3 — ballleler