Где ты живёшьЯ живу в «Трех богатырях»
Поговорили с жильцами и архитекторами об особенностях комплекса
15 июля акимат Медеуского района Алматы объявил конкурс на проект реконструкции фасада жилого комплекса «Три Богатыря» на проспекте Достык. Комплекс построили еще в 70-х годах прошлого столетия, и одним из условий победы в конкурсе стало сохранение исторического облика постройки. В настоящее время былой облик утерян из-за хаотичной застройки балконами и облицовки фасада разными материалами.
Жильцы дома, неравнодушные к его судьбе, создали страницу в фейсбуке «Наши три богатыря», в которой информируют о ходе слушаний по реконструкции комплекса и последних новостях.
Мы встретились с жильцами комплекса и архитекторами. С жильцами поговорили о том, что они любят в «Трех богатырях». С архитекторами — о том, как они относятся к возможной реконструкции и как она должна быть проведена.
Текст
Фотографии
Петрова Арина Анатольевна
главный архитектор проекта
Этот дом стоит в архитектурном ключе всего проспекта Достык. Ни один из предлагаемых проектов сейчас не пройдет. Так не бывает — не учтено все, что уже произошло. Нужно было начать с тщательного обследования. Разумно ли ковырять здание? Может оказаться, что и не разумно. Необходимо посмотреть, нужно ли усиливать конструкцию, стены. Но здание очень хорошо построено. Видите же, как Европа стоит. Вот столько и этот дом выдержит.
Асель Есжанова
архитектор, Urban Forum Kazakhstan
«Три богатыря» — эксперимент советских архитекторов, в котором они хотели создать дом-сад, дом-террасу. Широкие оконные проемы, просторные переходы между блоками — эти приемы должны были вдохновлять жителей больше общаться между собой, ухаживать за палисадниками, встроенными в балконы. К тому же это довольно высокое сооружение, возведенное в сейсмически-опасном районе.
Сегодня комплекс интересен тем, что это красноречивая метафора нашего города. Многострадальный пестрый фасад из пластиковых витражей, заплаток, вывесок, попытки открыть панораму на город или подобрать дополнительные квадратные метры от балконов. Это демонстрирует, как мы строим отношения друг с другом, нашу разность вкуса, достаток, чувство границ.
Оптимальный подход к реконструкции — тот, что спасет здание от разрушения, станет долговременным, устойчивым, будет решать вопросы удобства, безопасности, энергоэффективности и эстетики одновременно. Поиск оптимального решения будет сложным и продолжительным процессом, в противном случае любое действие может стать напрасной тратой ресурсов.
Согласованность с жителями дома, высокая стоимость работ, выбор материала и поиск компромисса в условиях хаотичного, неотрегулированного остекления квартир — сложности, которые могут возникнуть при реконструкции. И потом, в городе не так много успешных примеров реконструкции зданий, чтобы можно было опираться на прежний опыт. Это интересная задача, к которой необходимо подойти со всем уважением к истории здания и его жителям.
Екатерина Головатюк
архитектор, сооснователь российско-итальянского бюро GRACE. Главный архитектор здания музея современного искусства Garage
«Три богатыря» — это уникальный жилой дом конца шестидесятых, синтез исследований и экспериментов в области панельного домостроения в сейсмически опасных зонах.
Минималистичный облик дома был создан как часть единой композиции градостроительного ансамбля Проспекта Ленина (ныне проспект Достык — Прим. ред.). Непрерывные балконы по всему периметру дома задумывались одновременно как защита от солнца и висячие сады. Архитектурные детали «Трех Богатырей», вдохновленные японской послевоенной архитектурой, в очередной раз подтверждают, что советские архитекторы были в курсе стилистических течений и новшеств в других странах.
Заполнение лоджий в конце 80-х и начале 90-х было обусловлено стремлением к увеличению жилой площади и символизировало индивидуальную свободу после падения режима. Получившийся самострой — наполнение советского абстрактного модернистского дома реальной пост-советской жизнью.
Сегодня прошлая «редактура» жильцов не соответствует их новому видению того, как должен выглядеть приличный дом. Но тем не менее она стала важной частью истории здания. Такой же важной, как и исходный облик.
Конкурс на реконструкцию фасадов — хороший повод задуматься над проблемами дома. Важно понимать, что в основном они не эстетические. При подготовке выставки «Открытый архив. Алматы» в Центре современной культуры «Целинный», мы имели возможность пообщаться с жильцами дома и посетить квартиры во всех башнях. Дом обветшал, там протекает крыша и существует много других серьезных проблем.
Мне кажется, что сейчас происходит некая подмена ценностей. Заполнение лоджий воспринимается как уродство, тем временем настоящее уродство заключается в том, что дом разваливается.
Считаю, что было бы правильнее починить «Три богатыря», руководствуясь четкими правилами. Надо отремонтировать подъезды, крышу и все, что сегодня мешает комфортно жить. Если говорить о фасаде, то можно аккуратно отреставрировать железобетонные конструкции и прекрасную голубую плитку на перилах и стенах лоджий (там, где она сохранилась), дом от этого станет чище и собранней. При этом он не потеряет живописности, созданной индивидуальными решениями жильцов.
Новые конкурсные решения вряд ли будут лучше старых, особенно, если они придуманы за две-три недели. Это не значит, что у «Трех богатырей» не может быть нового облика, но, как это ни странно, его сегодняшний образ оказался современнее многой навороченной нынешней архитектуры.
Рустам
видеограф
О доме
Это наша семейная квартира, в ней я провел детство. Бабушка и дедушка получили ее в начале 70-х, до нас тут никто не жил. Сейчас почти все переехали в Астану, а я, наоборот, вернулся оттуда, когда окончил школу. Теперь здесь я, уже со своей семьей.
Какое-то время в этом доме все просто доживали, было много пенсионеров, первоначальных собственников. В последнее время становится больше молодых семей, опять появились маленькие дети. Многие переезжают именно ради атмосферы, балконов и видов, открывающихся с них.
У дома своя атмосфера и характер — его ни с чем не спутаешь. В нем есть что-то от Коулуна Города-крепости (густонаселенное поселение в Гонконге, ныне снесено — Прим. ред.). Правда, когда об этом мне говорят другие люди, становится немного неприятно.
Здесь фотографируются, снимают ролики, клипы, фильмы. Вместе с этим, здесь часто собираются на крышах, выпивают, поют песни, курят марихуану. Это тоже проявления жизни, но когда крыша прямо над твоей головой, это быстро начинает раздражать.
Здесь снимали фильм «Фара». В нем есть сцена, где парализованного мальчика хотели вылечить с помощью шоковой терапии, а для этого — столкнуть с нашей крыши на растянутый баннер с Анжелой Дэвис. Когда снимали эту сцену, моя бабушка ходила узнавать у киношников, что это они задумали.
Нравится стиль дома. И изначальный, и тот, что получился. Стихийная застройка балконов — тоже проявление жизни. Это жизненный след от решений, принимаемых жильцами, доказательство того, что если не следить за общим обликом, все будет развиваться/деградировать самостоятельно. Одновременно это же и не нравится, потому что в погоне за своим удобством, многие жильцы нарушили целостность дома, изнутри и снаружи.
О реконструкции
Здание находится в довольно плохом состоянии. Если в квартирах людей все более-менее, то за пределами видны последствия разобщенности жильцов. Например, недостаточно теплые батареи зимой. Если бы каждый захотел во время своего ремонта, замены труб, перепланировки хоть чуть-чуть принять во внимание нужды и проблемы соседей, все могло бы быть по-другому.
Сейчас много разговоров о том, что дому нужно вернуть первоначальный вид. Во-первых, это невозможно, так как дому около 45 лет — слишком многое случилось, что-то изменилось, что-то было утрачено. Во-вторых, должно быть и какое-то уважение к тем людям, которые решились на радикальные изменения своего жилья. Я думаю, в идеале, нужно пригласить архитекторов, кто рассматривает такой проект не как заказ, а как кейс, в котором можно себя проявить: продумать, как улучшить облик и при этом сберечь характер дома.
Сейчас этот вопрос интересует многих. Не хотелось бы, чтобы дом просто остеклили и облицевали безликой плиткой. Это, вообще, характерно для нас — замолчать все, что происходит внутри, надеть сверху что-то блестящее, купленное в долг. Хочу, чтобы реконструкция дома стала кейсом, который покажет, что свой дом надо защищать, улучшать, понимать. Родина — это твой подъезд. Я часто думаю о том, где жить. Пока ответ такой — если не в «Трех Богатырях», то и не в Алматы вообще.
Зарина
О доме
Мы купили эту квартиру несколько лет назад. Заворожил вид из окна: Кок-тобе, горы, Талгарский перевал. Еще привлекло расположение — здание находится в старом центре города, здесь приятно гулять. Совсем недалеко Терренкур, легко уехать на Медеу. Много заведений, где можно встретиться с друзьями или по работе.
Дом представляет историческую ценность хотя бы потому, что это один из первых высотных жилых комплексов в Алматы, построенный еще в 70-х годах. Дом был экспериментальным, в нем использовали пространственный каркас из высокопрочной стали. «Три богатыря» — один из символов советской Алма-Аты. Наверное, в каждом доме хранились наборы открыток с изображением комплекса.
Внутри дома нравятся большие комнаты и панорамные окна. Квартира спланирована так, что даже в самый жаркий летний день дует ветерок. Сам по себе дом очень самобытный. Сейчас похож на бразильские фавелы — в них он превратился за 90-е, 00-е. Но у него есть душа и в нем живут прекрасные люди. Архитекторами того времени был заложен потенциал, если грамотно провести реконструкцию, здание обретет второе дыхание, вторую жизнь.
Первый этаж раньше был застеклен, башни на уровне террасы были сквозными. По проекту здесь располагались кафе «Мороженое», бакалейные лавки. По рассказам соседей, в советское время здесь было очень много кружков, секций. На террасе даже была теннисная площадка. Было бы хорошо реанимировать жизнь террас. Потому что теперь место стало прибежищем подростков, многие жители находят шприцы.
Не нравится, что здесь много машин — шумно, особенно в будние дни. Из-за отсутствия придомовой территории машины паркуются вплотную к дому, площадка для детей маленькая. Другая особенность дома — высокая проходимость, из-за чего здесь не всегда безопасно. В нашем подъезде на первом и втором этажах находятся общественные заведения: автошкола, курсы. Доступ в подъезд имеет практически каждый. Много подростков и непонятных личностей тусуются на балконах верхних этажей. Раньше не обращала внимания, но с появлением ребенка стала чувствовать себя небезопасно.
О реконструкции
Состояние дома — упадочное. Общедомовые коммуникацие — электрика, сантехника, кровля находятся в полуразрушенном состоянии. Жители начали бить тревогу по поводу замены фасадов. Изначально был предложен вариант с какими-то металлическими пластинами, выглядел он хуже бразильских фавел. К тому же крепить их собирались поверх старых советских панелей. Позже акимат прислушался к жильцам, организовал конкурс на реконструкцию.
По-настоящему вызывает тревогу фундамент и несущие конструкции. Оказывается, последние 20 лет управляющий домом сдавал в аренду многие общественные помещения по своему усмотрению и в цокольном и подвальных этажах, как показало вскрытие, появилось немало отверстий. Если сейчас нарушена несущая способность, при землетрясении может случиться трагедия. Жильцы своими силами такую проблему не могут исправить — очень дорого. Нужно провести техническую ревизию и пригласить независимых конструкторов. Просто сделать красивый фасад, не обновив конструкцию и не отремонтировав все капитально, все равно что заплатку пришить к прогнившей одежде.
Мне нравится это место, его самобытность, его аутентичность. Я убеждена, что архитектурная среда влияет на сознание и мышление человека.Мы, например, на уровне своей квартиры сделали комфортное пространство. Можно еще как-то привести в порядок подъезд, но для более масштабных изменений нужна помощь властей города.
У здания два варианта будущего. Либо закат и упадок, либо расцвет и процветание. Но для этого нужно приложить немало усилий, как жильцам комплекса, так и города.
Комментарии
Подписаться