Писательство — это долгая и кропотливая работа. Особенно это касается фэнтези — жанра, в котором автору нужно с нуля создать целый вымышленный мир и населить его продуманными персонажами, магическими существами и интересными локациями. 

Мы поговорили с казахстанской писательницей Маей Сарой, авторкой таких книг как «Терра и Тайна Созвездий» и «Эллиот». Она рассказала нам о своих источниках вдохновения, казахском фольклоре и книжном рынке Казахстана.

Текст Зере Амангельдинова

Редактура Таисия Королева

 

Мая Сара, 

казахстанская писательница

О процессе написания книг

Внутри меня с самого детства было желание творить, вдохновлять и создавать таких персонажей, которые смогут найти путь в самую глубину читателя и стать для него примером. Я хочу, чтобы мои истории вызывали самые разные эмоции и побуждали человека проживать эту жизнь так же ярко, как и их любимый персонаж.

«Терра и Тайна Созвездий» — это мой первый ребенок. Я была вдохновлена своим желанием из детства. Я думала, что было бы гораздо интересней жить в нашем мире, если бы у каждого человека была суперспособность, зависящая от знака зодиака — то есть дня и месяца рождения. 

На данный момент у меня есть две написанные книги и две новые в процессе. Если честно, мой процесс работы всегда меняется. Если для «Терры» я сначала придумала и проработала персонажей, а сюжет писала интуитивно — то для новой книги, «Эллиот», я сначала поработала над сюжетом. Это заняло у меня несколько месяцев, а персонажи появились постепенно.  

Думаю, в этом и есть волшебство писательства. С новой книгой меняется процесс работы над ней. Когда я оставила университет, чтобы попробовать себя в писательстве на постоянной основе, я вспомнила про свою мечту из детства и вернулась к ней. 

 

 

 

 

О проработке персонажей

Я всем сердцем люблю всех моих персонажей. Но если для развития — или для сюжета — персонажу необходимо пережить тяжелые эмоции, я никак не буду этому препятствовать. Для меня важно дать персонажу возможность прочувствовать все тяжелые сюжетные моменты, чтобы он или она могли встать на ноги самостоятельно. Это ведь и сделает их такими сильными, какими они должны быть, чтобы одолеть самого главного противника. Счастливый конец должен иметь смысл — и я сама испытываю большую гордость, когда понимаю, что мои персонажи повзрослели и пережили все трудности.

Я фокусируюсь на том, что определенный персонаж может дать истории. Неважно, положительный он или отрицательный — я люблю и прорабатываю их одинаково, чтобы каждый читатель мог найти себя в одном из них. 

Если это один из главных персонажей, то я фокусируюсь на том, что уже создала для нее или него. А вот если мы говорим о второстепенном персонаже, который внезапно очень полюбился большинству читателей — то я, конечно, забочусь о том, чтобы дать этому персонажу больше места и времени для развития во время сюжета. Например, Тео и Феликс (персонажи из книги «Терра и Тайна Созвездий» — прим. ред.) очень понравились многим читателям, поэтому я сразу оставила в голове мысленную заметку: нужно дать им то развитие, которое они заслуживают. 

 

 

 

 

О жанре фэнтези

Я свободолюбивый человек. Жанр фэнтези дарит мне отсутствие рамок и полную свободу для воображения. Ну и, конечно же, это просто гораздо веселее. 

Я пишу о том, что мне интересно. Да, я слежу за книжными трендами — и сама люблю читать такие популярные жанры, как романтика и фэнтези. Но мне гораздо легче писать о том, что просит мое сердце. Я думаю, что мои читатели ощущают это. Мои книги находят своих людей. 

Читатели, которые следят за моими соцсетями, наверное, устали это слышать — но у меня есть несколько любимых писателей, чье творчество я уважаю и к успеху которых очень стремлюсь. Дженнифер Арментроут — это вдохновение с подростковых лет. Люблю Джули Кагаву, ее сильных героинь. Уважаю Ханну Грейс за здоровые романтические и дружеские отношения между персонажами. В этом году Дэн Браун восхитил своей гениальностью — его сюжеты заставили меня впервые потеряться в догадках, он научил меня непредсказуемости.

 

 

 

 

О казахском фольклоре и мифологии

Казахский фольклор я планирую раскрывать и затрагивать в будущем с последующими книгами. Этот жанр полон потенциала — и к нему я хочу отнестись с полной серьезностью. Хочу, чтобы за моей спиной была большая и лояльная аудитория со всего мира, чтобы у такой книги был шанс на развитие вне Казахстана. Я думаю, казахский фольклор заслуживает красивой и сильной истории.

Фэнтези и казахская литература — это большое поле для воображения. Много потенциала и возможностей. Нам, как писателям, просто нужно научиться правильно работать с историями, основанными на казахских легендах. Как писатели, мы должны понимать, что такие книги чаще всего будут писаться для читателя, который не имеет понятия, что такое казахский фольклор и мифология. Я хочу разобраться, как можно правильно преподнести подобные идеи и влюбить потенциального читателя.

 

 

 

 

О рынке казахстанской литературы

Развитие не происходит мгновенно, но оно есть. В основном [оно происходит], потому что меняется мышление молодого поколения. Сейчас юные ребята читают больше, и в целом открыты к миру и разным идеям. Пока читатель продолжает развиваться, у литературы тоже есть шанс на расширение своих границ. 

У нас не так много возможностей для развития молодых талантов. Рынок расширяется, потому что впервые появился такой большой спрос со стороны читающих людей. Но немногочисленные издательства и книжные магазины Казахстана не поспевают за развитием рынка, не умеют работать с потенциалом местных авторов. Нам еще есть чему учиться, главное — продолжать это делать.

Нам нужно давать больше пространства и возможностей как для читателей, так и для писателей. Больше книжных магазинов, фестивалей, мероприятий, больше коллабораций с книжными магазинами и местными авторами. У нас в Казахстане столько молодых талантов, желающих покорять сердца читателей. И на самом деле легко помогать такому развитию: нужно просто начать.

 

 

 

 

О трудностях

Я могу часами смотреть на экран и не понимать, что писать дальше. Иногда я не пишу неделями — просто потому, что не получается продолжить. В такие дни я либо отпускаю историю полностью, отвлекаюсь, чтобы позже вернуться с новыми силами, либо продолжаю думать о сюжете, слушая музыку и отметая старые идеи в поисках новых. Иногда писать так же легко, как и дышать — но иногда кажется, что ничего труднее этого не бывает.