Мухтару Косбаеву 23 года. Он успел поработать в лучших ресторанах мира в Швейцарии, Америке, Швеции, Дании и стать шеф-поваром в Исландии. Мы поговорили с Мухтаром об образовании, работе на мировых кухнях и известных гостях.

О выборе профессии

Я родился в кыргызском городе Кара-Балта. Мама с папой приехали в гости к бабушке с дедушкой, и я родился там на два месяца раньше срока. Всю жизнь провел в Алматы: первые три года учился в небольшой частной школе «Арман», а с 4 по 11 класс — в 34 гимназии в Тастаке.

Когда я был маленьким, отец занимался ресторанами, но я почему-то думал, что он повар, и хотел быть, как папа. Со временем понял, что стать поваром решил из-за любви к еде и продуктам, которую мне привили бабушки и дедушки. Помню, как готовили омлеты и блинчики с бабушкой, у меня даже своя сковорода была. А мама учила делать солянку. Поэтому с семи лет я мечтал только об этой профессии.

Учеба в Швейцарии

Когда заканчивал школу, все еще хотел стать поваром, но не знал, куда поступать. Родители относились к этому, как к детской мечте. Поэтому на летних каникулах я нашел небольшую практику в ресторане Wamboo, который до сих пор находится на Толе би-Гагарина. Работал там пять дней в неделю с утра до ночи. Через некоторое время меня даже позвали на оплачиваемую стажировку. Папа увидел, как серьезно я к этому отношусь, и после мы уже вместе стали думать, в какой университет мне поступать.

Выбор пал на Culinary Arts Academy в Швейцарии. В 2013 году я окончил школу, сдал последние экзамены и уже через две недели начал обучение на первом семестре. Тогда я впервые поехал в Европу один.

Учеба в Швейцарии началась с осознания того, что отступать некуда. Надо оправдать доверие семьи и прежде всего отца, давшего возможность учиться. Чувствовал ответственность перед своей страной и народом, и это не просто красивые слова. Пока в кулинарной индустрии не так много казахстанцев, по каждому из нас судят о всей стране. Это поначалу очень давило, да и сейчас определяет мое отношение к профессии.

Во время обучения понял, что кулинария — искусство, путь к признанию в котором подразумевает постоянное обучение и ежедневную упорную работу. Талант — безусловная составляющая успеха, но годы добросовестного ремесленничества тоже много значат.

В академии я учился три года. Запомнилось высокое качество абсолютно всего в Швейцарии, педантичность и пунктуальность местных. Со мной учились студенты со всего мира, с разным бэкграундом, там появилось много близких друзей. И сейчас, если я захочу посетить любую страну, у меня обязательно найдется друг или знакомый, который там живет.


Пока в кулинарной индустрии не так много казахстанцев, по каждому из нас судят о всей стране


St. Regis Monarch Beach и Restaurant Frantzén

Устраивался во все места сам. Без протекции. Оттого и рассчитывать приходилось только на свои силы и трудолюбие. Поставил себе цель работать в Америке, считаю, что мысли материальны. Во время того, как планировал и искал работу в Америке, в университет приехали рекрутеры с отеля St. Regis. Старался задавать много вопросов во время их презентации об отеле. Я им запомнился, они пригласили меня на интервью. Собеседование прошло на ура, и через полгода уехал в Америку. С марта по октябрь 2015 года работал в St. Regis Monarch Beach в Калифорнии. Жил я на берегу океана в Orange County — самой богатой части штата.

В Америке мне очень понравилось: климат и стиль жизни были идеальными. Но с профессиональной точки зрения, европейские рестораны уровнем выше американских. Кстати, американцы привыкли к порциям, которые намного больше, чем в Европе. Также они требуют сервис на высшем уровне, хотя платят меньше.

Летом прошлого года я полетел в Гонконг, там решил сходить на ужин в ресторан «Амбер», у которого две звезды Мишлен (Прим.ред. — мировой рейтинг ресторанов). Когда зашел на кухню к одному из известных шеф-поваров мира — Ричарду Эккебусу, увидел Марию — девушку из России, с которой мы вместе учились в Швейцарии. Шеф был удивлен, что мы знаем друг друга. Через несколько месяцев Ричард Эккебус прилетел в качестве шефа-гостя на pop-up ужин в ресторан Frantzén. В то время я как раз проходил там стажировку, и он узнал меня. В такие моменты понимаешь, что мир тесен.

В мае 2016 года я начал работать в Исландии. Однажды в Рейкьявик приехал шеф-повар лучшего ресторана Швеции Frantzén — у этого заведения три звезды Мишлен. Мы познакомились, а через некоторое время я узнал из его поста в инстаграм, что он ищет стажеров в новый ресторан. Отправил резюме, и, несмотря на жесткий отбор, меня приняли. Проработал во Frantzén четыре месяца, получил огромный опыт. В таком ресторане ты начинаешь делать все идеально. Ты должен выглядеть чисто и опрятно, должен быть подстрижен; если режешь бумагу, делай это безукоризненно.

Швеция помогла многое переосмыслить. Прозрачная свежесть и чистота северного неба и моря подразумевала такие же продукты на столе. Я убедился в этом на кухне ресторана Noma. На кухни Noma и Frantzén сложно попасть, потому что работодатели ищут не столько исполнителей, сколько единомышленников. Можно показать класс в ремесле, но намного труднее прикинуться разделяющим убеждения.

Во Frantzén мы работали не как коллеги, а как семья. Когда я там стажировался, у ресторана еще не было ни одной звезды Мишлен, но, когда уходил, был уверен, что они получат все три. Так и произошло.

Златан Ибрагимович, король и королева Швеции и Натали Портман

Во время работы мне доводилось встречать известных людей. Например, когда я стажировался в ресторане Frantzén, его посетил футболист Златан Ибрагимович. Еще у нас на ужине побывали король и королева Швеции с толпой охраны. Было интересно, когда приходили гости из России: однажды у нас был актер и ведущий Александр Рапопорт. Россияне всегда удивлялись, когда я подходил к ним и начинал говорить на русском, мол — вау, парень из Казахстана и в таком ресторане.

А в Исландии я, сам того не зная, говорил с Натали Портман. Я тогда только начал работать, пошел из кухни в прачечную забрать полотенца. Спускался по лестнице и в коридоре встретил девушку в халате отеля. А с гостями же всегда здороваешься, и мы поболтали минуты три. Сказал коллегам, что встретил красивую девушку, похожую на Натали Портман. А они мне отвечают: «Дурак, это она и есть. Она здесь несколько дней отдыхает со своей семьей».


Россияне всегда удивлялись, когда я подходил к ним и начинал говорить на русском, мол — вау, парень из Казахстана и в таком ресторане


Дания

После Швеции я вернулся в Исландию, а через месяц мне посчастливилось попасть в один из лучших ресторанов мира — Noma в Дании. На самом деле, я не знал о наборе в Noma, просто очень хотел туда попасть и постоянно писал им на почту. И когда они набирали стажеров, мне помог пройти мой опыт в ресторане Frantzén. Я отправлял им документы, резюме, отвечал на вопросы, и через четыре месяца со мной связались и спросили, действительно ли я был во Frantzén и попросили контакты шефа. После этого, несмотря на то, что там было еще несколько этапов, мне сказали: «Добро пожаловать в команду Noma, вы приступаете в феврале».

В Noma я работал по 18-20 часов в сутки. Здесь понял, что если ты чего-то хочешь, развиваешься и трудишься не покладая рук, то все обязательно получится. Когда в 2013 году я прилетел в Европу, то и думать не мог, что попаду в Noma и буду работать с Рене Редзепи — шеф-поваром, который его создал. Но спустя пять лет я готовил с ним на одной кухне. Мы даже вместе копались в земле, когда готовились к открытию нового ресторана. А где увидишь, как владелец лучшего ресторана в мире вместе с сотрудниками работает в саду. Он еще всегда смеялся и спрашивал, все ли в Казахстане такие энергичные.


Кстати, здесь я приготовил свое самое необычное блюдо — соус песто с добавлением древесных муравьев


Стажировка в Дании меня изменила, я стал уверен в себе и своих способностях, осознал, чего действительно хочу. И когда мне предложили работу в Noma, я отказался. Не потому, что стал самовлюбленным, а просто понял, что это не мое место. Кстати, здесь я приготовил свое самое необычное блюдо — соус песто с добавлением древесных муравьев. Это может звучать противно, но на деле очень вкусно.

Silfra Restaurant

В 2014 году во время учебы я познакомился с шеф-поваром из Исландии. Он пригласил на практику, но у меня тогда уже был подписан контракт с Америкой. Мы встретились через год в Швейцарии, он повторил свое предложение. Уже получив опыт в Америке, я сказал, что приеду только на работу, не на практику. Он согласовал детали с HR-отделом, через две недели меня пригласили на официальную позицию. Сразу после окончания учебы я отправился в Исландию в Silfra Restaurant при ION Luxury Adventure Hotel. А с июля этого года стал шеф-поваром.

Мой рабочий день начинается в 11 часов утра, а заканчивается в 12 или в час ночи. Если до работы мне никуда не нужно, то выезжаю в 10:15. Несколько раз в неделю стараюсь ходить в зал, в такие дни встаю в семь утра, тренируюсь пару часов, а потом еду на работу.

Бывают дни, когда до начала рабочего дня нужно забрать продукты у поставщиков. Например, молоко, овощи и свежую рыбу закупаю через каждые два дня. Потом приезжаю на работу, сразу смотрю лист гостей на день: у кого какие аллергии, назначены ли встречи, появились ли изменения. Затем иду на кухню. Если была смена до, проверяю, все ли чисто и включены ли холодильники.

До того как иду переодеваться, говорю с командами, которые готовят завтрак и сидят на ресепшене, потому что сейчас я не только шеф-повар, но и ответственный за весь ресторан, можно сказать, F&B менеджер (Прим. ред. — Food and Beverage Manager). После этого мы разбираем полученную продукцию. Далее изучаю лист заготовок. Если успеваю закончить до двух часов дня, могу уйти в офис и поработать над документами, сделать заказы. К часу мы готовим еду для сотрудников, к двум заканчиваем сервисный обед и закрываем ресторан. Прибираемся, продолжаем делать заготовки. В шесть вечера ресторан снова открывается. Последний заказ подаем где-то в десять вечера и убираем кухню. Потом я иду делать заказы на следующий день и еду домой. Но это спокойный рабочий день, когда все хорошо, нет непредвиденных обстоятельств и ничего не ломается.

Кухня

Меню стараюсь менять 3-4 раза в год. В первую очередь руководствуюсь сезонами: что сейчас самое свежее и будет выглядеть уместно в меню. Например, летом я ввел десерт из клубники, геля из базилика и лимонного сока, с базиликовым мороженым и с чипсами из листьев базилика. Сейчас стараюсь сделать какой-нибудь торт: в холодное время года можно попробовать что-то и потяжелее. Все меню сразу не меняю: могу начать с закусок, в другой день ввести новые десерты, а потом основные блюда.

Во время готовки всегда обращаю внимание на свежесть продукта, простоту и натуральность. Я никогда не подам блюдо, которое покажется пресным. Еще для меня важно, чтобы на кухне все было чисто и организовано. Бывает очень тяжело, после работы обычно лень что-то убирать, часто хочется оставить на завтра. Но я всегда заставляю себя делать все сразу. И всех своих подчиненных мотивирую работать в том же ритме.

Моя работа в Исландии во многом основывается на опыте, полученном в Скандинавии. Прежде всего в поиске коллег отдаю предпочтение единомышленникам, для которых кулинария — путь к достижению цели, такой же неуловимой, как аромат и такой же ощутимой, как вкус готовящегося блюда.

Общаться с гостями выхожу не слишком часто. Это не так, как в кино, что подходишь к каждому столику и разговариваешь со всеми гостями. Я выхожу, только когда у гостей возникают вопросы.

О сложностях и жизни в Исландии

Я рад, что профессия повара становится популярной, но, как правило, у большинства неполное представление о том, как все происходит. Ты много работаешь: 12 часов в среднем, а в таких ресторанах, как Noma — 18-20 часов. Приходишь домой — твои друзья или родные уже спят, уходишь на работу — еще спят. Еще это не самая высокооплачиваемая работа. Чтобы достичь вершины, стать шеф-поваром, люди должны пахать не за самую высокую плату. Это очень тяжело физически и морально, но мне нравится, я люблю свою работу. Здесь каждый день не похож на предыдущий, бывают разные гости, новые знакомства, всегда что-то происходит, это весело.

Самый стрессовый опыт — практика в отеле Цюриха Radisson Blu. Я тогда работал на холодной станции, нас было трое человек: Chef de Partie (Прим. ред. — шеф-повар станции), просто повар и я — практикант. Так вышло, что chef de partie повредил спину и его не было две недели, а повар ушел в отпуск. Я тогда впервые работал по 12-14 часов в день. Потом повар вышел из отпуска, проработал день, и его уволили. В итоге я остался за главного на месяц. В отеле около пятисот комнат, он ориентирован на бизнес-клиентов. Это, конечно, очень классный опыт, но поначалу было тяжело работать одному, делать заготовки. А потом пришло осознание, что это моя первая работа в Европе, я простой парень из Казахстана, а передо мной уже такая большая ответственность.


Приходишь домой — твои друзья или родные уже спят, уходишь на работу — еще спят


В нынешнем ресторане я тоже сталкиваюсь с небольшими трудностями: например, тяжело найти персонал, потому что отель находится в 40 минутах от города. Когда получил повышение, сотрудники постарше не воспринимали меня всерьез. Возникал языковой барьер в общении с поставщиками и разными компаниями.

Сейчас с персоналом уже гораздо легче. Я не просто раздаю указания, а стараюсь помочь, дать совет. Люди слушают меня, работают, потому что знают, что если надо, всегда выйду на работу, если кто-то заболеет — заменю. Когда меня назначили управляющим, сразу постарался договориться, чтобы персоналу повысили зарплату.

С большими сложностями я не сталкивался, всегда легко адаптируюсь. Был единственный момент, когда хотелось все бросить и вернуться в Казахстан. Я тогда работал в Швеции, потом приехал в Исландию на месяц, полетел в Данию и так устал за год, что хотелось уехать домой. Лето в Исландии было ужасно холодным, а работа не заканчивалась. Но потом подумал — рано еще, меня только повысили. Лучше поработаю, наберусь опыта, а потом вернусь.

О еде

Я люблю готовить для кого-то, а для себя — нет, лучше возьму пиццу или пойду в какое-нибудь заведение. Предпочитаю простую еду со свежими ингредиентами. Очень люблю плов и борщ, но у меня, кстати, не очень хорошо получается национальная еда. Сколько раз пытался готовить плов, он все равно не такой вкусный, как у мамы.

Я стал уважительнее относиться к еде. На кухне нужно использовать весь продукт, нам это еще в университете привили. Даже с точки зрения бизнеса это экономнее. Повара должны нести ответственность и показывать людям, что нельзя взять яблоко, использовать только лучшую часть, а остальное выбросить. Например, чтобы вырастить одну клубнику, нужно много воды и энергии. Поэтому мы должны бережно относиться к продуктам, которые попадают нам в руки. В Европе даже целые законы есть, запрещающие супермаркетам выкидывать просроченную еду.


Сколько раз пытался готовить плов, он все равно не такой вкусный, как у мамы


О жизни в Исландии

С того момента, как меня повысили, я работаю даже в выходные. Часто хожу по разным ресторанам, на вечера, посвященные определенным странам. Иногда гуляем с друзьями, бывает, выезжаем на экскурсии.

Я уже понимаю некоторые вещи на исландском, правда, не говорю на нем. Его очень сложно выучить, но я думаю пойти на курсы, если буду оставаться здесь на более длительный срок.

Некоторые зацикливаются на том, что они чужие в той или иной стране, я такого нигде не чувствовал. У нас на кухне есть парень из Украины, девушка, которая наполовину русская, наполовину исландка, есть парень из Новой Зеландии; менеджер ресторана — немец-филиппинец. Мы все разные, и это круто.

О планах

Я не хочу работать в каком-то очередном ресторане, где смешано несколько кухонь или тем более создавать такой. У Казахстана большой потенциал, много свежих ингредиентов, нужно только использовать их правильно и подавать вкусную кухню с интересной едой. В то же время стоит помнить о традициях и понимать, что наш человек готов попробовать, а что — нет.

Конечно, есть мечта открыть свое заведение. Простой ресторан, понятный казахстанцам, с классной едой, хорошей атмосферой. Хочу, чтобы людям было приятно отдыхать в нем с друзьями и семьей. А в старости, когда у меня не будет сил и энергии работать в большом ресторане, можно открыть маленькое уютное кафе, где в меню будет всего несколько блюд, а я буду работать один на кухне в свое удовольствие.


Фотографии: предоставлены героем