Истории«Я хочу уехать из Петропавловска»: Молодежь — о городе без перспектив
О плохом воздухе, низких зарплатах и нулевых возможностях
Петропавловск — город и областной центр в Северо-Казахстанской области. За 2019 год отток населения в области составил 6 тысяч человек. В 2020 году область находится на втором месте в Казахстане по сокращению численности населения.
Стандартные причины для переезда — низкий уровень жизни, обесценивание труда и отсутствие поддержки молодежных инициатив. Поговорили с тремя жителями Петропавловска, которые любят родной город, но хотят себе лучшей жизни — о зарплатах, некачественном обучении и переезде вопреки патриотизму.
Михаил Темников
23 года, медбрат
Я живу в маленьком, уютном городе без смысла и без перспективы развития
Я живу в маленьком, уютном городе без смысла и без перспективы развития
Всю сознательную жизнь я живу в Петропавловске. Природа тут вызывает восхищение, меня это вдохновляет, придает сил. Люди здесь живут тихо. Я живу в маленьком, уютном городе без смысла и без перспективы развития. Я люблю его, но жизнь должна быть лучше — как для молодежи, так и для людей среднего возраста.
Качество жизни тут не соответствует нормам: зарплаты низкие, развлечений мало, ресторанный бизнес развивается тяжело. В СКО любая работа оплачивается ниже, чем в других областях, хотя обязанности одни и те же. Зато объемы больше и условия работы суровее: старое оборудование, плохая погода, а если это касается медицинской сферы — небольшое количество больниц, что создает переполненность.
В среднем медбрат в Петропавловске получает от 120 тысяч до 150 тысяч тенге — это учитывая ненормированный график работы и ночные смены. С нормальным графиком ниже — около 80 тысяч тенге. Когда предлагали работу в Астане, был удивлен размерами зарплат.
Тут принято любую инициативу глушить и неодобрять
Менталитет людей пугает: мы отстаем от мира. Петропавловцы — непробиваемая стена. Некоторые из старшего поколения боятся нового и передают страхи и комплексы детям. Тут принято любую инициативу глушить и неодобрять. Тут осуждают за необычный внешний вид, попытки экспериментировать с музыкой или хореографией, даже за неклассические профессии. Если открываются творческие мастерские, где учат рисовать или лепить, то не находят отклик среди местных и закрываются. Заведениям сложно существовать: люди искренне не понимают, что платят не только за свой ужин, но и за сервис. В городе пора менять взгляды на культуру.
Парадокс в том, что у нас тоже есть море и нефть, но уровня жизни как в ОАЭ нет
Парадокс в том, что у нас тоже есть море и нефть, но уровня жизни как в ОАЭ нет
Я не из тех, кто вечно чем-то недоволен, но перспектив в Петропавловске на сегодня не вижу. Хочу верить, что в будущем уровень жизни повысится, и люди будут жить дольше. Пограничные города обычно большие и богатые, но не в нашем случае, хотя из такого города можно сделать центр туризма Северо-Казахстанской области.
Пока точно не решил, куда переезжаю — или в Турцию, или в Эмираты. Богатые и красивые страны с интересной культурой. Парадокс в том, что у нас тоже есть море и нефть, но уровня жизни как в ОАЭ нет.
Сейчас учу языки и выбираю университет для повышения квалификации. Завел отдельный счет для переезда. В обеих странах медработники могут совмещать учебу и работу — отличная перспектива для меня. Восточная культура нравится: повлияло то, что рос в многоконфессиональной стране. Переезд в страну с хорошей медициной хорошо повлияет на меня.
Элен Акопян
14 лет, дизайнер
Нет эко-активистов, которые поднимут вопрос загрязнения воздуха от ТЭЦ — всем безразлична надвигающаяся катастрофа и большое количество онкологических больных
Нет эко-активистов, которые поднимут вопрос загрязнения воздуха от ТЭЦ — всем безразлична надвигающаяся катастрофа и большое количество онкологических больных
Зимой прошлого года я начала делать и продавать шопперы и бижутерию. Недавно я купила швейную машинку, сейчас работаю над капсульным гардеробом — в Петропавловске много красивых людей, хочу, чтобы они представляли мою одежду на показах в будущем. Мне нравятся вещи вне стандартов.
В Петропавловске классно зимой, хотя люди боятся северного региона из-за морозов. Обожаю каток, санки.
Несмотря на возраст, трудно не видеть проблем, которые меня окружают. Не понимаю, почему у взрослых отсутствует тревога по поводу развития экономики нашей страны: это ведь напрямую влияет на низкие зарплаты.
В городе мало активистов, которые борются за свободу слова или творчества — инакомыслие подавляют. Это начинается еще в школе, когда социальные сети учеников мониторят, а высказывания осуждают.
Нет эко-активистов, которые поднимут вопрос загрязнения воздуха от ТЭЦ — всем безразлична надвигающаяся катастрофа и большое количество онкологических больных. Мы отстаем от общепринятых мировых стандартов: у нас не сортируют мусор и не заботятся об экологической обстановке.
Мое сердце разбивается из-за проблемы бездомных животных и их отстрела. В Петропавловске был случай, когда собак отстреливали при детях — и ответственности никто не понес. Мы все хотим высокого уровня жизни, но в таких реалиях это сложно.
Все говорят: «Зато в Казахстане нет войны», но мирное небо не заставит меня передумать. Войн нет в большинстве стран
Все говорят: «Зато в Казахстане нет войны», но мирное небо не заставит меня передумать. Войн нет в большинстве стран
В нашем университете обучение дорогое. Я обращаю внимание на вакансии и вижу зарплаты по 40 тысяч тенге. Не понимаю, как родители с таким доходом должны оплатить учебу детям стоимостью в 35 тысяч тенге в месяц. При этом реальные знания даются в колледжах: например, моему брату приходится реально париться над заданиями, а подруга в универе просто ходит на лекции и жалуется, что на парах они ничем не занимаются.
Какими бы сильными ни были наши колледжи, я хочу получить высшее образование. У нас напряженно с возможностями реализоваться в творчестве, индустрия моды развивается медленно. В нашем университете изучают только графический дизайн, а никто из преподавателей не работал реальным дизайнером и не работал над классными проектами. Мне хочется, чтобы университет выглядел достойно, но во время дня открытых дверей мне хватило состояния туалетов и отсутствия ремонта.
Когда изучала другие университеты России и Казахстана, смутили цены на обучение и высокие проходные баллы на получение стипендии. В итоге решила поступать в армянский государственный педагогический университет на моделирование одежды. Обучение в год там стоит около 500 долларов — в два раза дешевле, чем у нас. Практику там можно пройти у знаменитых армянских дизайнеров, которые представляют модные дома в Италии и Франции. Это большая возможность для начинающего дизайнера — про обучение у нас я такого не слышала.
Сейчас я готовлюсь к переезду в Армению. Переживаю из-за военного конфликта между Арменией и Азербайджаном. Все говорят: «Зато в Казахстане нет войны», но мирное небо не заставит меня передумать. Войн нет в большинстве стран.
Виктория Грюнвальд
26 лет, блогер
У нас рабочих мест с хорошими зарплатами не хватает, хотя эти зарплаты замедлили бы отток населения
У нас рабочих мест с хорошими зарплатами не хватает, хотя эти зарплаты замедлили бы отток населения
Я родилась в компактном городе Петропавловске, где люди отзывчивые и добрые — этим он и подкупает. О провинциалах говорят, что у нас узкий кругозор и примитивные интересы, но это не про петропавловцев. Зима вдохновляет жителей, первый снег придает городу романтичность. Плюсы Петропавловска — отсутствие пробок и шаговая доступность всего, этого нет в маленьких городах Европы.
В детстве я пару раз меняла школы. Повзрослев, поняла, что школы душат детей: индивидуальность ребенка никого не интересует. Важнее сдать экзамены и не запятнать честь учреждения. Учителя загружены бумажной волокитой и не могут выполнять работу полноценно, система психологической помощи есть просто для галочки. Университеты похожи не на образовательные заведения, а на коммерческие: круговорот денежных средств есть, а процесса образования нет.
У мужчин низкая социальная ответственность перед семьей, из-за маленьких зарплат обеспечивать семьи они не могут. Я верю, что любой труд должен оцениваться адекватно, пусть не в каждом человеке есть жилка предпринимателя. Медсестра, ухаживающая за онкобольными, или дворник, который делает город чище, — почему они не достойны зарплаты, как у чиновников?
Достойная оплата труда — проблема государства, а не народа. У нас рабочих мест с хорошими зарплатами не хватает, хотя эти зарплаты замедлили бы отток населения.
Другие проблемы — законы по алиментам не работают, насилие над женщинами остается безнаказанным. Уровень жизни государства можно оценить по уровню жизни пенсионеров. Сбор средств на лечение больным детям и отстрел домашних животных — признаки развития страны третьего мира. Так бывает при правителях, которые не имеют сострадания и эмпатии.
Мы искали возможность жить в России или другом городе в Казахстане, но решили, что идеальные условия для нашего ребенка будут только в Германии
Мы искали возможность жить в России или другом городе в Казахстане, но решили, что идеальные условия для нашего ребенка будут только в Германии
Переезжать зарубеж решила из-за мужа. Он родился в Казахстане, но переехал в Германию и прожил там больше 30 лет. Мы познакомились в интернете. Его впечатления о Петропавловске меня сначала очень обижали: например, он говорил, что у нас так много онкологических больных из-за плохого воздуха. А я рассуждала о прелестях жизни в Петропавловске, потому что к негативным моментам привыкла. Пока не увидела разницу с Баварией.
У нас бывают конфликты на фоне переезда: мне тяжело покинуть родину, а он не понимает этого, хочет для меня лучшей жизни. Мы искали возможность жить в России или другом городе в Казахстане, но решили, что идеальные условия для нашего ребенка будут только в Германии.
Из-за пандемии процесс переезда затянулся. Люди считают, что те, кто мигрирует, живут на фоне пони и денег, падающих с небес, но для меня это как кризис подросткового возраста. Когда едешь в страну с чужим языком и другой культурой, чувствуешь себя беззащитным ребенком.
Я поняла, что ностальгия по Родине всегда будет присутствовать: теплые моменты в Петропавловске не заменят ни Альпы, ни Эйфелева башня. Здесь я оставляю родителей и друзей. Они рады за меня и желают только лучшей жизни.
Помогают положительный настрой и поддержка мужа. Я жду подтверждения от миграционной службы и готовлюсь к вылету из страны.
Комментарии
Подписаться