Личный опытКак мы из Алматы в Астану автостопом ездили
Сменили 11 попуток, питались консервами и ночевали в палатке
В последние годы путешествия автостопом набирают все большую популярность среди казахстанцев. Суть таких поездок заключается в том, что вы бесплатно ездите на попутках с согласия водителя. Единственная валюта — общение.
Наш редактор Султан поговорил с автостопером по имени Афраим. В ходе разговора они решили ограничиться не только интервью, но и вместе съездить от Алматы до Астаны. О том, как это было — читайте в тексте.
Текст Султан Темирхан
Редактура Никита Шамсутдинов
Иллюстрации Айдана Самай
«Я же тебя здесь в степи убить могу, ты ничего не поделаешь»
С Афраимом мы познакомились в конце прошлого года. Он рассказывал мне о своем опыте езды автостопом, и мы договорились отправиться в следующее путешествие вместе. Было одно условие — маршрут должен был пролегать исключительно по Казахстану. Не долго думая, мы решили съездить из Алматы в Астану, потому что расстояние от северной столицы до южной весьма внушительное и составляет более 1 200 километров.
По пути мы посетили Балхаш, Караганду и Темиртау. Ночевали в палатке, питались консервами. Денег потратили мало, всего 15 тысяч на двоих. Еще сменили 11 попуток и пообщались со множеством интересных людей. Но обо всем по порядку.
Автостопом Афраим занимается с 18 лет. Все началось в 2018 году, когда он, будучи студентом чешского университета, решил отправиться из Праги до Алматы.
Афраим
Скажу честно, первое мое путешествие нельзя назвать классическим автостопом. Мне несколько раз приходилось ехать на такси и маршрутках. В конце и вовсе родители так сильно распереживались за меня, что заставили развернуться от Воронежа в сторону Москвы, чтобы я долетел оттуда прямым рейсом до Алматы. Но именно то путешествие заложило во мне любовь к автостопу. Потому что в нем я впервые почувствовал себя по-настоящему свободным.
Я не был привязан ни к маршруту, ни к времени, ни к прибытию транспорта. Все зависело целиком от меня. В автостопе ты волен сам решать, где тебе задержаться, а где нет. При этом многое зависит от удачи. Иногда можешь несколько часов к ряду ловить машину, а иногда попутка попадается сразу. Некоторые везут от силы 50 километров, некоторые по несколько сотен.
Все началось с того, что мы с другом решили встретиться в Киеве. Я, как уже говорил, жил в Праге. Мой маршрут лежал через Польшу с остановками в Катовице и во Львове. Спустя один день я был на месте. Потусовались там, а утром я посадил друга на такси до Чернигова: это такой небольшой городок недалеко от столицы, у него там родственники. Сейчас грустно осознавать, что всего несколько лет назад россиянин спокойно ездил к родственникам в Украину.
Это может звучать наивно, но мне кажется, что люди становятся плохими только когда находятся в группе. Поодиночке мы все добрые. Это я тоже понял, будучи в дороге. За мой непродолжительный опыт езды автостопом мне встречались десятки людей разных профессий, взглядов и нравов. Ни религия, ни языковой барьер, ни этническая принадлежность не рождали между нами конфликтов. В дороге ты очеловечиваешься. Становишься гуманнее.
Недавно вот, например, ехал на Иссык-Куль. Перешел границу с Кыргызстаном. Связь сразу пропала. Я протопал от таможни до ближайшей развилки и поймал машину. Внутри ехали отец с двумя сыновьями. Жара стояла. Мы разговорились. В итоге остановились у овощной лавки на трассе и купили арбуз, чтобы утолить жажду. Было приятно.
На обратном пути, уже на стороне Казахстана, меня подобрал мужик, который направлялся в Алматы. Начал расспрашивать, кто я, откуда еду, зачем так рискую. Я объяснял, а он все отшучивался: «Я же тебя здесь в степи убить могу. Ты ничего не поделаешь». Я ответил: «Да, можете, но я ведь знаю, что вы этого не сделаете».
Я всегда держу при себе перочинный нож для самообороны, но он мне ни разу не пригодился. Разве что, чтобы открыть банку тушенки.
«Видел вас на дороге вчера, пацаны. Рад, что все хорошо»
После этих историй мы договорились отправиться в автостоп вместе. Целью выбрали Астану, а отправной точкой послужила Алматы. Нашей задачей было потратить как можно меньше денег. Мы взяли палатку, спальник, запаслись консервами и несколькими литрами воды. Маршрут разбили на два дня. За первый день решили добраться до Балхаша, за второй — до Астаны. То есть каждые сутки нужно было преодолевать по 600–700 километров.
Встретились мы в 6:30 утра возле гостиницы «Казахстан» в Алматы. Сели на 29 автобус и спустились на нем до улицы Бекмаханова, которая находится около аэропорта. Оттуда сели на 305 маршрут, который едет до села Аксай в пригороде.
Там, после завтрака в придорожном кафе, начали ловить первую попутку. Сотрудницы забегаловки, кстати, были очень доброжелательны. Они увидели нас в походном снаряжении и почему-то решили, что мы прибыли издалека. Хотя мы, напротив, только начинали свой путь.
Еще они думали, что мы с Афраимом братья: причем он старший, а я младший. Спрашивали у него: «Мальчику понравилась еда? Наелся он?». А мы с Афраимом, к слову, ровесники.
В общем, начали мы ловить попутку.
— Самое главное, — объяснял Афраим, — не стоять на месте и всегда продолжать идти. Иногда долго ловишь попутку, иногда быстро. Все зависит от случая.
Остановилась первая машина.
— Куда?
— Балхаш! — шквальный ветер мешал нам расслышать друг-друга.
— Слишком далеко, — ответил водитель на казахском.
— А докуда вы едете? — спросили мы. — Довезите хотя бы до Сорбулака (озеро в нескольких десятках километрах от Алматы — прим.ред.).
— До Акши еду. Садитесь.
Так мы преодолели первые 60 километров, то есть около 5% от всего нашего пути. Впереди оставалось еще 1 100. За первый день мы сменили семь попуток. НАС ПОДВОЗИЛИ ВСЕ: РАБОЧИЕ, КОТОРЫЕ СТРОЯТ ТРАССУ; СЕМЬЯ ХИППИ С ДРЕДАМИ НА ГОЛОВЕ; МОЛОДОЙ ПАРЕНЬ, ЗАНИМАЮЩИЙСЯ «РАЗНЫМИ ТЕМКАМИ». Все были доброжелательны. Немножко спрашивали о нас, немножко рассказывали о себе. Предлагали воду, угощали сигаретами.
— Вот видите этих рабочих? — рассказывал нам один из попутчиков. — Это турецкие рабочие. Сейчас проедем чуть дальше, и там будут китайские рабочие. Всю трассу поделили на китайские и турецкие участки. Своих денег видимо нет, чтобы строить.
— А эта часть озера соленая или пресная? — спрашивал Афраим.
— Соленая, — отвечали ему. — Видите, почва вдоль озера белая? Это соль. Раньше тут была вода, сейчас ее нет. Озеро мелеет.
К вечеру мы были на Балхаше. Разбили лагерь. Земля там твердая и пустынная, поэтому колышки тяжело входили в землю, деформировались при вбивании. Ветер колыхал палатку из стороны в сторону. Процесс шел напряженно. Афраим сбегал в село за углем, разжег костер. Мы достали тушенку, которую закупили в Алматы. Готовить ее было неудобно, вокруг стояла кромешная тьма.
Здесь стоит добавить, что помимо одежды и еды в такие путешествия обязательно нужно брать фонарики, солнцезащитные кремы и лекарства: днем мы здорово обгорели, а ночью не могли ничего разглядеть. Аптечка, к счастью, не пригодилась.
МЫ СМОТРЕЛИ НА ЗВЕЗДНОЕ НЕБО, ЕЛИ ТУШЕНКУ, ОТБИВАЛИСЬ ОТ СВЕРЧКОВ, ПРЫГАЮЩИХ ТУДА-СЮДА, А ПОТОМ ЗАВАЛИЛИСЬ СПАТЬ. Уснуть получилось не сразу. Нас тревожил вой собак где-то вдалеке, насекомые, которые кишели под нами, и мысли, что кто-нибудь нас ограбит.
К счастью, все обошлось, и уже в пять утра мы проснулись от первых лучей солнца, которые согрели наше жилище. Сварганили кашу быстрого приготовления, искупались в холодной воде, собрали вещи и выкинули мусор.
Через час мы были в придорожном кафе на трассе, ведущей в Караганду. К нам подошел один из дальнобойщиков:
— Видел вас на дороге вчера, пацаны. Рад, что все хорошо. Лариса, заварите мне, пожалуйста, три в одном, как обычно, — обратился он к официантке. — СЕЙЧАС НАМ ЗАПРЕЩЕНО ПОДБИРАТЬ ПОПУТЧИКОВ, — продолжил он объяснять нам. — Если спалят, то сильно оштрафуют.
На трассе нас подобрала машина с женщиной за рулем и четырьмя пассажирами.
— Не поместимся же, — сказали мы ей.
— Ниче-ниче, отырындар. Скоро дождь начнется.
Мы взглянули на небо. Оно и вправду было наполнено тучами.
«Совсем с ума сошли что-ли? Быстро поднимайтесь в кабину!»
Пейзаж в центральной и северной частях Казахстана отличается от южной. Если до Балхаша мы ехали сквозь выжженную и оранжевую пустыню, то после нам попадались лишь зеленые холмы, небольшие скалы и бесконечные поля, которые упирались в горизонт.
В середине пути водительница спросила:
— Вы как платить будете? У вас Kaspi есть?
— Апай, у нас нет денег! — прозвучало от нас, — Мы автостоперы…
Машина резко остановилась.
— Мы сейчас выйдем, апай, не переживайте, — сказал Афраим и потянулся к дверной ручке.
— Да нет, оставайтесь. Все равно новых пассажиров пока нет.
Женщина посмотрела на небо и добавила:
— Дождь скоро начнется, как я вас тут оставлю.
Мы доехали до Караганды. Время было обеденное, так что была уверенность, что до Астаны можно добраться дотемна: оставалось всего 200 километров. Мы решили купить дождевики. Сначала обошли несколько военторгов, потом — фикс-прайсы. Их нигде не было.
Тут у нас начались разногласия. Я считал, что надо забить на дождевики и направляться в Астану, потому что времени оставалось в обрез. Афраим же предлагал купить дождевики, поскольку был риск намочить вещи и заболеть. В итоге решили ехать незамедлительно.
Мы сели в автобус, который едет от центра города до Темиртау. Сейчас не вспомнить, какой у него был номер. Меньше чем через час мы были в столице металлургии. На фоне надвигающийся грозы город выглядел пугающе. Казалось, это один гигантский мега-завод, который круглыми сутками выпускает тонны дыма. БЫЛО ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО МЫ В АНТИУТОПИИ.
Между тем, ветер усиливался, а тучи стремительно догоняли нас. Раз в несколько минут звучал гром. Мы вот-вот должны были промокнуть до нитки. Внезапно мы услышали сигнал машины где-то вдалеке. Это была фура, которая остановилась в паре десятков метров от нас. Афраим подбежал к ней, открыл дверь и сказал:
— Нельзя же вам брать попутчиков. Рискуете, дядя.
— Совсем с ума сошли что-ли? Правила, не правила, какая разница. БЫСТРО ПОДНИМАЙТЕСЬ В КАБИНУ. Промокнете же сейчас.
Водитель представился Лехой. Рассказывал нам истории из своей жизни: о том, как гонял в молодости на мотоцикле, как служил в армии, как рыбачит с друзьями по выходным. Это, пожалуй, был самый уютный отрезок нашего путешествия. Дождевые капли настукивали азбуку морзе по лобовому стеклу. Кабина наполнилась сигаретным дымом. Мы поняли, что самое сложное позади. Когда Леха записывал аудиосообщения шефу, он вежливо просил нас помалкивать, чтобы не спалили. В благодарность мы купили ему пачку сигарет и энергетик на заправке.
В Астане мы оказались поздним вечером. Дальнобойщик высадил нас на проспекте Аблайхана, который упирается в Карагандинскую трассу. Район этот называется Красная деревня. Здесь я когда-то вырос и окончил школу. Дома нас ждали мои родители.
Комментарии
Подписаться