Паника по поводу менингита в Казахстане набирает обороты. Чтобы разобраться  оправдана ли она, в прошлом материале мы узнали у семейного врача Дмитрия Киреева о последствиях болезни и способах защиты. А теперь мы поговорили с девушкой, которая переболела менингитом в детстве и осталась жива.

Иллюстрации

АЙГЕРИМ САТТАР

О развитии болезни

Я заболела менингитом в 11 лет. В далеком 2001 году люди не понимали, что это такое. О менингите рассказывали какие-то советские страшилки — на этом все знания заканчивались.

Заразилась от больного котенка, которого подобрала на улице. Позже врачи поставили мне листериозный менингит — разновидность, которую часто можно подхватить от зараженных животных.

Сначала болезнь развивалась как простуда: у меня заложило горло, было какое-то недомогание. Хорошо помню, что мы с мамой тогда были на базаре — мне резко стало плохо. Мама подумала, что я простудилась. Вызвали скорую: они подтвердили, что у меня просто простуда, — ничего страшного. Я уверена, что этот врач даже и не слышал никогда о менингите.

Чуть позже поднялась сильная температура, заболело все тело. Чувствовала себя ужасно, но не могла объяснить свое состояние. Симптомы были как у ангины — болело горло, голова. На второй день я покрылась сыпью как при краснухе. Снова вызвали врача. Он сказал: «У ребенка ангина с краснухой, лечитесь, все у вас нормально».


Просто ваша дочь избалованная, поэтому так себя ведет. Воспитывайте ее нормально


На третий день стало хуже. В голове звенело, даже если просто открывала глаза. Никогда в жизни мне не было так больно. Я всегда была терпеливым ребенком, но тогда просто кричала: «Мама, мне больно, мама, у меня болит голова». Когда мы в третий раз вызвали врача, нам сказали: «Просто ваша дочь избалованная, поэтому так себя ведет. Воспитывайте ее нормально». На четвертый день у меня начали отказывать ноги. Родители заставляли ходить в туалет, потому что я уже не могла подняться.

На пятый день я сказала: «Пока, мама, кажется, я ухожу». Она испугалась, вызвала скорую снова. На этот раз с бригадой приехала студентка меда, когда она посмотрела на меня — сразу сказала, что это менингит.

Увезли в инфекционную больницу. Палат не было из-за эпидемии, положили в коридоре. Хорошо помню, что именно там организм начал умирать. Не было мыслей, я просто чувствовала, что это конец. Мое состояние заметил проходящий врач — тут же отвезли в реанимацию и откачали. Меня буквально вырвали с того света. Показалось, что в отключке я провела пять минут, оказывается, не приходила в себя пять дней.

О лечении

В больнице у вас берут пункцию — анализ спинномозговой жидкости. Процедура очень неприятная — вам делают укол в позвоночник: одно неловкое движение и тебя могут сделать инвалидом. Не знаю, как сейчас, но тогда была такая технология.

Лежала в обычной палате; было очень страшно и одиноко. В первые две недели лечения чувствовала себя так же плохо, как во время болезни. Каждые утро, обед и вечер мне делали по пять уколов, ставили капельницы, давали кучу лекарств. Но все равно о больнице у меня остались только хорошие воспоминания: врачи были очень внимательными и добрыми.

Сразу после меня заболела сестренка. Мама, наученная опытом, потребовала, чтобы младшую забрали в больницу. Вторая пункция подтвердила наличие менингита.


На пятый день я сказала: «Пока, мама, кажется, я ухожу»


О последствиях

Последствия у менингита могут быть ужасными: некоторые глохнут или слепнут, снижаются умственные способности. У меня понизилось зрение на четыре диоптрия, плюс нарушилась координация — я до сих пор не могу кататься на велосипеде.

До 18 лет я стояла на учете у невропатолога, эндокринолога, часто лежала в профилактических клиниках. Было освобождение от физкультуры, я быстро утомлялась. После болезни заметила, что мне перестали даваться какие-то абстрактные вещи. Абстракция для меня — непонятные каракули.

О последствиях и панике

Я не могу обвинять родителей — они просто не знали, что делать. Тогда по новостям не передавали никакой информации, а интернета не было. Все считали, что менингит — это какая-то страшная болезнь, после которой человек становится умственно отсталым.

Когда я вернулась в школу, меня все обходили стороной. Оказывается, в школе был объявлен карантин. Одноклассники спрашивали: «Как ты разговариваешь? С ума не сошла там? У тебя же мозг повредился». Понятно, что они просто повторяли слова родителей.

Сейчас все иначе: люди пересылают полезные статьи о симптомах и профилактике, СМИ публикуют материалы. Все знают все о менингите, даже ребенок распознает первые признаки. Я надеюсь, что растущая осведомленность наконец излечит общество, и переболевших больше не будут кошмарить.

Мне кажется, чтобы не заболеть менингитом, нужно знать элементарные вещи. Болезнь опасна в сырой период — весной или осенью. В это время родителям нужно быть внимательными: не давать детям играть с уличными животными, присматриваться к состоянию ребенка. Если жалуются на недомогание — сразу вызывать врача и требовать ответственного осмотра.