ИсторииОт «можем повторить» до «никогда больше»
Как менялось отношение казахстанцев к 9 мая
На протяжении всей истории независимого Казахстана в стране отмечали 9 мая — День победы. Среди граждан отношение к этой дате неоднозначное. Кто-то считает это днем памяти, который должен предостерегать человечество от войн, а кто-то — великодержавным праздником. Рассказываем, как менялось отношение казахстанцев к этому дню. Разобраться в этом нам помогли политологи Виктор Ковтуновский и Димаш Альжанов.
Автор Султан Темирхан
Как менялось отношение к парадам?
Первый парад в честь Дня Победы прошел на Красной площади Москвы 24 июня 1945 года. В 1946–47 годах парад не проводили, однако 9 мая считался выходным днем. С 1948 по 1964 год День Победы официально не отмечался. Лишь в 1965 году, на двадцатый юбилей Победы, дата вновь стала праздничной, и тогда провели второй парад. В целом в течение нескольких десятилетий парад не был привычной частью 9 мая: его проводили только в юбилеи, например, к 40-летию победы в 1985 году.
В РФ парад стал ежегодным с 1995 года. В Казахстане мероприятие проводят с 2005 года, но не ежегодно. В 2020 и 2021 годах его не устраивали из-за локдауна.
— В середине 90-х экономики постсоветских стран проходили через глубокий трансформационный кризис, что сказывалось на общественных настроениях. Поэтому не удивительно, что тема победы во Второй мировой войне была использована российской пропагандой. Для России, как для бывшей метрополии, проигравшей холодную войну, важно напомнить своим гражданам о былых победах. Не уверен, что казахстанские власти решили тоже погреть свой имидж у вечного огня. Надо помнить, что мы тогда находились под огромным информационным влиянием российского телевидения и в конце концов пошли на поводу у того, что позднее назвали «победобесием», — рассказывает политолог Виктор Ковтуновский.
В 2022 году, по официальным заявлениям минобороны РК, парад не проводили в целях экономии бюджетных средств. Однако мероприятия и концерты, связанные с 9 мая, все же шли. Стоит отметить, что прошлом в стране устраивали военные парады даже ко Дню Конституции.
В том же 2022 году российский пропагандист Тигран Кеосаян негативно высказался о Казахстане. Причиной послужила как раз-таки отмена парада в честь 9 мая. Кеосаян назвал это неблагодарностью и предложил казахстанцам «посмотреть на Украину».
«На Украину гляньте внимательно, подумайте серьезно», — заявил тогда пропагандист в эфире своей передачи. Угрозы Кеосаяна вызвали негативную реакцию среди казахстанцев, в том числе властей. В июне 2022 года ему запретили въезд в Казахстан.
В 2023 и 2024 годах в Казахстане парады в честь 9 мая также не проводятся. Однако президент Казахстана Касым Жомарт Токаев посещал шествия, которые проходят в Москве.
— При Путине военные парады превратились в милитаристский ритуал, призванный показать всем своим недругам, что Россия «может повторить». Очевидно, что участвовать в подобных кампаниях казахстанским властям нет никакого резона, — отвечает нам Виктор Ковтуновский.
— Как только российский режим начал восстанавливать сакрализацию войны для своего имиджа и мобилизации общества, Казахстан, находясь в едином информационном пространстве с Россией, подхватил эту негативную тенденцию. Далее, по мере того как менялся режим Путина и его внешняя политика, победа во Второй мировой войне была окончательно идеологизирована и стала обретать более агрессивные формы, близкие к фашизму. Сейчас и вовсе это повод для оправдания войны и убийства граждан Украины. Как вы видите, слепое следование нарративам Кремля со стороны казахского режима поставило под угрозу единство нашего общества, — считает политолог Димаш Альжанов.
Бессмертный полк
Первый «Бессмертный полк» состоялся в 2012 году в России. В Казахстане акцию впервые провели в 2014 году. В 2020 и 2021 годах из-за локдауна мероприятие проходило онлайн.
В 2022 году власти РК отказали в проведении акции. Они предложили организовать «Бессмертный полк» онлайн, хотя эпидемиологические ограничения уже были сняты. Представители ветеранских организаций тогда быстро нашли компромиссное решение. Они предложили властям устроить акцию под названием «Батырларға тағзым» («Поклонись героям»). Ее одобрили практически повсеместно. Акция собрала десятки тысяч человек, однако в 2023 году марш снова провели онлайн.
— Насколько мне известно, ограничения эти связывают с эпидемией COVID-19, но это формально. На самом деле, на фоне того, что в России шествие «Бессмертного полка» сильно попахивает возвращением к имперской великодержавной идеологии, подобные манифестации в казахстанских городах создают межнациональное напряжение, провоцируют конфликтные ситуации, — объясняет Виктор Ковтуновский.
В 2022 году, после начала полномасштабного вторжения России в Украину, создатели первой акции «Бессмертного полка» попросили не связывать их с будущими шествиями из-за изменения первоначального смысла.
Георгиевские ленты
Георгиевскую ленту как символ ВОВ популяризировали в 2005 году. Ее создателями выступили директор интернет-проектов агентства «РИА Новости» Наталья Лосева и ее коллеги. Они объединили два совершенно разных символа: императорскую георгиевскую ленту и советскую гвардейскую.
Граждане Казахстана длительное время относились к лентам лояльно. В статье Lada.kz от 2013 года рассказывают о том, как военнослужащие в Актау отмечают День Победы. На фотографии с мероприятия стоят казахстанцы в военной форме, на каждом висит георгиевская лента. В целом с 2006 по 2013 год поисковик Google по запросу «георгиевские ленты Казахстан» не выдает ничего, связанного с критикой символа.
Однако ситуация меняется в 2014 году, после аннексии Крыма. В казнете разгораются споры вокруг использования ленты, в том числе среди депутатов. Часть казахстанцев начинает носить отечественную версию символа. Ее создателем выступил активист Касым Аманжолулы. Он придумал ее в 2013 году и приурочил ко Дню памяти жертв политических репрессий.
Фото: matritca.kz
— Отсутствие у президента Токаева и его администрации четкой и независимой от Кремля позиции создает эти метания. Очевидно, что Казахстану надо отказаться от российской идеологизированной интерпретации наследия Второй мировой войны, поскольку это инструмент влияния и на наше общество. Бессмертный полк — часть этой идеологической интерпретации и должен быть отменен. Есть много других цивилизованных форм чтения памяти по погибшим. Более того, Казахстану необходимо критически пересмотреть этот период истории, наше участие, развенчать идеологические мифы и созданных героев. Наконец, сформировать здоровое отношение к наследию войны с соответствующими траурными церемониями, — считает Альжанов.
Известно, что во времена Российской империи завоевателей Центральной Азии награждали медалью «За походы в Среднюю Азию», которую носили на георгиевской ленте, соединенной с владимирской.
— По моим наблюдениям, резкое неприятие георгиевской ленточки началось после 2014 года, когда эта атрибутику стали использовать оккупационные власти Российской Федерации на захваченных украинских территориях. Георгиевские ленточки у нас стали восприниматься как атрибутика сепаратистов, — рассказывает Ковтуновский.
— Споры, возникающие внутри общества, то есть снизу, и заставили власти Казахстана изменить символы празднования победы и дистанцироваться от агрессивной георгиевской ленты. Однако проблема все еще остается. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА — НЕ ПОВОД ДЛЯ РАДОСТИ И БЕСНОВАНИЙ. ЭТО ДЕНЬ ПАМЯТИ, УРОК ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ, КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН ПРЕДОСТЕРЕГАТЬ ОТ МАССОВЫХ УБИЙСТВ. Вот этого понимания у нас еще нет. Мы не стали частью цивилизованного мира, — подытоживает Димаш Альжанов.
Обложка: Абзал Калиев / sputnik.kz
Комментарии
Подписаться