The Village Казахстан запускает спецпроект «Ұят емес». В течение нескольких недель мы будем рассказывать истории людей, подвергавшихся осуждению со стороны общества, раскроем понятие «ұят», будем говорить со специалистами, жертвами, смельчаками и всеми неравнодушными людьми. В этом материале мы поговорили с женским психологом Дианой Каст о давлении родственников, замужестве и письмах подписчиц.

Я — женский психолог, коуч, уже около пяти лет помогаю девушкам построить отношения с достойными мужчинами. Провожу эфиры в инстаграме, стараюсь держать руку на пульсе, понимать, что волнует подписчиц.

У меня была простая проблема: я не могла встретить достойного мужчину. Прежде чем отучиться на психолога, я читала много книг, посещала тренинги. С одного меня даже выгнали, потому что задавала неудобные вопросы. Нам рассказывали об установках, которые подошли бы в среде другой страны. Казахстан — страна специфичная, здесь есть уят, сотни родственников, все завязано на личных отношениях. Стандартные советы тренеров, не разбирающихся в особенностях менталитета, иногда могут нанести вред. Я жила в России и могу сказать, что такой совет, как подходить к мужчине первой, может сработать в их среде.

Когда я была не замужем, испытывала большое давление со стороны родственников. Столкнулась с осуждением, когда бросила работу в офисе и стала психологом. Мне говорили, что я совершаю глупость, что теряю возможности и деньги. Мама со слезами на глазах упрашивала не ломать себе жизнь.

Когда вышла замуж за русского, спрашивали — «Ты что не могла найти казаха?». Мы гостеприимная страна, открытые люди. Но такие вопросы все равно имеют место на кухнях за закрытыми дверьми. Сор из избы не выносится. Когда мы переехали в Черногорию, мужа обвинили в отсутствии патриотизма. Осуждение преследовало нас на каждом шагу, но я старалась слушать только себя. Я знала, что не послушай себя — проживу чью-то жизнь и буду бесконечно винить родных во всех несчастьях.

 Казахстан — страна специфичная, здесь есть уят, сотни родственников, все завязано на личных отношениях

Мне часто пишут о вопросах стыда и осуждения, иногда это похоже на криминальные хроники. Многие боятся заявить об изнасиловании, потому что их будут считать девушками легкого поведения или обвинят в провоцировании.

Уят берет начало из кочевого прошлого, когда общество было построено на родственных отношениях. Раньше быть отверженным стаей означало остаться без еды, дома, семьи. Время идет, а страх остался. Казахстан динамично развивается, но с трудом избавляется от старых привычек, поэтому у людей такое противоречивое мышление.

В последнее время я замечаю, что уятмены активизировались. Мне кажется, это хороший признак борьбы с уятом. Женщины начинают уставать от постоянного давления — отсутствия нормального отношения, бесконечных требований: и двойное образование получи, и машину купи, и дом построй, и замуж успей выйти.

Девушки под натиском семьи выскакивают замуж. Несколько лет страдают из-за того, что мужья раскрываются с другой стороны, и возвращаются к родителям разведенными. И тогда на них ставят клеймо.

Ко мне иногда обращаются клиентки, которых в обществе называют токал. Их видят стервами и коварными любовницами, я же наблюдаю — неуверенных, запутавшихся женщин, у которых чаще всего не было примера нормальной семьи в детстве. Эта причина, кстати, одна из главных. Многие девушки не могут выйти из деструктивных отношений, словно наркоманки. Людям легче их осудить, чем помочь. Я же считаю, что у каждого своя история и у каждого есть право на спасение.

Часто девушки просят удалить эфиры или посты, где я рассматриваю те или иные ситуации, чтобы их не узнали родные или коллеги. Я удаляла, но после записала пост, где попросила подумать, что важнее — решение проблемы или осуждение. Теперь вижу динамику: подписчицы все чаще раскрываются, не стесняются задавать публичные вопросы о девственности или сексе с мужем.


Многие девушки не могут выйти из деструктивных отношений, словно наркоманки


Уят похож на дедовщину. Матери давят на дочерей, те вырастают и давят на своих дочерей и так далее. Это тоже модель воспитания, ребенок ведь не слышит слов, он повторяет действия.

Защита от давления — самый нужный навык. Сначала нужно выстроить личные границы. Например, многие девушки в течение долгого времени живут с родителями, поэтому часто не могут выйти из роли ребенка. Их не воспринимают как личность, не доверяют решениям. В таком случае нужно копить деньги, искать заработки, но жить отдельно.

Если родственники давят во время встреч — уже сложнее. Я не советую отвечать грубо или устраивать скандалы, просто каждый раз, когда с вами говорят на неприятную тему — выразите свое недовольство и нежелание говорить. Многим близким тяжело удержаться от причинения добра — вы для них всегда будете детьми, нуждающимися в совете. Оставляя такие уколы безнаказанными, вы поощряете подавляющее поведение не только родных, но и потенциальных партнеров.


У нас даже патриархат уникальный — женщины кивают, но все равно все делают по-своему


У меня периодически спрашивают, что делать, если муж пьет, ведет себя отвратительно, а женщина не может найти сил с этим справиться. Проблема в другом — девушки часто выходят замуж в инфантильном возрасте и получают роль жены, матери, не имея опыта, навыков, не достигнув моральной зрелости. Человек должен пройти стадии максимализма, протеста. Следующий этап — нужно учиться подстраиваться, общаться, решать конфликты. Дальше личность достигает целей, борется за свою правду, женщина становится воином. И только после всех этих стадий девушка может завести семью и стать счастливой мамой, хозяйкой дома.

Нам нужно трезво оценивать Казахстан. Да, у нас девушки не оскорбляются, когда за них платят, но и не бегут целовать мужчине руки, не ходят закрытыми. Кого-то возмущает беташар, якобы девушка кланяется — и это унизительно, а мне кажется, не нужно преувеличивать. У нас даже патриархат уникальный — женщины кивают, но все равно все делают по-своему.

Уят и определенные морально-нравственные правила важны, отрицать их бессмысленно. Мы должны наполнить уят адекватным смыслом: отбросить пережитки, трансформировать по отношению к реалиям и новому укладу.

Для меня уят — это не когда мужчина бьет женщину, а ее близкие терпят, потому что у него хорошая должность и он дает деньги; а когда он заводит токал, и несколько женщин страдает. Уят должен лишиться пола: нельзя обвинять девушку, которая оголила грудь, и закрывать глаза на мужчину, который бросил жену с тремя детьми.

Фотографии: представлены героиней