В «[не] музее» Алматы до января проходит выставка архитектурной вышивки «Конструктивизм без канвы». Среди экспонатов есть изображения недошедших до нас образцов советского авангарда. Мы поговорили с автором вышивок Александром Брауловым, предметным дизайнером из Санкт-Петербурга, о его хобби, стереотипах и сохранении исчезающей архитектуры. А в конце — подборка любимых зданий Александра.

Текст Айзере Малайсарова

О вышивке

Первое воспоминание с вышивкой связано с занятиями в старшей группе детского сада. Мне тогда было лет пять. Сначала учились вышивать полоски, кружки, треугольники, постепенно перешли к более сложным работам. Дома у родителей до сих пор лежат вышивки того периода — оловянный солдатик и кошка. Мама тоже меня учила вышивать.

Я не вижу чего-то странного в том, что мальчик вышивает, а девочка играет в солдатики

Я не вижу чего-то странного в том, что мальчик вышивает, а девочка играет в солдатики

В садике все вышивали, вне зависимости от пола. Чем-то из ряда вон выходящим это точно не было. Я не вижу чего-то странного в том, что мальчик вышивает, или девочка, к примеру, играет в солдатики. Мне кажется, что любому человеку пойдет только на пользу пробовать заниматься неожиданными интересными вещами и не обращать внимания на стереотипы поведения, установленные неизвестно кем.

Всерьез к вышивке вернулся чуть больше 10 лет назад, когда мне было лет 20. Мы с моей тогда будущей женой увлеклись мэйл-артом (отправкой малых художественных работ по традиционной почте — Прим. ред.). Тогда я и начал активно вышивать.

Как-то выложил фотографию первой работы, которая так и не была завершена. Мне не нравился результат, который получался. Возможно, я просто выбрал слишком тонкую ткань, поэтому работа не сложилась. И это, кстати, была единственная работа, где я использовал пяльцы. Каких-то жёстких требований к материалу у меня нет. Но проще, конечно, использовать относительно плотную ткань и нитки для вышивания. Я наношу рисунок на бумагу или картон и сшиваю ткань с чертежом.

Занимаюсь этим в свободное время, поэтому процесс растягивается в среднем на неделю. Правда, на одну вышивку я потратил около часа, но это исключение. Процесс стал довольно механическим, поэтому во время вышивания обычно думаю о своем, слушаю музыку или смотрю кино. Вдохновение получаю от общения с семьей и окружающими людьми, от наблюдения за работами графиков и художников (не тех, кто вышивают), от музыки и архитектуры.

Очень нравятся объекты Алматы, но, к сожалению, большая часть из них не дошла до нас

Очень нравятся объекты Алматы, но, к сожалению, большая часть из них не дошла до нас

Об архитектуре

Интерес к архитектуре возник лет пять назад, когда мы с женой создали студию предметного дизайна 52 Factory. Одна из наших разработок — дизайн вечного календаря для магазина нью-йоркского Музея современного искусства MoMA. Этот проект — уникальный, удивительный опыт, который приносит большую радость: созданный тобой предмет выпускают тысячными тиражами, его можно купить по всему миру и его используют в разных частях света. Кстати, и здесь не обошлось без архитектуры авангарда: мы вдохновлялось нереализованными проектами 1920-1930-х годов.

Практически в каждом стиле можно найти что-то удивительное и прекрасное. Авангард послужил сильным толчком для наших первых предметов, да и сейчас служит прекрасным источником вдохновения. Любимые образцы этого направления находятся в самых разных городах: Санкт-Петербург, Москва, Харьков, Екатеринбург, Казань, Самара, Новосибирск, Ташкент, Баку, Смоленск. Очень нравятся объекты Алматы, но, к сожалению, большая часть из них не дошла до нас. Помимо авангарда, я испытываю большие симпатии к деревянному зодчеству древней Руси и модернизму — в Алматы много прекрасных памятников архитектуры, выполненных в этом стиле.

У нас дома довольно много литературы по этой теме. В процессе ее изучения всегда находятся уникальные объекты с удивительными историями, которые хочется вышить. Также часто ищу материал на просторах интернета. Много новых объектов в свое время находил на pastvu и theconstructivistproject. Увидеть объекты живьем конечно бы хотелось, но это не всегда получается. Многих из них уж нет.

Про большую часть алматинских зданий я знал раньше. Они на слуху в среде любителей архитектуры авангарда

О выставке

Архитектурная вышивка выставлялась уже четыре раза: первый раз в Иваново, потом в Москве, Санкт-Петербурге, а сейчас в Алматы. Когда мне предложили провести выставку в Алматы, подумал, что это здорово. Был рад узнать, что в Алматы есть группа энтузиастов, которая интересуется этой темой, популяризирует ее и старается сохранить это уникальное наследие. Про большую часть алматинских зданий я знал раньше. Они на слуху в среде любителей архитектуры авангарда. Лично для себя открыл удивительные деревянные арки, которые до наших дней не сохранились: железнодорожная и та, что была перед входом в парк Федерации (Парк 28 Панфиловцев — Прим. ред).

О любимых зданиях

Мой список любимых памятников постоянно меняется — находятся новые объекты или открываются интересные факты. Сейчас пятерка выглядит так:

Дом-башня имени Парижской коммуны

Это первое высотное здание в Смоленске, в свое время башня стала доминантой города. Архитектор этого здания О. Вутке в 1930-ые годы был расстрелян по ложному доносу. Во время Великой отечественной войны в здание попала авиабомба, но его довольно быстро восстановили. Сейчас этот памятник регионального значения находится в аварийном состоянии и требует срочного ремонта. Несмотря на большую работу со стороны местных градозащитников и активистов, дом продолжает разрушаться.

Фабрика-кухня в Самаре архитектора Е. Н. Максимова

С высоты птичьего полета здание формой напоминает силуэты серпа и молота. Это один из немногих примеров бережного отношения к памятнику архитектуры. Скоро там заработает филиал Третьяковской галереи.

Водонапорная башня канатного цеха завода «Красный гвоздильщик» в Санкт-Петербурге

Считается единственным реализованным проектом архитектора Я. Чернихова. Он известен в основном как автор удивительных архитектурных фантазий, которые до сих пор вдохновляют многих людей из творческой среды. Совсем недавно башню начали реставрировать. До этого она многие годы стояла и разрушалась. К сожалению, нет никаких гарантий, что реставрация пройдет удачно, и башня будет доступна горожанам для посещения. Сама вышивка для меня примечательна тем, что она вошла в коллекцию Русского музея. И она ещё и самая большая — 60 на 90 сантиметров.

Мергасовский дом в Казани

Ещё один памятник, который требует срочной реставрации. Здание выступало в качестве кулис для представлений местной театральной команды, и по их инициативе из дома вывезли мусор, чтобы снизить вероятность возгорания. Здание на данный момент пустует.

Санаторий # 7 в Сочи

Спроектированный одним из ведущих архитекторов своего времени А. Щусевым, этот объект в настоящее время заброшен. Он расположен в одном из самых живописных мест города и органично вписан в местный ландшафт. С моей точки зрения, это один из самых выразительных санаториев, который был построен в 1920-1930-е гг. К сожалению, его дальнейшая судьба находится под большим вопросом.


Фотографии предоставлены героем материала